г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А26-3451/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Желтянникова В.И., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Назаряном К.Р.
при участии:
от истца: Сополевой Е.В. по доверенности от 24.12.2008 г. N 1,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17292/2013) Администрации Пряжинского национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2013 г. по делу N А26-3451/2013 (судья Павловской А.В.), принятое
по иску ОАО "Лесная сказка"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка
установил:
Открытое акционерное общество "Лесная сказка" (местонахождение: Карелия Республика, Пряжинский р-н, Сяргилахта д, ОГРН 1031002071000, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Пряжинского национального муниципального района (местонахождение: Карелия Республика, Пряжинский р-н, Пряжа пгт, Советская ул, 61, ОГРН 1021001151302, далее - ответчик, Администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым N 10:21:0000000:40, в котором просит изложить п. 2.1 и 2.2 договора купли продажи земельного участка N 32 от 22.03.2013 г. между Администрацией Пряжинского национального муниципального района и ОАО "Лесная сказка" в следующей редакции: "Цена выкупа земельного участка равна 2.5 (двум целым пяти десятым) процента его кадастровой стоимости"; "Покупателю цену выкупа, исчисленную в порядке п. 2.1 договора, перечислить в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия_" далее по тексту.
Решением суда от 18.06.2013 г. исковые требования удовлетворены.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению ответчика, суд не учел, что с 01.07.2012 г. истек установленный федеральным законодательством срок на выкуп земельных участков по льготным ценам. Администрация считает, что решением суда причинен материальный ущерб муниципальным интересам ответчика.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её удовлетворения.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации, извещенной надлежащим образом о времени и мет е судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, ОАО "Лесная сказка" является собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N 10:21:0000000:40, расположенном в Республике Калерия, Пряжинский район, п.Сяргилахта.
14.06.2012 г. Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 09.06.2012 г. на выкуп земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:40 в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 28.06.2012 г. Глава Администрации сообщил, что решение о предоставлении земельного участка будет принято после вынесения и вступления в законную силу решения арбитражного суда Республики Карелия по делу А26-5364/2011 по иску Администрации и взыскании задолженности по арендной плате с ОАО "Лесная сказка".
Решением арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2013 г. по делу А26-6440/2012 бездействие Администрации, выразившееся в неосуществлении действий по заявлению ОАО "Лесная сказка" о передаче в собственность земельного участка признано незаконным, суд обязал Администрацию направить в адрес Общества проект договора купли-продажи.
Письмом от 25.03.2013 г. Администрация направила в адрес истца договор купли-продажи земельного участка N 32 от 23.03.2013 г. Письмом от 19.04.2013 г. N 102 Общество направило в Администрацию протокол разногласий к договору, которое получено Администрацией 23.04.2013 г. Общество не согласилось с размером выкупной цены земельного участка, определенной Администрацией в сумме 30767194 руб.
Полагая, что цена выкупа должна была быть определена в размере 2,5% кадастровой стоимости выкупаемого земельного участка, Общество обратилось с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475. К заявлению Общества о приватизации земельного участка приложены все документы, перечень которых предусмотрен указанным нормативным актом, что подтверждается материалами дела и установлено судом в рамках дела А26-6440/2012.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" стороны, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, либо эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
При этом, заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка должно содержать все существенные условия такого договора, в случае соответствия такого заявления требованиям и порядку, установленному нормативными актами для его подачи, его следует квалифицировать применительно к положениям статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации как оферту, которая, согласно статьям 438, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, должна быть безоговорочно акцептована соответствующим государственным органом. То есть размер цены земельного участка, как существенного условия договора приватизации, также должно следовать из условий соответствующей оферты, и, согласно ее содержанию, быть включено в условия договора. Несмотря на то, что согласно статье 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, момент заключения договора определяется в момент акцепта оферты, с учетом включения условий договора именно в содержание оферты, и безоговорочный характер акцепта, содержание условий договора формируется именно исходя из содержания оферты.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения, принимается во внимание необходимость обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ), тем более, что в данном случае увеличение этого срока имело место по причине незаконного бездействия Администрации. В связи с этим выкупную цену земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи заявления о выкупе в компетентный орган.
Заявление Общества о приватизации земельного участка получено Администрацией 14.06.2012 г., то есть в пределах действия оферты.
Таким образом, расчет выкупной цены обоснованно произведен заявителем исходя из 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, указанной в его кадастровом паспорте, и именно эта цена должна фигурировать в договоре купли-продажи земельного участка.
Доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе основаны на ином толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются апелляционным судом.
Поскольку судом не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2013 г. по делу N А26-3451/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3451/2013
Истец: ОАО "Лесная сказка"
Ответчик: Администрация Пряжинского национального муниципального района
Третье лицо: ОАО "Лесная сказка"