г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А56-15632/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Желтянникова В.И., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Назаряном К.Р.
при участии:
от истца: Покровской В.С. по доверенности орт 28.06.2013 г.,
от ответчика: Пудовой Т.С. по доверенности от 17.10.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16987/2013) ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2013 г. по делу N А56-15632/2013 (судья Карманова Е.О.), принятое
по иску ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (местонахождение: г.Санкт-Петербург, Межевой канал, д.5, ОГРН: 1027802712585, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (местонахождение: Москва, ул.Н. Басманная, д.2, ОГРН: 1037739877295, далее - ответчик) о взыскании 86713 руб. 10 коп. задолженности и 3468 руб. 52 коп. расходов по уплате государственной пошлине.
Решением суда от 27.06.2013 г. в иске отказано.
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Истец настаивает на том, что ответчик неправомерно списал с лицевого счета истца плату за пользование вагонами, не принадлежим ОАО "РЖД", поскольку по мнению истца, ОАО "РЖД" не доказало, что спорные вагоны были привлечены по договору N 18 с ОАО "ВГК".
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 30.07.2010 г. между ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и ОАО "РЖД" был заключен договор N 18/М, на основании которого ответчик осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего истцу, примыкающего к станции Новый порт.
В апреле 2012 года в адрес ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" прибыли вагоны, не принадлежащие перевозчику N N 61760864, 60134574, 65139511, 61724860, 68764901, 600055365, 65071805, 67726232, 62444872, 65516858, 60771714, 65706236, 61536900, 61790978, 67074617, 60966744, 67281865, 64242886, 62299441, 60161452, 60152816, 65200602, 60097052, 68770932, 68759729, 68682673, 68428556, 68502525, 65182750, 68674340, 60180577, 60207289, 68737857, 68643014, 62429337, 64032378, 65706913, 65028342, 62485784, 66400300, 67711630, 67723866, 64034408, 64692304, 67780551, 65788804, 60619053, 67464883, 67199851, 67029579, 61680377, 65097057, 62611678, 65470288, 68584945, 67023150, 65144651, 63689202, 65215121, 61496337, 60112638, 60849817, 61585675, 60065265, 65473340, 65437212, 60210721, 60363207, 60241015, 60066636, 65329773, 60682119, 65208605, 67807925, 65711152, 64310824, 65214124, 60104007, 67788331, 66500661, 61550588, 66465931, 61437620, 67132340, 67268334, 65014466, 66305285, 65169526, 67274720, 67782128, 68741750, 60141652, 60291929, 67002048, 65094583, 60367174, 67731943, 62649017, 64915622, 63395537, 63681837, 67799866, 60186145, собственником которых является ОАО "Вторая грузовая компания".
Вагоны поданы на железнодорожный путь необщего пользования, о чем составлена памятки приемосдатчика на подачу вагонов и после окончания грузовых операций на основании уведомления о завершении грузовой операции вагоны убраны с путей необщего пользования, о чем также имеется памятка приемосдатчика на уборку вагонов.
По перечням первичной документации к актам оказанных услуг N 1000023789/2012042 от 10.04.2012, N 1000023789/2012045 от 25.04.2012, N 1000023789/2012043 от 15.04.2012, N 1000023789/2012052 от 10.05.2012, N 1000023789/2012051 от 05.05.2012 с лицевого счета истца ОАО "РЖД" списало по ведомостям подачи и уборке вагонов сумму в размере 86713 руб. 10 коп. в качестве платы за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Полагая, что денежные средства в размере 86713 руб. 10 коп. являются неосновательным обогащением ОАО "РЖД", Порт обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, придя к выводу о том, что в данном случае получение ответчиком платы за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования является правомерным.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
30.07.2010 г. между ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и ОАО "РЖД" заключен договор N 18/М в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего истцу, примыкающего к станции Новый порт. Как следует из условий указанного договора, истец обязан вносить сборы, платы, штрафы, и иные суммы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ) (далее - УЖТ РФ), в том числе согласно статье 39 УЖТ РФ, правилами перевозок груза железнодорожным транспортом, тарифными руководствами и иными документами, регулирующими деятельность железнодорожного транспорта.
На основании ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п.34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ОАО "РЖД" в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12, начислило истцу плату за пользование спорными вагонами и осуществило ее списание с лицевого счета истца в соответствии с условиями договора N 3804 от 30.12.2009 г.
Из содержания железнодорожных накладных следует, что вышеперечисленные вагоны принадлежали на праве собственности или ином вещном праве ОАО "Вторая грузовая компания" и были привлечены ОАО "РЖД" для использования в перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования на основании договора N 18 от 26.01.2012 г., заключенного с ОАО "ВГК".
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не ограничивают возможность начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1051 от 20.12.2011 г. установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации для перевозок грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особого порядка ценообразования, предусмотренного Постановлением.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления приказом Федеральной службы по тарифам N 444-Т/4 от 27.12.2011 утвержден порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных полувагонах, согласно которому за время нахождения полувагонов привлеченного парка у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой интонации о правомерности начисления ответчиком платы за пользование спорными вагонами и списания денежных средств с лицевого счета истца в заявленном размере.
Довод ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" о недоказанности привлечения спорных вагонов и отсутствия документального подтверждения такого привлечения опровергается представленными в деле доказательствами.
ОАО "РЖД" представило в дело Приложение N 1 к договору N 18, которое является утвержденной формой, по которой осуществлялась передача спорных вагонов. Кроме того, ответчиком представлены справки из автоматизированной базы данных полувагонов, сведения в которую вносит Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Доводов, опровергающих представленные ОАО "РЖД" доказательства, истцом не заявлено.
Довод истца об отсутствии оснований для списания суммы платы со ссылкой на п.3.1.1 договора на организацию расчетов N 3804 от 30.12.009г., не принимается апелляционным судом, поскольку памятки приемосдатчика, являющиеся основанием для начисления платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, подписаны представителями истца без возражений.
Поскольку суд первой инстанции всесторонне и полно установил обстоятельства дела, дал надлежащую оценку взаимоотношениям сторон, правильно применил нормы материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2013 г. по делу N А56-15632/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15632/2013
Истец: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9626/13
26.09.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16987/13
27.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-15632/13