г. Томск |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А45-4678/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего О. Ю. Киреевой
судей О. Б. Нагишевой, И.И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г.
без участия сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (рег.N 07АП-7050/2013) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2013 года по делу N А45-4678/2013 (судья А.Г. Хлопова)
по иску открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" (ИНН 7708643971 ОГРН 1077758336985)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295)
о взыскании пени за нарушение срока доставки вагонов в размере 1 143 412 рублей 61 копейки.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской железной дороги - филиала (далее ОАО "РЖД") о взыскании 1 014 635 рублей 84 копейки пени за нарушение срока доставки груза по транспортным железнодорожным накладным.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ОАО "РЖД" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, вынести по делу новое решение о снижения размера неустойки, применив статью 333 ГК РФ, ссылаясь на то, что истец не доказал соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не был учтен тот факт, что ответчик выполнил свои обязательства по доставке груза до станции назначения, груз (порожние вагоны) доставлен в сохранности. Исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент вынесения решения в размере 8,25%, сумма неустойки значительно меньше, чем начисленная истцом сумма пени. По всем отправкам просрочка носила незначительный, кратковременный характер, что также может являться критериями несоразмерности. Кроме того, апеллянт указывает конкретные транспортные железнодорожные накладные, по которым судом не были приняты во внимание обстоятельства, увеличивающие сроки доставки груза на основании п.6.6. Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, в связи с чем суд необоснованно взыскал сумму пени в размере 527 615, 08 руб.
До дня судебного заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу частей 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, отзыва на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2013 года по делу N А45-4678/2013, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что грузоотправитель - ОАО "Первая грузовая компания" по Западно-Сибирской железной дороге - филиалу ОАО "РЖД" осуществлял отправку собственных порожних вагонов по железнодорожным транспортным накладным. Ответчиком были допущены просрочки их доставки, что подтверждается отметками, содержащимися в накладных о дате прибытия вагонов на станцию назначения.
Поскольку сроки доставки грузов были нарушены, ОАО "Первая грузовая компания" направило в адрес ОАО "РЖД" претензии об уплате штрафных санкций.
Неоплата ОАО "РЖД" суммы неустойки явилась основанием для обращения ОАО "Первая грузовая компания" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, указанных в ст. 29 УЖТ РФ, а также доказательств, свидетельствующих о возможности продления срока доставки вагонов на основании п.6 Правил, отсутствия оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как ответчик не указал конкретных обстоятельств и не представил доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Аналогичные правила изложены в статье 25 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" N 18-ФЗ от 10.01.2003 (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Материалами дела установлено, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ПГК" (грузоотправитель) сложились отношения по перевозке грузов, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными и ответчиком не оспаривается.
Согласно части 6 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 Устава, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В силу статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за пере-возку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Факт нарушения ответчиком сроков доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается.
Доказательств того, что просрочка доставки порожних вагонов произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств (непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа), в материалах дела не имеется.
Согласно пункта 6 Правил N 27 от 18.06.2003года сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки, в том числе в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не доказал факт задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
В соответствии с пунктом 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N27) сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам, а на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка.
Ответчик не подтвердил, что задержка произошла по причинам, зависящим от грузополучателей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, что эта задержка возникла вследствие невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования. Из материалов дела усматривается, что в спорных железнодорожных накладных в графе "отметки перевозчика" не сделаны соответствующие отметки о задержке вагонов и составлении акта общей формы, не указаны основания задержки вагонов, которые в соответствии с п. 6.6 Правил увеличили бы срок их доставки на все время задержки.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Согласно п. 2 - 3 Информационного письма N 17 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ "Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 Гражданского кодекса РФ" от 14.07.1997 г. основанием для применения ст. 333 Гражданского кодекса РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства и другое. Для применения ст. 333 ГК РФ арбитражный суд должен располагать данными, подтверждающими явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Доказательства, подтверждающие наличие оснований для уменьшения неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ, должен представить ответчик, которым заявлено ходатайство.
С учетом изложенного, уменьшение подлежащей взысканию неустойки является правом суда, и суд при принятии судебного акта руководствуется нормами права и внутренним убеждением, основанном на законе и материалах дела.
В п. 1 Постановления N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса РФ" от 22.12.2011 г. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что:
- при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
- исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
- при этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу п. 1 ст. 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
Из представленных расчетов пени видно, что пеня рассчитана истцом исходя из девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (ст. 97 УЖТ РФ), сумма пени по конкретным накладным не превышает железнодорожного тарифа, срок просрочки доставки вагонов по некоторым накладным составлял свыше 130 суток, нарушения имели систематический характер.
При рассмотрении настоящего дела ОАО "РЖД", заявив ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ, конкретных обстоятельств и доказательств в обоснование довода о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства не привело.
Апелляционный суд также считает, что в качестве критерия несоразмерности неустойки не может служить только размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, поскольку размер неустойки за нарушение срока доставки груза определен Уставом железнодорожного транспорта. Соразмерность неустойки предполагается. Снижение неустойки судом на основании ст. 333 ГК РФ возможно только в случае доказанности ответчиком несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. Установленная пеня изначально рассчитана с учетом обеспечения баланса интересов перевозчика и грузоотправителя при перевозке грузов.
Кроме того, превышение размера законной неустойки над двукратной ставкой рефинансирования ЦБ РФ не может являться достаточным основанием, подтверждающим явную несоразмерность заявленной ко взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства.
При этом закон в данном случае не ставит размер взыскиваемой неустойки в зависимость от сохранности доставленного груза.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не применил положения ст. 333 ГК РФ.
Уменьшение неустойки судом исключительно в рамках своих полномочий (при отсутствии доказательств ее явной несоразмерности) не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (ст. 1 ГК РФ), а также с принципом состязательности (ст. 9 АПК РФ). Кроме того, необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения, в целом может стимулировать недобросовестных контрагентов по договорным обязательствам.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2013 года по делу N А45-4678/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4678/2013
Истец: ОАО "ПГК", ОАО "Первая грузовая компания"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7050/2013
24.09.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7050/13
20.09.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7050/13
02.07.2013 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-4678/13