г. Челябинск |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А34-4798/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Тимохина О.Б., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Терезовой Т.В, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Курганстальмост" и Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.02.2013 по делу N А34-4798/2012 (судья Шестакова Л.П.), участвуют представители: от закрытого акционерного общества "Курганстальмост" Кугаевский Р.В. (доверенность от 15.07.2013), от Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Николаева М.В. (доверенность N 04-15/04/11 от 09.01.2013)
УСТАНОВИЛ:
12.10.2012 закрытое акционерное общество "Курганстальмост" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, управление, фонд) N 24 от 06.09.2012 о доначислении страховых взносов - 60 260,96 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Фонд пришел к выводу о занижении базы в виде не начисления страховых взносов на выплаты, производимые работникам в период прохождения военных сборов, за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами и донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Выводы неверны, поскольку призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, а выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством, следовательно, такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Выплаты работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка. Дополнительные выходные дни не связаны с осуществлением трудовых функций, на суммы выплат не начисляются страховые взносы.
Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, также не признаются объектом налогообложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (т. 1 л.д.4-9).
Фонд возражает против заявленных требований, ссылается на установленные проверкой обстоятельства (т. 1, л.д. 33-38).
Решением суда первой инстанции от 06.02.2013 заявление общества удовлетворено частично, решение управления признано недействительным в части начисления страховых взносов на сумму среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, а также соответствующих сумм пени и штрафов. Указанные выплаты не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Судом сделан вывод, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и выплаты, сохраняемые за работником на время прохождения военных сборов подлежат включению в базу для начисления страховых взносов и связаны с трудовой деятельностью работников (т.2, л.д.80-84).
15.03.2013 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении требований, которое незаконно по следующим причинам.
Выплата среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и представляемые в связи с этим дни отдыха не связана с выполнением работником трудовых функций, а носит характер государственной поддержки.
Выплаты, сохраняемые за работниками на время прохождения военных сборов также не связаны с исполнением трудовых обязанностей, являются компенсацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 170 Трудового кодекса), Законом N 53-ФЗ (п.2 ст.5, п.2 ст.6), указанные выплаты в соответствии с п.2 ч.1 ст.9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами (т.1, л.д. 90-94).
Фонд возражает против апелляционной жалобы общества, ссылается на обстоятельства указанные в решении.
15.03.2013 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя.
По мнению фонда, суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, нельзя отнести к компенсационным выплатам, предусмотренным п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ. Не относятся указанные выплаты и к государственным пособиям, поскольку не перечислены в перечне таковых, установленном статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Они начисляются в рамках трудовых отношений (письмо от 15.03.2011 N 784-19 Минздравсоцразвития РФ, письмо Фонда Социального страхования РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
Общество возражает против апелляционной жалобы фонда, считает решение суда первой инстанции в указанной части законным и обоснованным.
15.04.2013 производство по делу было приостановлено, 23.09.2013 возобновлено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав стороны, установил следующее.
ЗАО "Курганстальмост" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 31.01.1994, является плательщиком страховых взносов, состоит на учете в территориальном отделении фонда (т. 1 л.д. 24-25,28).
Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, в ходе которой установлено, что страхователем при определении базы для начисления страховых взносов не учтены выплаты, производимые работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми - инвалидами, за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также выплаты, начисленные работникам за период прохождения ими военных сборов.
По результатам составлен акт от 02.08.2012 N 1120131025с/с (т. 1 л.д. 41-43) и вынесено решение от 06.09.2012 N24 о привлечении общества к ответственности, установленной п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 13 219, 49 руб., начислены пени 1457, 22 руб., недоимка - 66 097, 48 руб. руб. (т. 1 л.д. 12-13, 44-46).
Страховые взносы начислены в том числе - в связи с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми - инвалидами - 1379,83 руб., по оплате донорских дней - 58 306, 45 руб., по оплате в период прохождения военных сборов- 574, 68 руб.
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
1.Относительно доводов апелляционной жалобы управления.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" установлено, что средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми - инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансферов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и пунктом 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ определено, что не подлежат налогообложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление пеней и штрафа (данная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.06.2010 N1789/10).
Решение суда в этой части законно и обоснованно, доводы апелляционной жалобы управления отклоняются.
2.По апелляционной жалобе общества.
2.1. В соответствии с ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Данные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые в соответствии с Перечнем не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Оплата работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, является выплатой, произведенной в рамках трудовых отношений и подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию (данная правовая позиция подтверждается постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 4922/11).
На основании вышеизложенного решение пенсионного фонда и решение суда первой инстанции в указанной части является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы ЗАО "Курганстальмост" отклоняются.
2.2. По мнению общества - суд не учел, что выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, носят компенсационный характер, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.02.1998 N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.02.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона).
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в данном перечне не указан.
Исходя из системного толкования перечисленных норм судом сделан верный вывод о том, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, средний заработок, выплачиваемый работодателем в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы плательщика отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.02.2013 по делу N А34-4798/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Курганстальмост" и Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4798/2012
Истец: ЗАО "Курганстальмост"
Ответчик: Государственное учреждение-Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации