г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А56-22197/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Абакумовой И.Д., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 78377);
от заинтересованного лица: Хромов В.Ю. по доверенности от 09.01.2013(ОНД) и по доверенности от 11.01.2013 (ГУ МЧС);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16072/2013) ООО "Рюрик Менеджмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2013 по делу N А56-22197/2013 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "Рюрик Менеджмент"
к 1)Отделу надзорной деятельности Центрального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
2)Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Рюрик Менеджмент" (191011, г.Санкт-Петербург, наб.реки Фонтанки, д.13, литер.А, ОГРН1057812683928, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Центрального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (193024, г.Санкт-Петербург, ул. 3-я Советская, д.50, далее- ОНД Центрального района УНД ГУ МЧС России по СПб, орган пожарного надзора) от 05.04.2012 N 2-25-235 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в части недоказанности эпизода 7 оспариваемого постановления, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, признать незаконным постановление органа пожарного надзора в полном объеме, по тем основаниям, что не установлена вина заявителя; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отношении должностного лица; общество не является правообладателем проверяемых помещений.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило.
Представитель органа пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя органа пожарного надзора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 14.02.2013 прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга с участием ОНД Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведена совместная проверка объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района.
В помещениях ООО "Литера", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 57, лит. А проверяющими были выявлены и зафиксированы в акте проверки от 15.02.2013 следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- допущено размещение выставки картин в частях капитально ремонтируемого здания, не выделенных глухими противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа (нарушение пункта 367 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР);
- помещения выставочных залов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (нарушение части 3 статьи 4, статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), таб. 3 НПБ 110-03, приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009);
- помещения выставочных залов не оборудованы системой оповещения людей о пожаре ( нарушение части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, таб. 2 НПБ 104-03, таб. 2 СП 3.13130.2009);
- допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (нарушение пункта 42 ППР);
- допускается использование временной электропроводки и удлинителей для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ ( нарушение пункта 42 ППР);
- в помещениях не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны ( нарушение пункта 6 ППР);
- руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте ( нарушение пункта 4 ППР).
В ходе проверки также установлено, что в соответствии с решением совета директоров ООО "Литера" N 11/10 от 22.09.2010 и договором от 01.11.2010 полномочия единоличного исполнительного органа ООО "Литера" переданы управляющей компании -ООО "Рюрик Менеджмент".
18.02.2013 заместителем прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в отношении ООО "Рюрик Менеджмент" вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения в ОНД Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
05.04.2013 органом пожарного надзора вынесено постановление об административном правонарушении N 2-25-234 о привлечении ООО "Рюрик Менеджмент" к административной ответственности на основании частей 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, за исключением эпизода 7 оспариваемого постановления, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет ответственность по части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме (Правила N 390), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Наряду с указанными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений; СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование"; НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"; НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
В силу статьи 37, части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В ходе проведения проверки установлено, что проверка проводилась в помещениях ООО "Литера", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.57, лит.А, занимаемых на основании договора аренды N 112 от 30.12.2005.
В соответствии с решением совета директоров ООО "Литера" N 11/10 от 22.09.2010 и договором от 01.11.2010 полномочия единоличного исполнительного органа ООО "Литера" переданы управляющей компании -ООО "Рюрик Менеджмент".
В соответствии с п.2.1 договора от 01.11.2010 управляющая компания (ООО "Рюрик Менеджмент") осуществляет права и исполняет обязанности единолично исполнительного органа общества в том объеме и с теми ограничениями, которые определены действующим законодательством Российской Федерации и Уставом общества, иными внутренними документами Общества, настоящим договором и соответствует действующему законодательству РФ.
В соответствии с п. 2.1.1 договора в число обязанностей управляющей компании, в том числе входит осуществление текущего руководства деятельностью общества.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
При вышеизложенных обстоятельствах ООО "Рюрик Менеджмент" подлежит административной ответственности как юридическое лицо, осуществляющее руководство ООО "Литера", в арендуемых помещениях которого выявлено несоблюдение требований пожарной безопасности, то есть является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением от 05.04.2013 N 2-25-234 общество привлечено к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение части 3 статьи 4, статьи 54 Закона N 123-ФЗ, пунктов 4, 6, 42, 367 ППР, таб. 3 НПБ 110-03 (приложения А),СП 5.13130.2009, таб. 2 НПБ 104-03, таб 2 СП 3.13130.2009 на объекте защиты по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 57, лит. А.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Следовательно, такие системы должны быть установлены на объектах, подпадающих под указанные перечни, вне зависимости от времени введения объекта защиты в эксплуатацию. Перечень объектов, подлежащих оборудованию системами автоматической пожарной сигнализации, утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 175 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования СП 5.13130.2009. Данный свод правил является нормативным документом добровольного применения, за исключением таблицы А "Перечень зданий сооружения, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", имеющей обязательный характер в силу пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Перечень зданий, подлежащих оснащению системами оповещения и управления эвакуацией людей, определен в НПБ 104-03, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 173.
В соответствии с пунктом 18 данного перечня гостиницы, общежития, кемпинги вместимостью более 50 человек, подлежат оснащению СОУЭ 1-4 групп.
Кроме того, Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)" (далее - НПБ 110-03).
Согласно пункту 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; - категории В4 и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток.
В силу пункта 14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Пунктами п.4.1, п. 5.1 НПБ 104-03 предусмотрено, что здания должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях. Нормами предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик.
Пунктом 96 ППБ 01-03 установлено, что регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
Факт отсутствия в на объекте защиты автоматических установок пожаротушения, а также систем оповещения людей и управления эвакуацией при возникновении пожара представитель общества не отрицал, доказательств невозможности ее установки или наличия объективных препятствий для ее размещения в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 4 ППР руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
Относительно данного пункта суд первой инстанции обоснованно указал на необоснованное его вменение обществу, поскольку соответствующие приказы общество предоставило.
В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны(пункт 6 ППР).
В силу пункта 42 ППР запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В строящихся зданиях разрешается располагать временные мастерские и склады (за исключением складов горючих веществ и материалов, а также оборудования в горючей упаковке, производственных помещений или оборудования, связанных с обработкой горючих материалов). Размещение административно-бытовых помещений допускается в частях зданий, выделенных глухими противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. При этом не должны нарушаться условия безопасной эвакуации людей из частей зданий и сооружений.
Запрещается размещение временных складов (кладовых), мастерских и административно-бытовых помещений в строящихся зданиях, имеющих не защищенные от огня несущие металлические конструкции и панели с горючими полимерными утеплителями (пункт 367 ППР).
Относительно наличия нарушений, указанных в пунктах 1,4-6 (размещение выставки картин в частях капитально ремонтируемого здания, не выделенных глухими противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа; эксплуатация светильников со снятыми колпаками; использование временной электропроводки и удлинителей не предназначенных для проведения аварийных работ; отсутствие табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны) пояснения о невозможности их устранения заявителем не представлены.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае материалами административного дела в полном объеме подтверждается, что общество, осуществляя хозяйственную деятельность, допустило нарушения требований Закона N 69-ФЗ, Закона N 123-ФЗ и пунктов 6, 42, 367 ППР, таб. 3 НПБ 110-03 (приложения А),СП 5.13130.2009, таб. 2 НПБ 104-03, таб 2 СП 3.13130.2009.
Таким образом, наличие события правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела и по существу обществом не отрицается.
С учетом вышеизложенного, в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности. Виновность общества, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки по рассматриваемым эпизодам, нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и исключения квалификации действий общества по ч.1 ст. 20.4 Кодекса, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п.9 ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 июля 2013 года по делу N А56-22197/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Рюрик Менеджмент" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22197/2013
Истец: ООО "Рюрик Менеджмент"
Ответчик: Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу, Отдел надзорной деятельности Центрального района ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу