г. Самара |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А55-7618/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Апаркина В.Н., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Дудина Е.А., директор, протокол от 16 ноября 2009 г., Гаврилов А.И., доверенность от 21 августа 2013 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
от администрации Кировского района городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июля 2013 г.
по делу N А55-7618/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
администрация Кировского района городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным отказа от 25 марта 2013 г. N 12-1/3030/12 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. Карла Маркса, 512, площадью 10, 00 кв.м., занимаемого временным киоском "Продукты", обязании устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения заявления ООО "Самарский хлеб" по существу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 июля 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории является одним из этапов формирования земельного участка как объекта гражданских и земельных правоотношений.
Министерство действовало в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, и вывод суда о том, что повторное обращение министерства в департамент об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории испрашиваемого земельного участка является незаконным и необоснованным, является несостоятельным.
Решение об отказе было принято Министерством в связи с получением заключения Департамента о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Обществом земельного участка независимо от его содержания.
В судебном заседании представители заявителя просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16 октября 2012 г. заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, проспект Карла Маркса, 512, площадью 10, 00 кв.м., занимаемого временным киоском "Продукты".
На основании данного заявления Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
26 февраля 2013 г. Департамент выдал заключение N СП-6/187-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
На основании указанного заключения Департамента Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением от 25 марта 2013 г. N 12-1/3030/12 отказало Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с отказом Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявитель), подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 2.4 Порядка министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание на это должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется в случае, если в соответствии с действующим законодательством ее утверждения не требуется.
Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6 Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что согласно расписке Министерства имущественных отношений Самарской области от 16 октября 2012 г. о приеме документов заявителем представлено распоряжение администрации Кировского района городского округа Самара от 06 марта 2006 г. N 225 "Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка под установку временного киоска "Продукты", расположенного по пр. К. Маркса, 512, обществу с ограниченной ответственностью "ВАДА", а также договор купли-продажи и акт приема-передачи киоска от 08 февраля 2007 г., заключенный между ООО "ВАДА" и ООО "Самарский хлеб".
При этом распоряжение администрации Кировского района городского округа Самара от 06 марта 2006 г. N 225 принято в соответствии с действующим законодательством, до 01 июля 2006 г., является действующим. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случаях, в том числе, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, указанное положение Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, преимущественного права перед другими лицами на заключение договора при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии заключенного договора аренды.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок предоставлен ООО "ВАДА" на основании распоряжения администрации Кировского района г.о. Самара от 06 марта 2006 г. N 225, проект границ утвержден до 01 июля 2006 г.
Учитывая, что ООО "ВАДА", не заключив договор аренды земельного участка, передало все свои права и обязанности ООО "Самарский хлеб", что подтверждается договором купли-продажи и актом приема-передачи киоска от 08 февраля 2007 г., суд первой инстанции правомерно признал обоснованным довод заявителя о том, что у ООО "Самарский хлеб" возникло преимущественное право аренды земельного участка перед другими лицами.
Наличие на испрашиваемом земельном участке киоска, принадлежащего ООО "Самарский хлеб", подтверждается актом обследования объекта от 14 марта 2008 г.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что повторное обращение Министерства об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории этого же земельного участка в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары является незаконным и необоснованным, так как лишило ООО "Самарский хлеб" преимущественного права перед другими лицами на заключение договора аренды земельного участка как владельца временного объекта на данном земельном участке.
С учетом действующего законодательства и обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно указал, что при представлении Обществом распоряжения администрации Кировского района г.о. Самары от 06 марта 2006 г. N 225 Министерство обязано было совершить действия, направленные на постановку земельного участка на кадастровый учет, либо уполномочить на это заявителя.
Иные доводы Министерства правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку противоречат требованиям п. 2.4 и п. 3.1 Порядка.
В обоснование оспариваемого отказа Министерство также ссылается на ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - закон N 381-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 5 ст. 10 закона N 381-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 10 закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, так как препятствует в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июля 2013 г. по делу N А55-7618/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7618/2013
Истец: ООО "Самарский хлеб"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администрация Кировского района г. о. Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара