г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А56-2190/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Лапкина А.Ю. по дов.от 12.12.2012
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: 1) Сердобольского А.А. по дов.от 21.08.2013, 2) Генераловой Н.Б. по дов.от 05.04.2013 N 192, 3) Малинского Д.А. по дов.от 25.12.2012 N 03-02-120
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14112/2013, 13АП-14144/2013) ООО "Пассажиртранс" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2013 по делу N А56-2190/2013 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ЗАО "ТАКСИ-2"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: 1) ООО "Пассажиртранс", 2) Комитет по транспорту, 3) ООО "АТП-31"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Закрытое акционерное общество "ТАКСИ-2": 196084, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д.78, лит.А, п.2-н, ОГРН 1027804880256 (далее - заявитель, ООО "ТАКСИ-2") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: 199004, Санкт-Петербург, 4-я Линия В.О., д.13, лит.А (далее УФАС по Санкт-Петербургу, управление, антимонопольный орган) от 20.12.2012 N Т03-295/12 исх.N 03/15857 от 21.12.2012 в части:
- признания жалобы ООО "Пассажиртранс" обоснованной;
- нарушения конкурсной комиссией п.3.10 Положения о порядке организации и проведения конкурсов, пп.5.1 раздела 7 конкурсной документации по отклонению заявки ООО "Пассажиртранс" на участие в конкурсе на право заключения договора по организации и выполнению перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок Санкт-Петербурга по лоту N 5;
- отмены протокола подведения итогов конкурса от 14.12.2012 N 26 в части лота N 5;
- допуска ООО "Пассажиртранс" к участию в конкурсе по лоту N 5;
- завершения процедуры конкурса по лоту N 5;
о признании недействительным предписания от 20.12.2012 исх.N 03/15857-1 от 21.12.2012 в части совершения действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов путем отмены протокола подведения итогов конкурса от 14.12.2012 N 26 в части лота N 5, допуске ООО "Пассажиртранс" к участию в конкурсе по лоту N 5, завершении процедуры конкурса по лоту N 5.
Определением суда от 09.04.2013 к участию в деле привлечено ООО "АТП-31".
Решением от 21 мая 2013 года заявление ЗАО "ТАКСИ-2" удовлетворенно.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2013 по делу N А56-2190/2013 и отказать в удовлетворении заявленных ЗАО "ТАКСИ-2" требований.
По мнению антимонопольного органа, установленное конкурсной документацией требование к правомочности претендента в части наличия действующей лицензии, ООО "Пассажиртранс" при подаче заявки на участие в конкурсе выполнено. Конкурсная комиссия Комитета по транспорту, превысив свои полномочия, квалифицировала нарушение ООО "Пассажиртранс" по части 1 и 2 статьи 18 Закона о лицензировании и отклонила заявку ООО "Пассажиртранс" по основанию, которое не содержится в пункте 3.10 Положения о порядке организации и проведения конкурсов.
В судебном заседании 21.08.2013 представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Пассажиртранс" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2013 по делу N А56-2190/2013 и отказать ЗАО "ТАКСИ-2" в удовлетворении заявления о признании недействительными решения УФАС по Санкт-Петербургу в оспариваемой им части. По мнению ООО "Пассажиртранс", отклонение его заявки является не обоснованным.
В судебном заседании представитель ООО "Пассажиртранс" поддержал доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что им была представлена действующая лицензия, а требования о наличии в лицензии на момент подачи заявки всех адресов, в частности тех, которые претендент планирует использовать при осуществлении перевозок, в случае победы в конкурсе, документация не содержит. Представитель общества пояснил, что с адреса, Санкт-Петербург, Петровская Коса 3/6 на дату подачи заявки на участие в конкурсе деятельность по перевозкам не осуществлялась, а только планировалась с 01.01.2013.
Представитель Комитета согласился с доводами апелляционной жалобы УФАС по Санкт-Петербургу и заявил, что предписание им исполнено. Комитет представил конкурсную документацию, которая приобщена судом апелляционной инстанции к материалам дела.
ООО "ТАКСИ-2" возражало против доводов апелляционных жалоб и просило отказать в удовлетворении заявленных жалоб. По мнению ООО "ТАКСИ-2", поскольку у ООО "Пассажиртранс" отсутствовала действующая лицензия на адрес: Санкт-Петербург, Петровская Коса, д. 3/6, а в имеющейся лицензии отсутствовал данный адрес как место проведения предрейсового медицинского контроля, места по которому осуществляется предрейсовый контроль АТС, а оценке подлежал именно адрес, указанный в заявке, выводы конкурсной комиссии являются законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ООО "ТАКСИ-2" поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание 18.09.2013 представитель УФАС по Санкт-Петербургу, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, что не препятствует рассмотрению апелляционных жалоб, начатых с начала в связи с заменой состава суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17 октября 2012 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c transport/transportation/konkurs perevozki/konkurs -ot - 17102012/ размещено Извещение о проведении конкурса на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок Санкт-Петербурга.
Конкурс проводился в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", Положением о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, утвержденного распоряжением Комитета по транспорту от 26.02.2010 N 112-р "О порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок" (далее - Положение) и конкурсной документацией, утвержденной 17.10.2012 (с изменениями от 31.10.2012 и 16.11.2012).
Решением конкурсной комиссии от 14.12.2012 отклонена заявка ООО "Пассажиртранс" на участие в конкурсе в связи с несовпадением заявленных адресов осуществления лицензируемого вида деятельности и адресов осуществления лицензируемого вида деятельности. Единственным участником конкурса по лоту N 5 признано ЗАО "ТАКСИ-2".
ООО "Пассажиртранс" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу с жалобой на действия конкурсной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки общества.
Решением УФАС по Санкт-Петербургу от 20.12.2012 N Т03-295/12 от 21.12.2012 жалоба ООО "Пассажиртранс" признана обоснованной, в действиях конкурсной комиссии признано нарушение пункта 3.10 Положения о порядке организации и проведения конкурсов и пункта 5.1 раздела 7 конкурсной документации.
21.12.2012 антимонопольным органом выдано предписание от 20.12.2012 исх. N 03/15857-1 о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации торгов.
ЗАО "ТАКСИ-2" считая решение и предписание УФАС по Санкт-Петербургу незаконными, оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у конкурсной комиссии имелись законные основания для отказа ООО "Пассажиртранс" в допуске к участию в конкурсе.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции признал заявленные жалобы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2).
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
Закон Санкт-Петербурга от 8 февраля 2000 года N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" регулирует правоотношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, то есть отношения, возникающие между органами государственной власти Санкт-Петербурга и перевозчиками при реализации ими (государственными органами) своих полномочий в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Согласно статье 6 названного Закона, Правительство Санкт-Петербурга организует для маршрутных перевозчиков конкурс, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому коммерческому маршруту, порядок организации и проведения таких конкурсов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Проведение конкурса направлено на выявление перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия исполнения договора, в полном объеме отвечающих квалификационным требованиям, представивших подвижной состав, в наибольшей степени соответствующий техническим требованиям к подвижному составу, установленным конкурсной документацией.
Пунктом 1 раздела 3 конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге (далее - конкурсная документация) установлены требования к правомочности и финансовому положению претендентов, в том числе п.п. 1.1 установлено требование о наличии у претендента действующей лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на дату подачи заявки на участие в конкурсе. При окончании срока действия лицензии до начала исполнения обязательств по договору претендент (победитель конкурса) в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан обеспечить продление действующей лицензии и представить соответствующие документы Заказчику.
П.п. 6.1.4 раздела 5 конкурсной документации предусмотрено предоставление в составе конкурсной заявки копии действующей лицензии претендента на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Согласно экспертному заключению рабочей группы от 14.12.2012 ООО "Пассажиртранс" в составе конкурсной заявки предоставило копию лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 29.06.2012 N АСС-78-987862, в которой указаны местонахождение и места осуществления лицензируемого вида деятельности по адресам: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 108 и Приморский пр., д. 54, к. 4, лит А. При этом, в конкурсной заявке ООО "Пассажиртранс" значится адрес выпускающей площадки транспортных средств: Санкт-Петербург, Петровская Коса, д. 3/6, который не указан в лицензии.
Также в экспертном заключении рабочей группы содержится информация о поступившем в адрес Комитета по транспорту письме начальника Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - СЗМ УГАДН) (исх. N 3137 от 13.12.2012), согласно которому 10.12.2012 в СЗМ УГАДН поступило заявление от ООО "Пассажиртранс" на переоформление лицензии для включения дополнительного адреса осуществления лицензируемой деятельности - Санкт-Петербург, Петровская Коса, д.3/6. По информации СЗМ УДАДН лицензия ООО "Пассажиртранс" будет оформлена в декабре 2012 года, т.е. до начала осуществления лицензированного вида деятельности (01.01.2013).
Основания отклонения заявок установлены п.п. 5.1 раздела 7 конкурсной документации, согласно которому конкурсная комиссия вправе отклонить заявку претендента в случаях, предусмотренных пунктом 3.10. распоряжения Комитета по транспорту от 26.02.2010 N 112-р "О порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок", согласно которому конкурсная комиссия отклоняет заявку в случаях, если:
участник конкурса, представивший заявку, не отвечает требованиям правомочности для участия в конкурсе;
участник конкурса, представивший заявку, не отвечает квалификационным требованиям к перевозчикам;
заявка не соответствует техническим требованиям к подвижному составу;
заявка не отвечает требованиям, предусмотренным конкурсной документацией;
участник отказался дать разъяснение положений какого-либо из документов заявки по требованию Комиссии;
представленные в заявке или по дополнительному требованию комиссии расчеты и обоснования содержат грубую арифметическую или техническую ошибку, исправление которой меняет параметры заявки;
отсутствует обеспечение заявки либо обеспечение заявки оформлено не в соответствии с требованиями конкурсной документации (в случаях если Комитетом установлено требование по обеспечению заявки);
выявлены недобросовестные действия участника конкурса.
Недобросовестными действиями участника признаются прямое или косвенное предложением участника конкурса, дача вознаграждения в любой форме либо согласие его дать любому настоящему или бывшему должностному лицу комиссии, комитета либо другого органа государственной власти в целях оказания воздействия на проведение конкурса.
В пункте 2.3 протокола заседания комиссии по проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 26 от 14.12.2012 в качестве основания отклонения заявки ООО "Пассажиртрас" указано на нарушение части 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 22.04.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с несовпадением заявленного адреса осуществления лицензируемого вида деятельности и адресов осуществления лицензируемого вида деятельности, указанных в лицензии ООО "Пассажиртранс".
Конкурсная документация не содержит требование о наличии в лицензии на момент подачи заявки всех адресов осуществления лицензированного вида деятельности, в том числе тех, которые претендент планирует использовать при осуществлении перевозок, в случае победы в конкурсе. Как следует из пояснений ООО "Пассажиртранс", участвуя в конкурсе, в случае победы общество планировало расширить деятельность по перевозке пассажиров, в связи с чем в заявке указало дополнительный адрес осуществления деятельности - выпускающей площадки транспортных средств, что не противоречит п.п.3.1 раздела 3 конкурсной документации, согласно которому претендент должен обеспечить хранение автобусов, в том числе планируемых к приобретению, на охраняемых, огражденных площадях с учетом общего суммарного требуемого количества автобусов для обеспечения исполнения перевозок по лоту (лотам).
Таким образом, заявка ООО "Пассажиртранс" по лотам N 2 и N 5 отклонена по основаниям, не предусмотренным пунктом 3.10 Положения о порядке организации и проведения конкурсов и п.п. 5.1 раздела 7 конкурсной документации.
Доводы ЗАО "ТАКСИ-2" о несоответствии заявки ООО "Пассажиртранс" требованиям конкурсной документации и правомерности ее отклонения конкурсной комиссией противоречат пункту 3.10 Распоряжения Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2010 N 112-р и содержанию конкурсной документации.
В связи с изложенным, решение и предписание антимонопольного органа соответствуют нормам права, конкурсной документации и фактическим обстоятельствам дела, у первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
При таких обстоятельствах, заявление ЗАО "ТАКСИ-2" подлежит оставлению без удовлетворения, а решение суда - отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции относятся на ЗАО "ТАКСИ-2".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2013 по делу N А56-2190/2013 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Такси-2" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Такси-2" (196084, г. Санкт-Петербург, пр. Московский, д.78, лит.А, п.2-н) в доход федерального бюджета 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы ООО "Пассажиртранс".
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2190/2013
Истец: ЗАО "ТАКСИ-2"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Комитет по транспорту, ООО "Пассажиртранс", ОАО "АТП-31", ООО "ВЛАСТАТРАНС", ООО "Мива"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9024/13
24.09.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14112/13
21.05.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-2190/13