город Ростов-на-Дону |
|
26 сентября 2013 г. |
дело N А32-23069/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей А.Н. Герасименко, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ФГУП "Почта России": Таова Бэлла Махмудовна, паспорт, по доверенности от 27.02.2013,
от Управления Роскомнадзора: Бахметьев Алексей Анатольевич, удостоверение, по доверенности от 03.07.2013 N 30-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2013 по делу N А32-23069/2012, принятое судьёй Гладковым В.А.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2012 N 439/12 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Решением суда от 27.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение предприятием административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что сообщения о почтовых переводах денежных средств должны направляться после совершения этой операции, то есть после выдачи денежных средств адресату.
Представитель ФГУП "Почта России" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования предприятия.
Представитель Управления Роскомнадзора в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 10.07.2012 государственным инспектором Управления Роскомнадзора по ЮФО в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении от 10.07.2012 N 1285/12 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В протоколе указано, что ФГУП "Почта России" допущено неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части порядка фиксирования и представления информации о денежных операциях, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации внутреннему контролю, выразившееся в несоставлении формализованных сообщений и ненаправлении в уполномоченный орган сведений о таких операциях УФПС Краснодарского края, расположенном по адресу 350000, г. Краснодар, ул. Карасунская, 68, принадлежащем ФГУП "Почта России":
- Туапсинским почтамтом 20.04.2012 были направлены в УФПС Краснодарского края сведения о приеме 19.04.2012 22-х международных почтовых переводов по 84000 руб. каждый N N 385660, 385661, 385663, 385664, 385662, 385665, 385666, 385667, 385668, 385670, 385669, 385672, 385671, 385673, 385674, 385675, 385676, 385677, 385678, 385680, 385679, 385681, отправленных гр. Темниковым Андреем Евгеньевичем, имеющим регистрацию по адресу пер. Коллективный, дом 3, кв. 3, г. Алушта, Крым, Украина (в городе Туапсе находился без регистрации) на имя Темниковой Натальи Юрьевны, в адрес до востребования, 985000, г. Алушта, Крым, Украина на общую сумму 1 848 000,00 руб.;
- Сочинским почтамтом были направлены в УФПС Краснодарского края сведения об оплате 09.02.2012 2-х почтовых переводов от 26.01.2012 N 0013329894 на сумму 500000,00 руб. и N 0013330086 на сумму 456800,00 руб., поступивших в г. Сочи из г. Ханты-Мансийска, 628011, ул. Энгельса, дом 3, кв. 218 отправитель - Выставкина Ольга Васильевна, на имя Конопатской Ирины Григорьевны, зарегистрированной по адресу ул. Крупской, дом 1, кв. 152, г. Омск (регистрация в г. Сочи отсутствует) на общую, сумму 956800,00 руб.;
- в отделении почтовой связи Прогресс-352212 Восточно-Кубанского почтамта ОСП УФПС Краснодарского края 14.03.2012 были оплачены 2 почтовых перевода от 12.03.2012 N 296949 на 300 000,00 руб. и N 296950 на 300 000 руб., а так же 20.03.2012 был оплачен почтовый перевод от 16.03.2012 N 297226 на сумму 300000,00 руб. Все переводы от одного отправителя -Козлова Валерия Алексеевича ул. Победы, дом 6, кв. 40, г. Уфа, Республика Башкортостан и адресованы одному получателю - Швецовой Александре Алексеевне, зарегистрированной и проживающей по адресу 352212, п. Прогресс, Новокубанского района, Краснодарского края, ул. Ленина, дом 6, кв. 28. Всего оплачено в течение недели 3 перевода на общую сумму 900 000,00 рублей.
Протокол составлен с участием представителя ФГУП "Почта России".
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - заместителем руководителя Управления Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление от 20.07.2012 N 439/12 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Дело рассмотрено с участием представителя предприятия.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ФГУП "Почта России" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации федеральной почтовой связи.
Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится организация и осуществление внутреннего контроля.
Статьей 3 Закона N 115-ФЗ определено, что к операциям с денежными средствами или иным имуществом относятся действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии со ст. 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.
Согласно ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных Правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
В силу пп. 4 п. 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, направляются в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.
Федеральный закон Российской Федерации N 176-ФЗ от 17.07.99 "О почтовой связи" предусматривает такую форму расчетов как почтовый перевод денежных средств, почтовый перевод денежных средств - услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.
Приказом ФГУП "Почта России" от 04.12.2009 N 461-п утверждены Правила внутреннего контроля, введенные в действие с 06.12.2009 (далее - ПВК, действовали до 16.08.2012).
Согласно ПВК оплата переводов является необычной операцией, в связи с чем подлежат внутреннему контролю.
В ходе выполнения программ осуществления внутреннего контроля указанные выше операции были зафиксированы операторами связи в журналах установленной формы и переданы начальникам отделений почтовой связи, начальниками отделений почтовой связи своевременно направлены данные об указанных операциях СДЛ почтамтов. Далее информация о приеме и оплате денежных средств была направлена специальными должностными лицами, указанных почтамтов специальному должностному лицу УФПС Краснодарского края -филиала ФГУП "Почта России" (п. 5.6. ПВК).
СДЛ филиала, для выполнения программ осуществления внутреннего контроля (ПВК Приложение N 1, программы 1, 2, 3, 5) на основании полученных данных обязан был составить сообщения в уполномоченный орган (Росфинмониторинг), и не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления этих операций, обязан был направить в уполномоченный орган сведения об этих операциях независимо от того относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю (пункт 5.7.2. ПВК). Кроме того в соответствии с п.п. 21, 22 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 N 967-р "Об рекомендациях по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Распоряжение) СДЛ должен: принять решение о целесообразности представления сообщения о этих операциях руководителю организации (данное решение не принято и руководителю сообщения не переданы); сделать отметку о своем решении в сообщениях (данная отметка отсутствует).
Таким образом, днем выявления необычных операций, в случае приема Туапсинским почтамтом.04.2012 22-х международных почтовых переводов по 84 000,00 руб. каждый N N 385660, 85661, 385663, 385664, 385662, 385665, 385666, 385667, 385668, 385670, 385669, 385672, 385671, 585673, 385674, 385675, 385676, 385677, 385678, 385680, 385679, 385681, адресованных в Украину, следует считать 19.04.2012 (пункт 5.7.2. ПВК); днем выявления необычных операций, в случае оплаты Сочинским почтамтом 09.02.2012 2-х почтовых переводов от 26.01.2012 N 0013329894 на сумму 500000,00 руб. и N 0013330086 на сумму 456800,00 руб., поступивших в г. Сочи из г. Ханты-Мансийска, следует считать 09.02.2012 (пункт 5.7.2. ПВК); днем выявления необычных операций, в случае оплаты Восточно-Кубанским почтамтом 14.03.2012 2-х почтовых переводов из Республики Башкортостан от 12.03.2012 NN 296949, 296950 на 300 000 руб. каждый, следует считать 14.03.2012 (пункт 5.7.2. ПВК), а в случае оплаты почтового перевода из Республики Башкортостан от 16.03.2012 N 297226 на сумму 300000,00 руб. днем выявления необычных операций следует считать день оплаты 20.03.2012 (пункт 5.7.2. ПВК).
На момент проверки 29.06.2012 данные по всем указанным операциям, подлежащим внутреннему контролю, в уполномоченный орган - Росфинмониторинг Управлением ФПС Краснодарского края не поданы, что является нарушением Правил внутреннего контроля от 04.12.2009 N 461-п, пунктов 20-24 Распоряжения от 10.06.2010 N 967-р, подпункта 4 пункта 1, пункта 2, пункта 3 статьи 7 Федерального Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Данное нарушение подтверждается идентификационными сведениями о клиентах, зарегистрированных при соблюдении ПВК в ОПС Туапсе-352800 Туапсинского почтамта, в ОПС Сочи-3 54000 Сочинского почтамта, в ОПС Прогресс-352212 Восточно-Кубанского почтамта, а также пояснением СДЛ гр. Тамп Г.А., сведениями, содержащимися в журнале Учета сведений, направленных в Росфинмониторинг по денежным операциям, выявленным при внутреннем контроле, результатами проверки (Акт от 29.06.2012 N А-23Т-04/3700).
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, повлекшего непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является доказанным.
ФГУП "Почта России", будучи предприятием федеральной почтой связи, осуществляющим необычные операции (денежные переводы) является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Имея возможность для недопущения нарушений требований законодательства об организации осуществления внутреннего контроля, ФГУП "Почта России" не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности заявителем апелляционной жалобы не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя жалобы о том, что сообщения о почтовых переводах денежных средств должны направляться после совершения этой операции, то есть после выдачи денежных средств адресату.
Как правильно указано судом первой инстанции, "операция" по смыслу положений Федерального закона N 115-ФЗ и Федерального закона N 176-ФЗ, не идентична понятию услуги по переводу денежных средств и представляет собой часть указанной услуги.
Датой совершения операции, по смыслу пункта 5 Правил внутреннего контроля, является момент принятия денежных средств уполномоченной организацией.
Критерии операции по переводу денежных средств, в полной мере соответствуют критериям, установленным в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Таким образом, сведения о совершении операции по переводу денежных средств подлежат сообщению с момента совершения указанной операции, то есть после приема денежных средств к переводу.
Получение либо неполучение переводимых денежных средств адресатом не влияет на правовую квалификацию совершенной операции как подпадающей под действие Закона N 115-ФЗ и подлежащей внутреннему контролю. Признаки соответствующей операции она приобретает в момент принятия денежных средств к переводу, поскольку в этот момент оператор связи уже может определить сумму, отправляемую конкретным лицом за определенный период времени (600000 рублей в течение одной недели).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 27.06.2013 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 июня 2013 года по делу N А32-23069/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23069/2012
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
Третье лицо: Управление Федеральной почтовой службы Краснодарского края, филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю