г. Тула |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А54-8887/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.09.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Серебрянский цементный завод" (Рязанская область, пгт. Октябрьский, ИНН 6208007944, ОГРН 1036224001087) - Владимирова О.Н. (доверенность от 11.05.2013), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Рязанской области (Рязанская область, г. Скопин, ИНН 6219005498, ОГРН 1046222004861) - Барабановой Т.Е. (доверенность от 18.04.2013 N 2.2-30/03134), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6234010781, ОГРН 1046209031857) - Преснякова А.А. (доверенность от 08.11.2012 N 26-21/11976), в отсутствие третьего лица - Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6231013079, ОГРН 1026201262394), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.2013 по делу N А54-8887/2012 (судья Ушакова И.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Серебрянский цементный завод" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Рязанской области (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо), Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в не направлении поручения на возврат обществу суммы налога в размере 23 103 990 рублей на основании решений от 30.10.2012 N 17, от 27.12.2012 N 1 в территориальный орган Федерального казначейства по Рязанской области, о возложении обязанности на налоговый орган направить поручение на возврат суммы налога в размере 23 103 990 рублей на основании решений от 30.10.2012 N 17, от 27.12.2012 N 1 в территориальный орган Федерального казначейства по Рязанской области в соответствии с действующим налоговым законодательством (с учетом уточнения заявленных требований от 13.03.2013).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 13.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о возврате налога на добавленную стоимость ООО "Серебрянский цементный завод" и не направлении в территориальный орган Федерального казначейства по Рязанской области поручения о возврате налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года в сумме 23 103 990 рублей по решениям о возмещении налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года от 31.10.2012 N 17, 27.12.2012 N 1 не соответствует действующему налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку на дату вынесения судебного акта инспекция не представила доказательств того, что на основании указанных решений о возмещении налоговым органом принято решение о возврате налога на добавленную стоимость, оформлено поручение на возврат суммы налога и направлено в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия данного решения.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что действия по возврату налога произведены налоговым органом своевременно и в соответствии с действующим законодательством.
Общество, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, возражения изложило в отзыве, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что в апелляционной жалобе отсутствуют указания на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Третьи лица отзывы в материалы дела не представили.
Представители территориального органа Федерального казначейства по Рязанской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 19.07.2012 обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года, согласно которой возмещению из федерального бюджета подлежал налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 64 274 345 рублей.
Налоговый орган 30.10.2012 принял решение N 17 о возмещении обществу частично суммы налога на добавленную стоимость в размере 24 842 024 рублей, заявленной к возмещению за 2 квартал 2012 года.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2012 года в период с 19.07.2012 по 19.10.2012 инспекция пришла к выводу о завышении обществом налога на добавленную стоимость, предъявленного из бюджета за 2 квартал 2012 года на сумму 39 432 321 рублей. Обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета налог на указанную сумму, внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Данные обстоятельства отражены в акте камеральной налоговой проверки от 01.11.2012 N 6596.
С учетом проведенных на основании решения от 27.11.2012 N 31 дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция приняла следующие решения:
- от 27.12.2012 N 85 об отказе обществу в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в размере 35 328 331 рубля, заявленной к возмещению;
- от 27.12.2012 N 126 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлено, что обществом необоснованно завышена сумма налоговых вычетов, предъявленных к возмещению из бюджета НДС за 2 квартал 2012 года в сумме 35 328 331 рубля;
- от 27.12.2012 N 1 о возмещении обществу частично суммы налога на добавленную стоимость в сумме 28 946 014 рублей, заявленной к возмещению, в котором также указано, что налогоплательщику ранее возмещено 24 842 024 рубля (по решению от 30.10.2012 N 17) и подлежит возмещению 4 103 990 рублей.
Извещением от 08.11.2012 N 20870 инспекция уведомила налогоплательщика о принятии налоговым органом решения о возврате обществу налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года в сумме 5 842 024 рублей.
Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской области 08.11.2012 в адрес Управления Федерального казначейства по Рязанской области направлена заявка N 6219ZV000002671 на возврат обществу НДС в сумме 5 842 024 рублей.
Согласно платежному поручению от 13.11.2012 N 2793970 денежные средства в сумме 5 842 024 рублей возвращены налогоплательщику.
Извещением от 08.11.2012 N 9889 налоговый орган сообщил обществу, что при проведении сверки расчетов с бюджетом в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика обнаружен факт излишней уплаты НДС по состоянию на 08.11.2012 в размере 24 842 024 рублей.
Поскольку налоговым органом не было принято решение о возврате налогоплательщику налога на добавленную стоимость в сумме 23 103 990 рублей и фактически не перечислены денежные средства на указанную сумму по вынесенным решениям от 30.10.2012 N 17 о возмещении обществу суммы налога на добавленную стоимость в размере 24 842 024 рублей (не возвращено 19 000 000 рублей), от 27.12.2012 N 1 о возмещении обществу суммы налога на добавленную стоимость в размере 28 946 014 рублей (не возвращено 4 103 990 рублей), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен положениями статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В силу пункта 6 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (пункт 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в случае представления налогоплательщиком надлежащих доказательств наличия у него права на возмещение НДС налоговый орган обязан принять решения о возмещении НДС и его возврате в установленные приведенными нормами налогового законодательства сроки, а также совершить действия, необходимые для осуществления фактического возврата налогоплательщику сумм налога.
Как установлено судом, 30.10.2012 налоговый орган принял решение N 17 о возмещении обществу частично суммы НДС за 2 квартал 2012 года в размере 24 842 024 рублей, заявленной к возмещению.
По итогам камеральной налоговой проверки инспекция приняла решение от 27.12.2012 N 1 о возмещении обществу частично суммы налога на добавленную стоимость 28 946 014 рублей, заявленной к возмещению.
Согласно платежному поручению от 13.11.2012 N 2793970 НДС за 2 квартал 2012 года возмещен обществу в сумме 5 842 024 рублей.
На основании изложенного, налогоплательщику подлежал возврату НДС за 2 квартал 2012 года в оставшейся сумме 23 103 990 рублей.
Однако фактически данная сумма не была возвращена обществу. Доказательств наличия недоимки, препятствующей возврату налога на добавленную стоимость, налоговый орган в материалы дела не представил.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку на дату вынесения судом обжалуемого решения налоговый орган не представил доказательств того, что на основании решения о возврате было оформлено поручение на возврат суммы налога и направлено в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения, как это предписано положениями статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, то сумма НДС за 2 квартал 2012 года в размере 23 103 990 рублей подлежит возврату обществу, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При этом налогоплательщик не опроверг фактические обстоятельства по делу, установленные судом первой инстанции, исходя из которых, суд сделал выводы о правомерности возмещения обществу налога на добавленную стоимость в сумме 23 103 990 рублей.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.2013 по делу N А54-8887/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-8887/2012
Истец: ООО "Серебрянский цементный завод"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Рязанской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области