Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2007 г. N 313/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. Фурье, 1, г. Иркутск, 664003) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 02.06.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 08.08.2006 Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7139/06-14 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.10.2006 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "Братские электрические сети" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 237050 рублей 24 копеек расходов, образовавшихся в результате предоставления гражданам в 2004 году льгот по оплате электроэнергии, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Главное финансовое управление
Комитета - по экономике и финансам администрации г. Иркутска, Департамент - социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 02.06.2006, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 237050 рублей 24 копейки расходов.
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
Истец в 2004 году в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и на основании договора от 25.03.2004 N 221-66-108/4, заключенного с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, предоставлял льготы по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан.
Факт оказания услуг и их размер подтверждены материалами дела.
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Источником финансирования названных льгот является федеральный бюджет.
Выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возмещение расходов в меньшем размере (в объеме финансирования) не предусмотрено.
Поскольку Российская Федерация не выполнила своих обязанностей по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя, истцом не доказано наличие состава гражданского правонарушения.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм права не установлено.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что причинение расходов истцу непосредственно связано с бездействием Минфина России, выразившимся в невыделении денежных средств, необходимых и достаточных для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Российская Федерация, установив названным Законом льготы по оплате коммунальных услуг приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Принимая Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Поскольку в результате предоставления названных льгот истцом недополучена сумма 237050 рублей 24 копейки, она согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является реальным ущербом и обоснованно подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-7139/06-14 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 02.06.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 08.08.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.10.2006 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2007 г. N 313/07
Текст определения официально опубликован не был