г. Чита |
|
26 сентября 2013 г. |
дело N А19-3681/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2013 года по делу N А19-3681/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Восточно-Сибирская газовая компания" (ОГРН 1043801536591, ИНН 3811079840) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697) о признании решения недействительным,
(суд первой инстанции: судья Дмитриенко Е.В.)
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Восточно-Сибирская газовая компания" - не явился, извещён,
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска - не явился, извещён,
установил:
открытое акционерное общество "Восточно-Сибирская газовая компания" (далее - заявитель или Общество или ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - Управление Пенсионного фонда или Учреждение) с заявлением о признании незаконным решения от 23.01.2013 N 13 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены. Решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от 23.01.2013 N 13 Управления Пенсионного фонда признано недействительным и отменено полностью.
Не согласившись с указанным решением, Управление Пенсионного фонда обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения выражая свое несогласие с ним.
По мнению Управления Пенсионного фонда, нарушения, выявленные в ходе выездной проверки, не носят характер недочетов, неточностей и не могут быть расценены как нарушение порядка заполнения форм документов индивидуального (персонифицированного) учета.
Из апелляционной жалобы следует, что не может быть принято во внимание то обстоятельство, что ошибки в индивидуальных сведениях не повлияли на достоверность начисленных страховых взносов.
Действия общества подпадают под признаки правонарушения, за которое установлена ответственность статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ). ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания" правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа. Вина общества в совершении правонарушения Управлением доказана и подтверждается материалами дела. Состав данного правонарушения является формальным, ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Ссылка ссуда на то, что указание им неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц не повлекло неправильное исчисление и неполную уплату страховых взносов не имеет в данном случае значения и не является основанием для освобождения от ответственности.
Состав вмененного заявителю правонарушения предусмотрен Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Учреждение обращает внимание апелляционного суда на то, что указанный закон не содержит норм, освобождающих страхователей от ответственности за представление недостоверных индивидуальных сведений. Таким образом, наличие определенных обстоятельств (отсутствие последствий в виде недостоверности начисленных страховых взносов, добровольное устранение страхователем допущенных ошибок и др.) не может являться основанием для освобождения от ответственности.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и Управление Пенсионного фонда явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Восточно-Сибирская газовая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица, и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - N 1043801536591.
На основании решения заместителя начальника Управления Пенсионного фонда от 13.08.2012 N 30-01-45/153 должностными лицами Учреждения в период с 13.08.2012 по 12.10.2012 проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 12.12.2012 N 30-01-47/235, в пункте 2.2.3 которого указано на допущенное обществом нарушение положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192П "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению", выразившееся в неверном указании в формах СЗВ-6-1 за полугодие 2010 года периода работы застрахованных лиц Абдусалямовой Д.В., Тверитиновой О.Г.
В пункте 3.3 указанного акта плательщику страховых взносов предложено представить корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета.
По результатам рассмотрения материалов проверки начальником Управления Пенсионного фонда принято решение от 23.01.2013 N 13 о привлечении ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок, представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 3 367 рублей 55 копеек.
Общества считая, что указанное решение не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств:
- несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам;
- нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ даются понятия следующим терминам:
- страхователями являются юридические лица;
- застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ устанавливает, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, срочной пенсионной выплаты; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
Согласно статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании абзаца 5 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица при подсчете страхового стажа периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Страхователь согласно пункту 2 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь обязан своевременно представлять в Пенсионный фонд полные, достоверные сведения о застрахованных лицах путем представления соответствующих форм отчетности. За нарушение указанных требований, статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена ответственность.
В соответствии с пунктом 30 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" страхователь ежеквартально, до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в территориальный орган фонда относящиеся к отчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, первоначально сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже в отношении застрахованных лиц Абдусалямовой Д.В. и Тверитиновой О.Г. за полугодие 2010 года представлены Обществом страховщику в установленные сроки в соответствии с формами, действовавшими на дату представления соответствующих сведений. Учреждением не было выявлено ошибок, несоответствий и недостоверности в указанных индивидуальных сведениях, представленная отчетность принята страховщиком без замечаний.
Впоследствии Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.03.2012 N 66п внесены изменения и дополнения в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п, в частности, пунктом 4 Приложения N 3 к Постановлению от 28.03.2012 N 66п введены новые коды для обозначения периодов, которые не включаются в страховой стаж работника, но учитываются при расчете трудового стажа, в том числе код "ЛДДЕТИ" - отпуск по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет. Указанный код подлежит отражению в графе "исчисление страхового стажа: дополнительные сведения" с 01.01.2010.
Разъясняя порядок применения указанных изменений, Пенсионный фонд Российской Федерации в письменной Информации от 29.03.2012 указал, что изменениями, внесенными в постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п постановлением Правления ПФР от 28.03.2012 N 66п, необходимо руководствоваться при подготовке отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету за первый квартал 2012 года, представляемых в территориальный орган ПФР с 1 апреля 2012 года.
По результатам выездной проверки, проведенной Управлением Пенсионного фонда в период с 13.08.2012 по 12.10.2012, установлено, что в представленных обществом формах СЗВ-6-1 за полугодие 2010 года не указан период отпуска по уходу за ребенком до трех лет на застрахованных лиц Абдусалямову Д.В. и Тверитинову О.Г.
Расценив указанные действия (бездействие) страхователя как представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Управление Пенсионного фонда приняло решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, наличие указанных недостатков в формах СЗВ-6-1 само по себе не свидетельствует о представлении страхователем недостоверных сведений за полугодие 2010 года, а указывает на нарушение порядка заполнения форм индивидуального (персонифицированного) учета.
Из содержания оспариваемого решения не следует, что данные обстоятельства отразились на достоверности начисленных страховых взносов. Кроме того, в связи с выявленными недостатками при отражении трудового стажа застрахованных лиц Управлением Пенсионного фонда не было выявлено занижение базы для начисления страховых взносов, страховые взносы по результатам проверки страхователю не доначислялись, произвести корректировку сумм Обществу не предлагалось.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что представленные страхователем сведения индивидуального (персонифицированного) учета содержали недочеты, впоследствии устраненные обществом, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения.
Согласно пункту 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
На момент первоначального представления сведений по форме СЗВ-6-1 недостоверности в указанных сведениях Управлением Пенсионного фонда выявлено не было. При этом у страхователя не имелось возможности отражения кода "ЛДДЕТИ" в графе "исчисление страхового стажа: дополнительные сведения" по причине отсутствия соответствующей кодировки, введенной впоследствии Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.03.2012 N 66п.
О выявленных недостатках в представленных индивидуальных сведениях и о необходимости представления корректирующих форм индивидуального (персонифицированного) учета страхователю стало известно из акта выездной проверки от 12.12.2012 N 30-01-47/235, который был вручен генеральному директору общества Ратникову Г.А. 14.12.2012.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации разъяснил своим территориальным органам, что если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указывает, что территориальным органам ПФР следует исходить из того, что формальный подход к наложению штрафа недопустим, любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В рассматриваемом случае корректирующие формы индивидуальных сведений за полугодие 2010 года в отношении застрахованных лиц Абдусалямовой Д.В. и Тверитиновой О.Г. представлены страхователем в Управление Пенсионного фонда до вынесения решения о привлечении к ответственности.
Суд первой пришел к обоснованному выводу, что при рассмотрении материалов проверки Управление Пенсионного фонда не вправе было ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы об ответственности, а с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания должно было исследовать по существу все фактические обстоятельства вмененного правонарушения и освободить страхователя от ответственности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к законному и мотивированному выводу о недоказанности Управлением Пенсионного фонда обстоятельств вмененного страхователю правонарушения и признал незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска от 23.01.2013 N 13 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2013 года по делу N А19-3681/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3681/2013
Истец: ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска