г. Пермь |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А60-13550/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "МЕТЕОРИТ и Ко": не явились,
от заинтересованного лица - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: Надвидов Б.П., доверенность от 22.05.2013, удостоверение,
от третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "МЕТЕОРИТ и Ко",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 июля 2013 года
по делу N А60-13550/2013,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МЕТЕОРИТ и Ко" (ОГРН 1026602341545, ИНН 6658128875)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга
о признании недействительным приказа в части установления кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "МЕТЕОРИТ и Ко" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) от 15.01.2013 N 32 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501007:77, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Степана Разина (по кадастровому плану участок расположен в западной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: по красной линии ул. Степана Разина - Циолковского - Чайковского - Щорса), равной 283 683 483 руб. 85 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга (определение от 17.04.2013).
Решением от 05.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, оспариваемый приказ Министерства противоречит п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса российской Федерации. Поскольку решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-46885/2012 кадастровая стоимость земельного участка была установлена равной его рыночной стоимости на 01.01.2010, кадастровая оценка данного земельного участка по состоянию на 15.11.2012 не должна устанавливаться. Заявитель полагает, что оспариваемый приказ Министерства нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, как арендатора земельного участка, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, и соответственно значительно выше арендная плата.
Заинтересованное лицо выразило возражения против удовлетворения апелляционной жалобы, доводы соответствуют выводам суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501007:77 площадью 26585 кв. м, расположенного по адресу: город Екатеринбург, в западной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: по красной линии улиц Степана Разина - Циолковского - Чайковского - Щорса), на основании заключенного с администрацией договора аренды земельного участка от 20.02.2007 N 5-1406.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2012 по делу N А60-46885/2012 по иску общества к управлению и учреждению кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 признана равной его рыночной стоимости в размере 39 720 000 рублей.
Приказом Министерства от 15.01.2013 N 32 утверждена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере 283 683 483 рубля 85 копеек (пункт 54745).
Полагая, что названный приказ в части установления кадастровой стоимости спорного земельного участка является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в ред. от 22.07.2010) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) определено, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе, принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки было принято Постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2012 N 1290-ПП, которым были внесены изменения в постановление Правительства Свердловской области от 07.09.2011 N 1182-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости в Свердловской области" на 2012 год, одной из задач которой является актуализация результатов государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Свердловской области, в частности, на территории муниципального образования город Екатеринбург.
21.11.2012 управление Росреестра представило в Министерство перечень земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Екатеринбург, по состоянию на 15.11.2012.
19.12.2012 по результатам аукциона Министерством с СОГУП "Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" были заключены государственные контракты на выполнение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
24.12.2012 Министерством подписаны акты выполненных работ, а 15.01.2013 приказом N 32 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 15.11.2012.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, осуществляет в сфере земельных отношений следующие полномочия, в частности, принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что приказ Министерства от 15.01.2013 N 32 в оспариваемой части соответствует закону.
Кроме того, судом правомерно указано на то, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2012 по делу N А60-46885/2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на иную дату (по состоянию на 01.01.2010).
Обоснованным признается арбитражным судом апелляционной инстанции результат оценки довода общества, который заключался в указании на то, что установление судом рыночной стоимости спорного земельного участка на 01.01.2010 является юридическим препятствием для всех последующих государственных кадастровых оценок.
Поскольку совокупность необходимых условий (противоречие закону и нарушение в связи с этим прав и законных интересов) судом не установлена, в удовлетворении требований отказано правомерно.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, верная оценка которых содержится в обжалуемом решении, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно того решения, которое является предметом обжалования.
На основании изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы в виде государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2013 по делу N А60-13550/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13550/2013
Истец: ООО "МЕТЕОРИТ и Ко"
Ответчик: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области