г. Киров |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А31-1858/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Дубовицких И.Н., действующей на основании доверенности от 23.04.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дубовицких Надежды Аркадьевны
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.06.2013 по делу N А31-1858/2013, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.
по заявлению Дубовицких Надежды Аркадьевны (ОГРН Костромская область, Галичский район, д. Лаптево)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Костромской области (Костромская область, г. Галич, ул. Гладышева, д. 122),
третье лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Галичу и Галичскому району Костромской области (ОГРН 1024401435365, Костромская область, Галичский район, г. Галич, ул. Гладышева, д.11),
о признании незаконным бездействия,
установил:
Дубовицких Надежда Аркадьевна (далее - заявитель, Дубовицких Н.А.) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Костромской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании крестьянского (фермерского) хозяйства "Звездочка" (далее - КФХ "Звездочка") прекращенным (ликвидированным) с 11.06.2003, возложении на Инспекцию обязанности провести ликвидацию КФХ "Звездочка", а также о признании факта прекращения прав и обязанностей главы КФХ "Звездочка" Дубовицких Н.А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Галичу и Галичскому району Костромская области (далее - третье лицо, Управление, Пенсионный фонд) (л.д. 57-58).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дубовицких Н.А. с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что у КФХ "Звездочка" не имеется задолженности перед Пенсионным фондом в указанной им сумме в связи с ее оплатой; КФХ "Звездочка" прекратило свою деятельность с 1998 года, деятельность КФХ "Звездочка" прекращена согласно статье 32 Закона РСФСР от 22.11.1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", так как земельные участки в сельскохозяйственных целях не используются в течение одного года, не осталось ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства; однако Пенсионный фонд продолжает начислять страховые взносы, начисление страховых взносов явилось следствием непринятия регистрирующим органом решения об исключении КФХ "Звездочка" из ЕГРЮЛ.
Инспекция в ходатайстве от 13.09.2013 судебное заседание просит провести без участия своего представителя, оставив решение суда без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
В заседании суда представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.01.1993 Галичским районным советом народных депутатов принято решение о регистрации КФХ "Звездочка", утверждении главой фермерского хозяйства Дубовицких Н.А. (л.д. 28).
28.01.1993 главой администрации Галичского района Костромской области издано постановление, которым КФХ "Звездочка" переданы земли на праве собственности и аренды (л.д. 27).
С 1998 года КФХ "Звездочка" предпринимательскую деятельность не ведет, налоговая отчетность в налоговый орган не представляется, расчетные счета и имущество хозяйства отсутствуют. Налоговая проверка КФХ "Звездочка", проведенная в марте 2002 года, выявила недоимку по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 12674 рубля 15 копеек, которая была уплачена. Также в ходе налоговой проверки установлено отсутствие в 2000-2002 годах выручки от реализации продукции и других доходов (л.д. 40-42).
По мнению Дубовицких Н.А. регистрирующий орган, руководствуясь положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговый орган обязан был ликвидировать КФХ "Звездочка" как несуществующее юридическое лицо, а Дубовицких Н.А. признать утратившим статус главы крестьянского фермерского хозяйства. Сочтя, что ответчиком не выполнены указанные обязанности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что регистрирующим органом какого-либо бездействия не допущено, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском фермерском хозяйстве" (далее - Закон РСФСР о фермерском хозяйстве) крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
В соответствии со статьей 32 Закона РСФСР о фермерском хозяйстве деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях: а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года; б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности; в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства; г) использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли; д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд; е) в связи с банкротством.
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона о фермерском хозяйстве решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц) в редакции, действовавшей на момент введения в действие данного Федерального закона, регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса (пункт 1). Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской от 19.06.2002 N 441 утверждены порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц. Данный порядок распространяется, в том числе на фермерские хозяйства.
В Письме Федеральной налоговой службы от 07.08.2006 N ШТ-6- 09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации" указано, что уполномоченным органом для совершения действий по регистрации в отношении данных специальных субъектов осуществляет управление по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, Закон о фермерском хозяйстве не содержит условий прекращения деятельности (ликвидации) крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с непредставлением в регистрирующий орган сведений, предусмотренных "а" - "д" части 1 статьи 5 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве для фермерских хозяйств, созданных до введения в действие данного Федерального закона, предоставляет право сохранить свой юридический статус до 01.01.2021 года.
Материалами дела подтверждено, что КФХ "Звезда" зарегистрировано в 1993 году. Следовательно, данному юридическому лицу предоставлена возможность сохранять свой статус до 01.01.2021 года.
Дубовицких Н.А. требования пункта 3 статьи 26 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц не исполнила, необходимые сведения о юридическом лице в регистрирующий орган не представила. Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о возникновении у уполномоченного регистрирующего органа оснований для ликвидации данного юридического лица в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем исходя из положений пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2005 N 83-ФЗ), вступившего в силу в июле 2005 года, порядок исключения недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" или до вступления в силу вносимых настоящим Федеральным законом изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ в отношении КФХ "Звезда" могла быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3). Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Материалами дела подтверждено, что регистрирующий орган 30.12.2011 принял решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица - КФХ "Звездочка" из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 54). 11.01.2012 указанное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации". Управление ПФР по г. Галичу и Галичскому району Костромской области направило в Инспекцию заявление от 12.01.2012, согласно которому КФХ "Звездочка" имеет задолженность на обязательное пенсионное страхование в сумме 16336 рублей 96 копеек, в связи с чем КФХ "Звездочка" не было исключено из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у КФХ "Звездочка" не имеется задолженности перед Пенсионным фондом, были исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что КФХ "Звездочка" прекратило свою деятельность до введения в действие Федерального закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве; деятельность КФХ "Звездочка" прекращена основании статьи 32 Закона РСФСР фермерском хозяйстве в связи с тем, что земельные участки в сельскохозяйственных целях не используются в течение одного года, не осталось ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении КФХ "Звездочка" было принято решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства в порядке, установленном статьей 33 Закона РСФСР о фермерском хозяйстве.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионный фонд продолжает производить начисление страховых взносов вследствие непринятия регистрирующим органом решения об исключении КФХ "Звездочка" из ЕГРЮЛ, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку названные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для повторного исключения КФХ "Звездочка" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, не свидетельствуют о незаконности бездействия регистрирующего органа, а являются самостоятельным предметом спора с Пенсионным фондом.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по жалобе в размере 100 рублей остаются на ее заявителя, излишне уплаченная госпошлина на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.06.2013 по делу N А31-1858/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дубовицких Надежды Аркадьевны - без удовлетворения.
Возвратить Дубовицких Надежде Аркадьевне из федерального бюджета 1900 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 08.07.2013 N 2316949423.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1858/2013
Истец: Дубовицких Надежда Аркадьевна
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Костромсой области
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. галичу и Галичскому району Костромская области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Галичу и Галичскому району, Межрайонная ИФНС России N 2 по Костромской области