г. Москва |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А40-166560/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Коротковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области апелляционную жалобу ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2013 по делу N А40-166560/12, принятое судьей С.О. Ласкиной (33-540),
по заявлению ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" (ОГРН 1027700018521, 101848, г.Москва, пер. Кривоколенный, д. 12, стр. 1)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
о признании незаконным решения от 17.10.2012
при участии:
от заявителя: |
Груздева Г.И. по дов. от 23.11.2012, |
от ответчика: |
не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (налоговый орган) от 17.10.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица, принятого на основании документов вх. N 351456А.
Решением от 24.05.2013 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого решения налогового органа, а также отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на игнорирование судом поступившего ходатайства, полагает необоснованной ссылку суда на Методические разъяснения, утвержденные приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, считает недоказанным соответствие принятого решения требованиям закона.
От налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве соглашается с выводами суда, просит судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве, извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие налогового органа.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Довод апелляционной жалобы о не рассмотрении судом первой инстанции ходатайства ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" об отложении судебного разбирательства не соответствует действительности и опровергается материалами дела.
Названное ходатайство заявителя поступило в суд 15.05.2013, приобщено судом к материалам судебного дела (Т 3, л.д. 119-130).
Ходатайство ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" рассмотрено в судебном заседании 17.05.2013 и с учетом мнения ответчика мотивированно отклонено протокольным определением, что отражено в протоколе судебного заседания от 17.05.2013 (Т 4, л.д. 39).
По существу спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, единственным участником ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" Автономной некоммерческой организации "Деловой Центр поддержки субъектов предпринимательства "Содействие" принято решение от 31.10.2004 N 7 о ликвидации общества.
Решением общего собрания участников ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" от 05.10.2011 отменено ранее принятое решение о ликвидации общества, прекращены полномочия ликвидационной комиссии и председателя комиссии Смирнова А.В., в связи с отменой решения назначен на должность генеральный директор общества Игнатова Т.А.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, заявителем 10.10.2012 за вх. N 351456А подано в Межрайонную ИФНС России N46 по г. Москве заявление о государственной регистрации юридического лица по форме N Р14001 с приложением протокола общего собрания участников ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" от 05.10.2011 (Т 1, л.д. 53-61).
17.10.2012 налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы (Т 1, л.д. 46).
В качестве причин отказа указаны:
- отсутствует заявление о внесении ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, составленное с учетом п. 3 ст. 62 ГК РФ, в соответствии с которым с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Представленным заявлением вносятся изменения в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.
- в представленном заявлении в разделе 2 знаком "V" отмечен пункт 2.8, согласно которому изменения вносятся в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, кроме того, знаком "V" отмечен радел 3 заявления, связанный с отменой ранее принятого решения о ликвидации юридического лица. Одновременное заполнение раздела 2 и 3 не предусмотрено данной формой заявления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденным.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма N Р14001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы".
В соответствии с п. 9 письма ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ" в связи с вступлением в силу с 1 июля 2009 г. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", учитывая, что формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, не отвечают требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений, рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.
Согласно п. 3 ч. V Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2004 N 6220) в разделе 2 Заявления по форме N Р14001 знаком "V" указывается соответствующая причина внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре и не связанные с внесением изменений в его учредительные документы.
Основываясь на приведенных нормативных источниках, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в заявлении по форме N Р14001 может быть указана лишь одна причина внесения изменений из трех возможных: изменение сведений о юридическом лице, не связанное с внесением изменений в учредительные документы, либо принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица прикладывается к заявлению), либо изменение сведений о юридическом лице в случае ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах для государственной регистрации юридического лица (за исключением учредительных документов).
При этом, как правильно установлено судом первой инстанции в случае представления заявления по форме N Р14001 в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ вносится запись об изменении сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В случае же представления заявления по форме N Р14001 в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ вносится запись об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица.
Таким образом, по форме N Р14001 могут подаваться различные заявления о принятии налоговым органом различных решений, на основании которых могут вноситься разные записи.
В нарушение данного требования в представленном ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" в регистрирующий орган заявлении по форме N Р14001 указано одновременно две причины внесения изменений: изменение сведений о юридическом лице, не связанное с внесением изменений в учредительные документы, и принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица прикладывается к заявлению).
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно указал, что при отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица и внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, представляются два заявления по форме N Р14001 с указанием соответствующих причин.
При таких обстоятельствах представленные ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс" в регистрирующий орган документы не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ненадлежащим образом оформленных документов следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что в соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является основанием для отказа в государственной регистрации.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Доводы апелляционной жалобы относительно применимости к спорным правоотношениям Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2004 N 6220) не принимаются судом в виду следующего.
Названный документ зарегистрирован в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, полномочия на его издание делегированы ФНС России Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, следовательно, названные методические разъяснения имеют силу нормативного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы, связанные с оценкой доказательств и толкованием норм права отличными от суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для изменения (отмены) принятого по делу судебного акта.
Соответствующее требованиям законодательства решение налогового органа не нарушает охраняемые прав и интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2013 по делу N А40-166560/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166560/2012
Истец: ООО "Транс Энерго Снаб Ресурс", ООО ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО КОНСТАНТА (ДЛЯ Г. И. ГРУЗДЕВОЙ)
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве