Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2013 г. N 06АП-4452/13
г. Хабаровск |
|
24 сентября 2013 г. |
А73-5594/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.И. Балинская
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Хабаровского транспортного прокуратура: Тощакова Е.В. - старший помощник Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры;
от закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки": Шеломенцева Е.В. - представитель по доверенности от 02.09.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки"
на решение от 25.07.2013
по делу N А73-5594/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Хабаровского транспортного прокурора
к закрытому акционерному обществу "Амурские пассажирские перевозки"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" (далее - общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25 июля 2013 года ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой полагает решение отменить и принять новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель Хабаровского транспортного прокурора отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" на основании лицензии от 07.05.2013 серия МР-2 N 000731 осуществляет перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров бессрочно.
В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о безопасности судоходства при осуществлении перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в деятельности судовладельца прокурором установлено, что в период с 26.04.2013 по 28.04.2013 эксплуатация судна "Механик Джасов" осуществлялась в отсутствие судового санитарного свидетельства, так как согласно акту приемки судна "Механик Джасов" в эксплуатацию судно принято в навигацию 2013 года с 26.04.2013, а судовое санитарное свидетельство на право плавания получено в Управлении Роспотребнадзора по Хабаровскому краю только 29.04.2013; на судне "Бриллиант" выявлен факт неправомерной установки в районе правого борта ютовой палубы судна незарегистрированного в Российском Речном Регистре газового баллона емкостью 40 литров (пропан); на пассажирских теплоходах "Капитан Зинаида Савченко", "Василий Плюснин", "Москва-81" выявлено отсутствие обозначений путей эвакуации с главной палубы через лацпорт по правому и левым бортам стрелками указателями и знаками, окрашенными светящейся краской и указывающие пути движения эвакуируемых людей.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, прокурором 24.05.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, прокурор обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Права, обязанности и ответственность юридических лиц при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ регулируются Федеральным законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации", (далее - КВВТ РФ). В соответствии со статьей 5 КВВТ РФ лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию на основании пункта 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 3 статьи 2 указанного Федерального закона, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Порядок лицензирования перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, осуществляемых юридическими лицами, установлен "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2012 года N 13.
Согласно части 1 статьи 14 КВВТ на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о праве собственности на судно; свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о годности судна к плаванию; список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); судовое санитарное свидетельство; единая книга осмотра судна; свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; разрешение на судовую радиостанцию; свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна; свидетельство о классификации; мерительное свидетельство.
В силу части 2 указанной статьи, на судне должны находиться оригиналы указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.
Аналогичное требование установлено пунктами 24 и 25 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1.1.1. Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98 "Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.1998 N 16, эксплуатация судна разрешается при наличии на судне "Судового санитарного свидетельства на право плавания", выданного органом госсанэпиднадзора.
В соответствии с пунктом 11.2.3 части 2 "Энергетические системы и установки" Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания, утвержденных распоряжением Минтранса России от 11.11.2002 N НС-137-р, бытовые установки сжиженного газа запрещается устанавливать на судах, предназначенных для перевозки пассажиров.
Пунктом 37 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 установлены требования к безопасности объектов внутреннего водного транспорта, бытовые установки сжиженного газа должны быть спроектированы и установлены так, чтобы исключить утечку газа и минимизировать риск взрыва. Должны быть предусмотрены мероприятия и приборы (приспособления), необходимые для выявления возможной утечки газа.
Материалы и конструкции установок должны соответствовать используемому типу газа и выдерживать перегрузки при допустимых изготовителем условиях эксплуатации. Каждая установка должна быть снабжена рассекателем пламени для всех типов горелок.
Для каждой установки должен быть предусмотрен свой питательный трубопровод или шланг от общей распределительной системы (пункта), на котором должно быть установлено устройство для перекрытия подачи газа. Распределительный пункт должен быть установлен таким образом, чтобы в случае утечки газа из шкафа не возникало опасности проникновения этой смеси внутрь судна или соприкосновения с каким-либо источником воспламенения. Должна быть предусмотрена вентиляция с целью удаления продуктов сгорания и защиты персонала в случае утечки газа.
Все суда с постоянно установленными системами газоснабжения должны быть оборудованы укрытием (помещением) для хранения газовых баллонов, отделенным от жилых помещений. Это укрытие (помещение) должно быть доступно только снаружи и должно иметь вытяжную вентиляцию.
Согласно пункту 4.7.11. Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от 03.01.1973 N 2, весь монтаж бытовых установок сжиженного газа (камбузы, буфетные, посудомойки и т.п.), включающий устройство помещений для газовых приборов, их установку, монтаж и хранение баллонов, испытание и освидетельствование газового оборудования, должен производиться в соответствии с требованиями правил Речного Регистра РСФСР.
Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судне предусмотрены пунктом 27 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 24.12.2002 N 158, согласно которому в судовых помещениях (в рулевой рубке, машинных помещениях, постах управления, коридорах жилых и служебных помещений на обоих бортах каждой палубы, салонах отдыха, барах и ресторанах) следует размещать на видных, хорошо освещенных местах схемы путей эвакуации.
Кроме таких схем, во всех коридорах жилых и служебных помещений должны быть нанесены стрелки-указатели и знаки, окрашенные светящейся краской и указывающие пути движения эвакуируемых людей.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В суд первой и апелляционной инстанций обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им всех возможных мер, направленных на предупреждение правонарушения. Также не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению юридическим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание ссылка заявителя жалобы на постановление мирового судьи судебного участка N 24 Центрального района города Хабаровска от 10.07.2013 по делу N 5-322/2013 как имеющее преюдициальное значение при рассмотрении данного дела, поскольку оно не вступило в законную силу на момент вынесения обжалуемого судебного акта. В суд апелляционной инстанции обществом также не представлены доказательства, свидетельствующие о вступлении указанного постановления в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности вменяемого правонарушения и применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения, получили надлежащую оценку в суде первой инстанции.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.07.2013 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5594/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.