г. Киров |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А17-1985/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестаковой М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-Эксперт"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.07.2013 по делу N А17-1985/2013, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-Эксперт" (ИНН: 3706012860, ОГРН: 1063706006473)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АГРО-ЭКСПЕРТ" (далее - общество, заявитель, ООО "АГРО-ЭКСПЕРТ") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Управление) от 01.04.2013 N 4.2-0038пл-Пс/0098-2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "АГРО-ЭКСПЕРТ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель полагает, что административным органом неправомерно включен в ежегодный план проведения плановых проверок, принадлежащий обществу опасный производственный объект (ОПО), так как с момента ввода его в эксплуатацию не прошел один год.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 18.02.2013 по 01.03.2013 в соответствии с приказом Центрального управления Ростехнадзора от 01.02.2013 N 38 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "АГРО-ЭКСПЕРТ" требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 01.03.2013 N 4.2-003 8пл-А/0098-2013.
При проведении проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов: элеватор, per. N А16-03642-0005, дата регистрации 13.06.2007; цех по производству комбикормов, per. N А16-03642-0006, дата регистрации 13.06.2007; сеть газопотребления, per. N А16-03642-0007, дата регистрации 08.12.2010, расположенных по адресу: Ивановская область, г. Шуя, ул. Завокзальная, д.1.
Также Управлением установлено, что ООО "АГРО-ЭКСПЕРТ", являясь организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, допустило следующие нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:
1. Отсутствует разработанный в установленном порядке технический паспорт взрывобезопасности ОПО "цех по производству комбикормов, склада добавок, складов бестарного хранения сырья и готовой продукции" (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 2.2 ПБ 14-586-03; п.п. 1.5.З., 1.6 Инструкции по составлению технического паспорта взрывобезопасности опасного производственного объекта по хранению, переработке и использованию сырья в агропромышленном комплексе (далее - РД 14-569-03).
2. Отсутствует разработанный в установленном порядке план ликвидации аварий и защиты персонала цеха по производству комбикормов, склада добавок, складов бестарного хранения сырья и готовой продукцией (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ); п. 2.2 ПБ 14-586-03; п. 1.4 Инструкции но составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья (далее - РД 14-617-03).
3. Отсутствует паспорт аспирационной сети N 5 (дробилка "OPTIMILL") цеха по производству комбикормов (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п.5.4.18. ПБ 14-586-03).
4. Отсутствует паспорт взрыворазрядного устройства дробилки "OPTIMILL" цеха по производству комбикормов (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 7.2 РД 14-568-03).
5. В паспортах на взрыворазрядители норий цеха по производству комбикормов не указаны: изготовитель; тип взрыворазрядного устройства; место установки взрыворазрядного устройства; подпись изготовителя (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 7.2 РД 14-568-03).
6. Не разработаны инструкции по промышленной безопасности для работников опасных производственных объектов, включая мероприятия по электробезопасности (нарушение ч. 1 ст.9 Закона N 116-ФЗ, п.2.9, п.5.7 ПБ 14-586-03).
7. Не осуществляется контроль за работой датчиков схода ленты N 1,2 элеватора (нарушение ч.1 ст.9 Закона N 116-ФЗ; п. 5.2.23 ПБ 14-586-03).
8. Отсутствуют паспорта взрыворазрядных устройств норий N ,N 1-2 элеватора (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 7.2 РД 14-568-03).
9. Отсутствует сплошная зашивка ограждения нории N 2.26 (35), расположенной в цехе по производству комбикормов (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 6.4.5 ПБ 14-586-03).
10. Производственная инструкция для персонала, обслуживающего котлы, производственная инструкция для персонала, обслуживающего трубопровод пара, не выдана под расписку обслуживающему персоналу (нарушение п. 9.1.1 "Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов" (далее - ПБ 10-574-03); п. 6.1.2 ПБ 10-573-03).
11. Не заполнены графы в паспорте трубопровода пара, per. N 1 (расчетный срок службы; расчетный ресурс; расчетное число пусков) (нарушение п. 5.1.1, прил. 2 ПБ 10-573-03).
12. Отсутствуют обязанности и права лица, ответственного за осуществление производственного контроля в должностной инструкции главного инженера (назначен ответственный приказом от 11.01.2010 N 2Б) (нарушение п. 10 Постановления N 263).
13. Не вывешена на рабочем месте производственная инструкция для персонала, обслуживающего трубопровод пара (нарушение п. 6.1.2 ПБ 10-573-03).
14. Табличка на трубопровод пара не имеет следующих данных: температура среды, дата (месяц и год следующего наружного осмотра) (нарушение п. 5.3.3 ПБ 10-573-03).
15. На предприятии отсутствуют ремонтные журналы на паровой котел, трубопровод пара (нарушение п. 9.5.2 ПБ 10-574-03; п. 6.1.9.5 ПБ 10-573-03).
16. Отсутствует окраска и маркировочные надписи на трубопроводе пара (нарушение п. 7.1; 7.2; 7.3; 7.4 ПБ 10-573-03).
17. Не установлены специальные таблички на середине паропровода и в комбикормовом цехе (нарушение п. 5.3.3 ПБ 10-573-03).
01.03.2013 по факту указанных нарушений административным органом в отношении ООО "АГРО-ЭКСПЕРТ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Управления вынесено постановление от 01.04.2013 N 4.2-003 8пл-Пс/0098-2013 о привлечении ООО "АГРО-ЭКСПЕРТ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд Ивановской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава вменяемого обществу административного правонарушения и не усмотрел оснований для освобождения его от административной ответственности в соответствии со 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, которая предусматривает, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В статье 4 Закона N 116-ФЗ определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 названного закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Исходя из приведенных норм, объектом правонарушения, по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона N 116-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок являются а) принятие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов; б) регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов; в) окончания проведения последней плановой проверки.
В статье 9 Закона N 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе в пункте 1, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект.
В частности, установлены обязанности соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
С учетом указанного, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Законом N 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается наличие у него в эксплуатации опасных производственных объектов.
В связи с этим вышеназванные обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, подлежат исполнению заявителем.
При этом обществом, принимая во внимание эксплуатируемые опасные производственные объекты и положения статьи 3 Закона N 116-ФЗ, также должны соблюдаться ПБ 10-573-03, ПБ 10-574-03, РД 14-568-03, ПБ 14-586-03.
Факт нарушений вышеуказанных требований в области промышленной безопасности административным органом установлен в ходе проведения проверки, подтвержден материалами административного производства, в частности, актом проверки, протоколом по делу об административном правонарушении. Вина ООО "АГРО-ЭКСПЕРТ" в несоблюдении требований в области промышленной безопасности материалами дела подтверждается.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Доводам ООО "АГРО-ЭКСПЕРТ" о том, что ОПО "Сеть газопотребления" не подлежало проверке судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
В данном случае в план проверок Управления на 2013 год был включен опасный производственный объект "сеть газопотребления" per. N А16-03 642-0007, в части проверки оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, так как данное оборудование входило в состав опасного производственного объекта "котельная", зарегистрированного 08.12.2010.
Из материалов дела усматривается, что новый ОПО в эксплуатацию обществом не вводился, объект "сеть газопотребления" представляет собой тот же самый объект "котельная", зарегистрированный в реестре особо опасных объектов 08.12.2010, только с измененным наименованием. В этой связи административный орган не обязан был соблюдать годичный срок проведения проверки, установленный п. в) ч. 5 ст. 16 Закона N 116-ФЗ, так как регистрация проверяемого ОПО в составе котельной осуществлена 08.12.2010, то есть с момента регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов прошло более одного года.
Кроме того по смыслу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" несоблюдение годичного срока проведения проверки, предусмотренного ч. 5 ст. 16 Закона N 116-ФЗ не является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ, а следовательно и основанием для признания недействительными результатов проверки и признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.07.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, оснований для решения вопроса о распределении судебных расходов в указанной части у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.07.2013 по делу N А17-1985/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-Эксперт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агро-Эксперт" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.07.2013 N 5199.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1985/2013
Истец: ООО "Агро-Эксперт"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору