г. Томск |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А27-4365/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2013
по делу N А27-4365/2013 (судья Семёнычева Е.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Шахта им. Дзержинского",
Кемеровская область, г. Прокопьевск, (ОГРН 1034223011239, ИНН 4223035004)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области, Кемеровская область,
г.Прокопьевск, (ОГРН 1024201885190, ИНН 4223030736)
о признании недействительным постановления N 05202090004356 от 13.03.2013
"о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шахта имени Дзержинского" ( далее - ООО "Шахта им. Дзержинского", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области (далее - ГУУПФ РФ в Зенковском районе г.Прокопьевска Кемеровской области, Управление, заинтересованное лицо, апеллянт) от 13.03.2013 года N 05202090004356 "о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов-организации (индивидуального предпринимателя)
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУУПФ РФ в Зенковском районе г.Прокопьевска Кемеровской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, апеллянт полагает, что им не был нарушен порядок бесспорного взыскания обязательных платежей; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся после открытия конкурсного производства, взыскивается в общем порядке.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Обществом отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении). Кроме того Управлением в тексте апелляционной жалобы заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в адрес плательщика страховых взносов было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.10.2010 N 0522040041747. Указанным требованием предложено Обществу уплатить задолженность в размере 37 230 206, 09 руб., в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 25 207 208, 52 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 5 011 942, 51 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1 668 529, 83 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 3 033 689, 16 руб., 30 219 151, 03 руб., пени в связи с неуплатой страховых взносов в пенсионный фонд 2 308 836, 07 рублей, пени в связи с неуплатой страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 109 978, 85 руб., пени связи с неуплатой страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 199 975, 15 руб.
В связи с неисполнением требования в установленный срок Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области 17.12.2010 года принято решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 05202010 ВД 0027266, которым с плательщика страховых взносов - Общества с ограниченной ответственностью "Шахта имени Дзержинского" взыскивается недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхования в Федеральный фонд в размере 1 668 529, 83 рублей, пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 109 978, 85 рублей, недоимка по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 033 689, 16 рублей, пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 199 975, 15 рублей.
Инкассовыми поручениями от 27.12.2010 денежные средства в размере 5 012 172, 99 были списаны с расчетного счета плательщика стразовых взносов.
Не согласившись с правомерностью решения, заявитель обратился суд.
Постановлением Федерального суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 года по делу N А27-525/2011, решение Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области 17.12.2010 года о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 05202010 ВД 0027266 было признано недействительным.
Коллегия судей Федерального суда Западно-Сибирского округа со ссылкой на пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве, пришла к выводу о том, что Управление Пенсионного фонда неправомерно вынесло решение о взыскании с общества, в отношении которого открыто конкурсное производство текущих платежей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете общества.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.12.2012, вступившим в законную силу, суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области возвратить в порядке, предусмотренном статей 27 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" обществу с ограниченной ответственностью "Шахта имени Дзержинского" излишне взысканную сумму страховых взносов и пени в размере 5 012 172, 99 рублей.
20.02.2013 указанная сумма была возвращена обществу на расчетный счет.
С 21.02.2013 по мнению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области у плательщика страховых взносов вновь возникла недоимка в размере возвращенной суммы, т.е. в размере 5 012 172, 99 рублей.
Полагая, что решение о взыскании недоимки за счет денежных средств уже принималось Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области 13.03.2013 года вынесено постановление N 05202090004356 "о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов-организации (индивидуального предпринимателя).
Общество, полагая, что постановление Управления нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании указанного постановления недействительным.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии оснований для вынесения Управлением оспариваемого постановления в связи с нарушение порядка бесспорного взыскания обязательных платежей.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования Предпринимателя о признании недействительным постановления Управления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие такого постановления нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусматривалось, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Частью 1 статьи 13 Закона N 212-ФЗ установлено, что стоимость страхового года - это определяемая в соответствии с частью 2 названной статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии со статьей 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 2 указанной статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
При этом, в силу части 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 4 названной статьи).
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов, как это указано в части 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, должен направить плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Часть 6 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обязывает налоговый орган довести решение о взыскании до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения.
В силу части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона.
Из части 1 статьи 20 названного Закона следует, что в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 Закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 названного Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по взысканию недоимок по уплате страховых взносов - процедура бесспорного (внесудебного) взыскания.
Для каждого этапа осуществления процедуры взыскания действующее законодательство устанавливает определенные процессуальные формы и сроки совершения соответствующих действий. Нарушение установленных порядка, форм и сроков осуществления действий по бесспорному взысканию страховых взносов влечет такие правовые последствия, как недействительность соответствующих ненормативных актов, принятых с нарушением действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, постановлением Федерального суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 года по делу N А27-525/2011, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Зенковском районе города Прокопьевска Кемеровской области 17.12.2010 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 05202010 ВД 0027266 было признано недействительным.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что решение о взыскании за счет денежных средств было принято Фондом, однако судом признано недействительным, в связи с чем, применяя правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенную в постановлении от 29.11.2011 N 7551/11, суд первой инстанции правильно указал, что постановление от 13.03.2013 N 05202090004356 о взыскании страховых взносов вынесено с нарушением установленного порядка бесспорного взыскания обязательных платежей, поскольку до его вынесения не выносилось решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах в банке.
Кроме того, в силу прямого указания в законе решение о взыскании задолженности за счет имущество может быть принято лишь при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Таких доказательств в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что решением арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2007 года Общество с ограниченной ответственностью "Шахта имени Дзержинского" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Закон о банкротстве устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства или обязательства по уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент признания заявителя банкротом - до 30.12.2008) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Сторонами по делу не оспаривается, что предъявленные к взысканию суммы задолженности являются текущими платежами. Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 142 Закона о банкротстве.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в указанный пункт внесены изменения - в абзаце первом пункта 4 исключены слова "а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления". Однако данные изменения в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 296-ФЗ от 30.12.2008 "О несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона неприменимы.
Поскольку в отношении ООО "Шахта им. Дзержинского" конкурсное производство введено 21.02.2007, то в рассматриваемом случае следует руководствоваться положениями Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом N 296-ФЗ от 30.12.2008.
Пунктом 13 Постановления N 25 предусматривается, что названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
Пунктом 29 Постановления N 25 предусматривается, что требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Указанная позиция содержится в пункте 47 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 2 Закона N 127-ФЗ определяет понятие денежного обязательства - как обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и иному предусмотренному ГК РФ основанию, и понятие обязательных платежей - как налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование относятся к обязательным платежам.
Согласно пункту 13 Постановления N 25, в силу положений пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.
01 января 2010 года в связи со вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" органам пенсионного фонда от налоговых органов переданы функции по принудительному взысканию со страхователей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем вышеуказанные разъяснения о недопустимости принудительного взыскания задолженности, возникшей в конкурсном производстве, подлежат применению.
Поэтому, вопрос о взыскании с общества спорных сумм должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с законодательством о банкротстве.
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы апелляционным судом признаются несостоятельными, в том числе с учетом нижеследующего.
Как указано в пункте 15 Постановления N 25, согласно абзацу 5 статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона о банкротстве).
Следовательно, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном законодательством порядке.
Названное разъяснение в любом случае не предоставляет органам пенсионного фонда право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм недоимки без обращения с соответствующими требованиями к конкурсному управляющему (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.03.2011 по делу N А68-6876/10-276/22).
Доказательств обращения с соответствующими требованиями к конкурсному управляющему заинтересованное лицо суду по настоящему делу не представило.
При этом суд обоснованно посчитал, что в данном случае ГУУПФ РФ в Зенковском районе г.Прокопьевска Кемеровской области нарушается не только очередность удовлетворения требований кредиторов, предусмотренная статьей 855 ГК РФ, но пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве, согласно которому требования кредиторов по текущим платежам, относящимся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы о том, что задолженность образовалась вновь после возврата на расчетный счет плательщика, отклоняется апелляционной инстанцией как необоснованный.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал что, Управлением не доказано наличие оснований для принятия оспариваемого постановления о взыскании задолженности за счет имущества в порядке статьи 20 Закона N 212-ФЗ без вынесения решения об обращении взыскания на денежные средства страхователя.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку ГУУПФ РФ в Зенковском районе г.Прокопьевска Кемеровской области освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 июля 2013 года по делу N А27-4365/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4365/2013
Истец: ООО "Шахта им. Дзержинского"
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в Зенковском районе г. Прокопьевска Кемеровской области