г. Москва |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А41-39246/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Лючия" - Баринова Н.Е., доверенность от 13.03.2013 г., Кукушкин М.В., доверенность N 4 от 01.08.2013 г.;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явились, извещены;
от 3-их лиц: ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" - не явились, извещены; Министерство обороны Российской Федерации - Корзинкин А.А., доверенность N 212/2/202 от 20.05.2013 г.; Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации - не явились, извещены; Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - не явились, извещены; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу 3-его лица - Министерства обороны России от 20 июня 2013 года по делу N А41-39246/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по заявлению ООО "Лючия+" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации"; Министерство обороны Российской Федерации; Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации; Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лючия+" (далее - заявитель, ООО "Лючия+", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФАУГИ в Московской области, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области с требованиями:
- признать действия Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (отдела по Красногорскому району) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 незаконными и установить границу земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259, смежную с границей водного объекта - Русловой пруд на реке Липка, вблизи дер. Бузланово, с учетом размеров береговой полосы (бечевника).
Определением суда от 11.12.2012 принято к производству изменение (уточнение) заявленных требований заявителя в следующей редакции:
- признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 общей площадью 490646 кв.м.. расположенного по адресу: Московская область, Красногорский р-н, вблизи д. Бузланово;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:259.
Этим же определением суд произвел замену ненадлежащего ответчика - Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области на надлежащего - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области).
Этим же определением суд привлек по ходатайству заявителя Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 23.01.2013 прекращено производство по делу в отношении Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; привлечено Министерство обороны Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" и Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации.
Решением суда от 20 июня 2013 года по делу N А41-39246/12 заявленные обществом требования удовлетворены частично: признаны незаконными действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 общей площадью 490646 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Красногорский р-н, вблизи д. Бузланово; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области обязано исключить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в виду недоказанности, имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование своих доводов, Министерство обороны России ссылается на следующие обстоятельства:
- ООО "Лючия+" не является лицом, чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оказались нарушенными в результате постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 50:11:0040109:259. Кроме того, по мнению заявителя, действия кадастрового органа полностью соответствуют действующему в спорный период законодательству;
- Министерство обороны России указывает на то, что пользование водных объектов не связано с пользованием землями водного фонда, поскольку земли водоохранных зон водных объектов землями фонда не являются;
- по мнению Министерства обороны России, действующее в спорный период законодательство не относило водные объекты к объектам землеустройства, что указывает на отсутствие обязанности Минобороны России согласовывать границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 с собственником водного объекта, а также их пользователями;
- Министерство обороны России указывает на нарушение обществом трехмесячного срока на обжалование действий кадастрового органа. В нарушение п.2 ст.117 АПК РФ в решении суда отсутствует обоснование причин восстановления срока на обжалование.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации"; Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации - не явились, извещены; Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области. В материалах дела имеются доказательства о их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав представителей Министерства обороны России и ООО "Лючия+", проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Оказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, апелляционный суд исходит из следующего.
Министерство обороны России в апелляционной жалобе указало, что заявителем не представлены необходимые доказательства, достаточные для удовлетворения заявленных требований. В частности, заявитель жалобы считает, что ООО "Лючия+" не является лицом, чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оказались нарушенными в результате постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259.
Апелляционный суд считает вышеуказанный довод Министерства обороны России, несостоятельным и отмечает следующее.
В период с октября 2004 года по настоящее время ООО "Лючия+" пользуется водным объектом - Русловым прудом на реке Липка вблизи дер. Бузланово (Верхний Бузлановский пруд) для осуществления хозяйственной деятельности на основании:
- договора N 253 от 04.10.2004 г. о проведении работ по организации культурного рыбного хозяйства любительского и спортивного рыболовства, заключенного между ООО "Лючия+" и Московским бассейновым управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, по условиям которого обществу было предоставлено право на проведение работ по организации культурного хозяйства любительского и спортивного рыболовства на Русловом пруду, расположенном на реке Липка в дер. Бузланово Красногорского района Московской области;
- лицензии на водопользование серии МСК N 01125 вид БПИББ от 14 декабря 2005 г. сроком действия до 16 декабря 2026 г. на использование водного объекта - Русловой пруд на р. Липка КАС/Волга/2231/855/245 д. Бузланово Красногорского района для целей - без изъятия рыборазведение и любительское рыболовство, площадь акватории - 0,1 кв.км.;
- приложением к лицензии N 01125 являются условия пользования поверхностными водными объектами, которыми установлено, что водопользователь должен содержать акваторию пруда и прилегающую к ней территорию в надлежащем санитарном состоянии; осуществлять мероприятия, исключающие процессы размыва и обрушения берегов; вдоль берега пруда выделить полосу суши (бечевник), предназначенную для общего пользования и пр.
- договора N 677 пользования водными объектами от 14 декабря 2005 г., заключенного между Московско-Окским бассейновым водным управлением (далее МОБВУ) и ООО "Лючия+", предметом которого является порядок использования и охраны водного объекта, предоставляемого Водопользователю в соответствии с лицензией;
- договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства (РПУ N 76 - пруд Верхний Бузлановский в Красногорском районе Московской области) от 17 марта 2011 г., заключенного между Московско-Окским территориальным управлением федерального агентства по рыболовству и ООО "Лючия+".
Таким образом, в период с октября 2004 года по настоящее время ООО "Лючия+" осуществляет на русловом пруду, расположенном на реке Липка в дер. Бузланово хозяйственную деятельность по водопользованию, а также по рыборазведению и организации любительского и спортивного рыболовства.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление водных объектов в пользование, а также формирование на водных объектах рыбопромысловых участков (РПУ) и предоставление права пользования РПУ для организации спортивного и любительского рыболовства на основании конкурса.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что деятельность общества предусматривает необходимость непосредственного доступа к водным объектам для реализации своих прав по выше названным договорам, а также очистку, охрану водных объектов, предоставление сопутствующих услуг неограниченному кругу лиц и иные права и обязанности, установленные для пользователя водного объекта и пользователя РПУ. Таким образом, пользование водным объектом либо РПУ напрямую связано с пользованием землями водного фонда и прилегающей к береговой линии береговой полосой.
При формировании границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 произошло наложение границ данного земельного участка на водный объект, предоставленный заявителю в пользование - Верхний Бузлановский пруд в Красногорском районе Московской области.
Согласно абз. 2 ст.54 Водного Кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) от 16.11.1995 г. N 167-ФЗ, действовавшего до 31.12.2006 г., к договорам пользования водными объектами применяются положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено настоящим кодексом (аналогичная норма содержится в ст. 12 действующего в настоящее время Водного Кодекса РФ).
В силу абз.1 ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты (абз.1 п.1 ст. 607 ГК РФ).
Статьей 7 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2005, действовавшая до 31.12.2006), предусмотрено, что объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Поверхностные водные объекты в соответствии со ст. 9 ВК РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ - это постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Границы указанного водного объекта на момент формирования спорного земельного участка были сформированы и сведения о них были внесены в Государственный водный реестр, что подтверждается письмом Отдела водных ресурсов по Московской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 03.08.12г. N 10-09/494 с приложением каталога координат, а также письмом Отдела водных ресурсов по Московской области МОБВУ от 22.01.2013 г. N 08-27/13, согласно которому каталог координат акватории руслового пруда на реке Липка, направленный Отделом в дополнение к лицензии на водопользование ООО "Лючия+" является действительным на дату получения ООО "Лючия+" лицензии на водопользование.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" принципом осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра является сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В силу п.6 ст. 19 вышеуказанного закона, проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителем документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам и пр.
Поскольку, при постановке на учет земельного участка с кадастровым N 50:11:0040109:259 такая проверка надлежащим образом проведена не была, орган, осуществляющий кадастровый учет, не запросил в порядке информационного взаимодействия сведения из Государственного водного реестра о наличии либо отсутствии координат акватории (границ) примыкающего к земельному участку N 50:11:0040109:259 водного объекта - руслового пруда на реке Липка, и, не сопоставил сведения о границах водного объекта и границах вновь образованного земельного участка, то в нарушение п.3 ст. 20 Федерального закона N28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:11:0040109:259.
Довод Министерства обороны о том, что ООО "Лючия+" некорректно указывает, что пользование водным объектом напрямую связано с пользованием землями водного фонда, несостоятелен.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, ООО "Лючия+" оспаривает наложение границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 на водоохранную зону руслового пруда на реке Липка. Данное мнение заявителя апелляционной жалобы не соответствует материалам дела.
По мнению Общества, при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 в его состав необоснованно была включена непосредственно береговая полоса водного объекта - руслового пруда на реке Липка вблизи дер. Бузланово.
Абзацем 7 статьи 20 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г. N 167-ФЗ было предусмотрено, что полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.
В настоящее время п.6 ст.6 Водного кодекса РФ также установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Из приведенных выше норм законодательства, действовавшего на момент образования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259, а также из норм, действующих в настоящее время, усматривается, что береговая полоса (бечевник) имеет специальный правовой режим - общее пользование, установленный Водным кодексом РФ.
Законодателем не предусмотрена возможность передачи береговой полосы в состав земельных участков иного целевого назначения.
Более того, ее оборот ограничен нормой п.3.2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, согласно которой, имеется возможность заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Иных способов пользования береговой полосой законодатель не установил.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 указано, что он отнесен к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, определено целевое назначение: для нужд обороны.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, предусмотренных Земельным кодексом РФ категорий, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории.
Включение части земельного участка, являющегося береговой полосой (бечевником), в состав земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 категории (целевого назначения) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения повлекло изменение специального правового режима береговой полосы, установленного Водным кодексом РФ, поскольку указанный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:259 целиком предназначен для размещения объектов Министерства обороны РФ.
Между тем, такая возможность законодателем не предусмотрена.
В результате указанных нарушений норм действовавшего законодательства, допущенных при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259, в государственный кадастр недвижимости были внесены кадастровые сведения, не соответствующие установленным земельным законодательством требованиям о целевом использовании земель, а также требованиям по описанию местоположения границ земельных участков.
Вышеперечисленные нарушения норм водного и земельного законодательства при образовании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 нарушают права ООО "Лючия+", как пользователя (арендатора) водного объекта - руслового пруда на р. Липка вблизи дер. Бузланово.
Приложением к лицензии на водопользование N 01125 являются условия пользования поверхностными водными объектами, которыми установлено, что водопользователь должен содержать акваторию пруда и прилегающую к ней территорию в надлежащем санитарном состоянии; осуществлять мероприятия, исключающие процессы размыва и обрушения берегов; вдоль берега пруда выделить полосу суши (бечевник), предназначенную для общего пользования и пр.
Формирование земельного участка с нарушением порядка, установленного земельным и водным законодательством, отнесение земельного участка, включающего в себя береговую полосу водного объекта, к категории земель: земли промышленности и иного специального назначения, целевое назначение: для нужд обороны, а также предоставление земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" влечет изменение специального правового режима береговой полосы, как участка земли общего пользования на правовой режим единоличного пользования данным участком обладателем вещного права и, как следствие, лишает Общество права и возможности осуществлять свои права и обязанности, предоставленные ему законом (ст.ст. 6,39 ВК РФ) и договором как водопользователю.
В силу п. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и интересов в арбитражный суд.
Данным обстоятельствам Арбитражный суд Московской области дал надлежащую оценку в оспариваемом решении от 20 июня 2013 г. В соответствии с нормами водного, земельного и процессуального законодательства.
Апелляционный суд считает довод апелляционной жалобы Министерства обороны о том, что водный объект не являлся объектом землеустройства, поэтому при формировании границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 отсутствовала обязанность Министерства обороны РФ согласовывать границы земельного участка с собственником водного объекта, а также с его пользователем, несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела, а также из представленных материалов землеустройства и межевания, в 2006 году был сформирован земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:259, образование которого производилось 1137 топографическим отделением войсковой части 64178 управления КСПН в период с 02 февраля 2006 г. по 24 июля 2006 г. (листы землеустроительного дела -3, 39).
Данный земельный участок непосредственно граничит с водным объектом, арендуемым ООО "Лючия+".
Согласно ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", в ред. от 18.07.2005 г. (далее - Закон о землеустройстве) при образовании новых объектов землеустройства в обязательном порядке проводится землеустройство, которое включает в себя установление границ объектов землеустройства на местности (территориальное землеустройство).
Статьей 15 Закона о землеустройстве определено, что при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Пунктами 1, 2 ст. 102 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ) предусматривалось, что земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
Как усматривается из представленного обществом Заключения ООО "Румб" в связи с наложением границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 на границы водного объекта - Руслового пруда на реке Липка вблизи дер. Бузланово в состав указанного земельного участка вошли земли, покрытые водой, площадью 885 кв.м. и 218 кв.м.
При проведении межевых работ кадастровый инженер не обоснованно включил в состав вновь формируемого земельного участка для нужд обороны часть земель водного фонда, нарушив норму ст. 102 ЗК РФ.
Кроме того, совершение ошибки при определении границ земельного участка кадастровым инженером было признано ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", что было учтено судом при вынесении решения.
В силу п.4 ст. 268 АПК РФ обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном ст. 70 АПК РФ, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции.
В силу ст. 17 Закона "О землеустройстве" межевание включает в себя, в том числе согласование границ объекта землеустройства с заинтересованными лицами.
Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса РФ (в ред. от 18.07.2005 г.) установлено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ.
Согласование границ объекта землеустройства должно производиться не только с собственниками, пользователями, владельцами смежных земельных участков, но и со всеми заинтересованными лицами, права которых могут быть затронуты при его проведении.
Утверждение Министерства обороны РФ о том, что водный объект не является объектом землеустройства и поэтому ни с кем из лиц, обладающих какими-либо правами на него, не должно было производиться согласование ошибочно, поскольку таким объектом являлся образуемый земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:259, следовательно, при его формировании должен был быть соблюден порядок, предусмотренный законом. Между тем, водный объект также является объектом гражданского оборота, границы и правовой режим которого определяются в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы Минобороны РФ о пропуске обществом срока на обжалование действий кадастрового органа, несостоятелен в виду следующего.
В силу п.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
15.05.2012 г. ООО "Лючия+" были получены копии фрагментов землеустроительного дела из которых усматривается, что государственные органы, осуществляющие полномочия собственника в отношении водного объекта, а также ООО "Лючия+", как пользователь водного объекта не извещалось при проведении работ по землеустройству. Таким образом, о нарушении порядка проведения землеустроительных работ общество узнало 15.05.2012 г.
Заключение ООО "РУМБ", свидетельствующее о существенном наложении границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 на водный объект - русловой пруд на реке Липка, переданный Обществу в пользование было получено обществом 14.08.2012 г. Следовательно, о нарушении границ водного объекта при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:259 общество узнало 14.08.2012 г.
Исковое заявление было направлено в суд ценным письмом с описью вложения 15.08.2012 г., о чем свидетельствует штемпель почтового отправления (т.1 л.д.49).
Таким образом, законные основания для утверждения о пропуске обществом срока, установленного на обжалование действий государственных органов, отсутствуют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2013 г. по делу N А41-39246/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны России - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39246/2012
Истец: ООО "Лючия+"
Ответчик: ФАУГИ в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГКУ "ЦТУИО", ФГУ "Центральное терриориалльное управление имущественных отношений Министерства обороны России, Федеральное агентство водных ресурсов