город Ростов-на-Дону |
|
26 сентября 2013 г. |
дело N А01-625/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.06.2013 г. по делу N А01-625/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея о взыскании штрафных санкций в размере 275 рублей,
заинтересованное лицо: индивидуальный предприниматель Азашикова Аида Юрьевна,
принятое в составе судьи Дивина И.М.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Майкопе Республики Адыгея (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Азашиковой Аиды Юрьевны (далее - предприниматель, Азашикова А.Ю.) штрафных санкций в сумме 275 рублей за представление в установленные законом сроки недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за второе полугодие 2010 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что страхователь - Азашикова А.Ю. представила в Пенсионный фонд несоответствующие действительности сведения о периодах трудовой деятельности, включаемых в профессиональный стаж застрахованного лица за второе полугодие 2010 г.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что Управлением нарушена процедура привлечения лица к ответственности, а именно на момент рассмотрения акта проверки N 140 от 24.08.2012 отсутствовали доказательства надлежащего извещения Азашиковой А.Ю. о времени и месте его рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в законодательстве об обязательном пенсионом страховании отсутствует прямое указание на необходимость вынесения решения непосредственно в день и время которые были указаны в акте об обнаружении факта нарушения законодательства.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Через канцелярию суда поступило ходатайство заявителя о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, Азашикова А.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе, регистрационный номер- 001-001-062954.
В ходе проведения сотрудниками Управления проверки по вопросу своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования установлено, что Азашиковой А.Ю. за второе полугодие 2010 г. представлены недостоверные сведения о периодах трудовой деятельности, включаемых в профессиональный стаж застрахованного лица.
24.08.2012 г. результаты проверки зафиксированы в акте установления факта нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 140.
Из имеющегося в материалах дела списка заказных писем с уведомлениями N 6 не представляется возможным установить, когда именно акт управления N 140 от 24.08.2012 г. направлялся Азашиковой А.Ю.
18.09.2012 г. по результатам рассмотрения названного акта заместителем начальника Управления в отсутствие предпринимателя вынесено решение N 124 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, выразившееся в предоставлении недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за второе полугодие 2010 г. в виде штрафа в сумме 275 рублей.
Управлением предпринимателю направлено требование N 115 об уплате финансовой санкции от 03.10.2012 г., в котором ему предложено уплатить сумму штрафа в размере 275 рублей в добровольном порядке в течение десяти дней с момента получения требования.
Список заказных писем с уведомлениями N 2 подтверждает, что требование об уплате штрафа N115 от 03.10.2012 г. было направлено в адрес предпринимателя 04.10.2012 г.
В добровольном порядке в установленный срок сумма штрафа Азашиковой А.Ю. не уплачена, в связи с чем, на основании статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно сделал вывод о нарушении Управлением порядка рассмотрения дела о нарушении пенсионного законодательства ввиду следующего.
Предприниматель в соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
Исходя из абзаца 8 статьи 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Федеральный закон N 27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона N 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:
при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
при снятии с учета в качестве страхователя;
при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;
при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 27-ФЗ определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Следовательно, Федеральный закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Азашикова А.Ю. в соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г.
N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должен исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г.
N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) необходимые сведения.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, финансовая санкция, предусмотренная пунктом 3 статьи 17 указанного Закона, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которая подлежит взысканию в судебном порядке.
Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности.
Из материалов дела следует, что управлением установлен факт представления Азашиковой А.Ю. неточных сведений о дате приёма на работу работающего у него застрахованного лица Гойда И.В. за отчетный период - второе полугодие 2010 г. При рассмотрении Пенсионным фондом материалов в отношении предпринимателя установлено, что Азашиковой А.Ю. не представлено каких-либо пояснений, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению возложенных на неё обязанностей.
Из статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ следует, что Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Между тем, судом первой инстанции правильно установлено, что Управлением нарушен порядок привлечения предпринимателя к ответственности.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктом 12 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.
Указанные нормы позволяют лицу, в отношении которого проводилась проверка, в полной мере реализовать право на свою защиту, в частности, путем предоставления устных объяснений представителем организации лицу, которым в итоге будет принято решение - руководителю (заместителю руководителя), имеющему возможность наиболее полно исследовать материалы проверки и принять на основании исследованных обстоятельств законное решение.
Иное толкование данных норм права приведет к существенному нарушению принципа непосредственности и прав лица, в отношении которого проведена проверка.
Как следует из представленных доказательств, в акте N 140 от 24.08.2012 г. указано время и место рассмотрения - 15 сентября 2012 г. в 10 часов 00 минут, решение N 124 по результатам рассмотрения акта Управление приняло 18.09.2012 г.
Одновременно с этим доказательств уведомления предпринимателя о назначении иной даты рассмотрения материалов проверки, чем указанная в акте (15 сентября 2012 г. в 10 часов 00 минут), Управление также не представило.
В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии на момент рассмотрения акта проверки N 140 от 24.08.2012 г. доказательств надлежащего извещения Азашиковой А.Ю. о времени и месте его рассмотрения.
Таким образом, дело о нарушении пенсионного законодательства Управление рассмотрело в отсутствие Азашиковой А.Ю., не извещенной надлежащим образом.
Указанное нарушение является самостоятельным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления Управления о взыскании штрафных санкций с Азашиковой А.Ю. в сумме 275 рублей.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2011 г. по делу N А32-19879/2010, от 16.05.2012 г. по делу N А53-17493/2011, от 16.05.2012 г. по делу N А53-23541/2011.
Доводы Управления о том, что в действующем пенсионном законодательстве отсутствует прямое указание на необходимость вынесения решения непосредственно в день и время которые были указаны в акте об обнаружении факта нарушения законодательства, судом не принимается. Управление обязано было доказывать, что рассмотрение акта проверки состоялось именно в назначенное время, что в материалах дела отсутствует. Более того, Управление даже не указывает на то, что рассмотрение акта проверки состоялось именно в назначенное время - 10 часов 00 минут 15.09.2012 г.
Наоборот, из решения Управления от 18.09.2012 г. следует, что он рассмотрено именно 18.09.2012 г., резолютивная часть этого решения отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.06.2013 г. по делу N А01-625/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-625/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: ИП Азашикова Аида Юрьевна