г. Москва |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А40-140145/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГБК "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 мая 2013 года по делу N А40-140145/12 (33-280)
по заявлению ИП Колочинский П.В.
к ФГБК "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по г.Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Колочинский П.В. (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным Решения Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" от 26.09.2012 г. N 77/601/12-15707.
Решением суда от 31.05.2013 заявление удовлетворено. При этом суд указал на то, что Решение Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" от 26.09.2012 г. N 77/601/12-15707 не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 31.08.2012 г. за N 77-0-1-22/3003/2012-4964 ИП Колочинский П.В. обратился в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023005:1001, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Павла Корчагина, д.7, корп. 1,стр. 1, для жилищного строительства.
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" от 26.09.2012 г. N 77/601/12-15707 заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023005:1001.
В качестве оснований отказа указано, что "в соответствии с п. 5.7 Постановления Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65-ПП "Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы" Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы", а также, "документы, предоставленные для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования не подтверждают изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023005:1001".
Полагая вышеуказанное решение от 26.09.2012 г. N 77/601/12-15707 незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Колочинский П.В. обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Колочинский Петр Викторович, является собственником земельного участка, общей площадью 2497 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Павла Корчагина, кадастровый номер 77:02:0023005:1001 (ул. Павла Корчагина, вл. 7, корп. 1, стр. 1), а также расположенного на данном земельном участке нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. П. Корчагина, д. 7, корп. 1, стр. 1. кадастровый номер 77-77-13/005/2005-378, на основании Договора N ДЗ-15 купли-продажи имущества от 05.03.2011 г., заключенного с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 03.06.2011 г., акта приема-передачи имущества по Договору купли-продажи от 05.03.2011 г. N ДЗ-15, свидетельств о государственной регистрации права собственности земельный участок и здание от 03.06.2011 г. за NN 77АН N 268876, 77-АН N 268875.
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:0023005:1001 по ул. Павла Корчагина, вл. 7, корп. 1 стр. 1 с объектом недвижимости приобретен заявителем в рамках Федеральной программы жилищного строительства у Фонда "РЖС" на аукционе по продаже объектов недвижимого имущества, победителем которого признан заявитель (протокол об итогах аукциона по продаже объекта недвижимого имущества от 04.03.2011 г. N А68-07/2011/2) в целях строительства жилого дома.
В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
31.08.2012 г. за N 77-0-1-22/3003/2012-4964, ИП Колочинский П.В. обратился в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023005:1001, для жилищного строительства.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости", при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета предоставляется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Колочинским П.В. в установленном порядке в качестве оснований для изменения разрешенного использования земельного участка приобщен правовой акт правительства города Москвы - постановление Правительства Москвы от 19.12.2006 г. N 1021-ПП "О проекте планировки микрорайона 44 Алексеевского района города Москвы", заверенное в установленном порядке с приложениями, устанавливающими в отношении участка разрешенное использование.
Согласно вышеуказанного правового акта - Постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1021-ПП, утвержден проект планировки микрорайона 44 Алексеевского района города Москвы, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 77:02:0023005:1001 по ул. Павла Корчагина, д. 7. корп. 1, стр. 1, согласно которого в отношении земельного участка кадастровым номером 77:02:0023005:1001 утверждены в том числе следующие градостроительные регламенты:
-функциональное назначение земельного участка: участок жилых домов многоквартирного вида (2002);
- строительное назначение земельного участка: участок застройки с высотой 35-55 м или 11-17 этажей и плотностью 23 тыс. кв.м./га (301 23).
В соответствии с официально запрошенными данными ГУП г. Москвы "НИИПИ Генплана города Москвы" от 18.09.2012 г. N 200-03-5723/12, руководствуясь Законом города Москвы от 05.05.2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы", земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 7. корп. 1 стр. 1 расположен на территории функциональной зоны жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки. Градостроительные показатели земельного участка по адресу: Москва, ул. Павла Корчагина, кадастровым N 77:02:0023005:1001, регламентированные Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1021-ПП, соответствуют показателям, отраженным в проекте Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), одобренного в первом чтении Московской городской думой и Правительством Москвы (ППМ от 17.11.2009 г. N 1278-ПП).
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под градостроительным регламентом подразумевается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Руководствуясь ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", до принятия Правил землепользования и застройки, но не позднее 31.12.2012 г., разрешенное использование земельного участка, устанавливается в соответствии с проектом планировки территории.
В связи с тем, что на момент принятия решения от 26.09.2012 г., Правила землепользования и застройки не утверждены, соответственно разрешенное использование земельного участка по ул. Павла Корчагина, вл. 7, корп. 1 стр. 1 должно соответствовать разрешенному использованию, установленному генеральным планом города Москвы и Проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 19.12.2006 г. N 1021-ПП "О проекте планировки микрорайона 44 Алексеевского района города Москвы".
Судебная коллегия считает необоснованным довод Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве", в части не предоставления заявителем для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования, документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023005:1001", поскольку он противоречит материалам дела, в связи с наличием такового документа - основания: постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1021-ПП "О проекте планировки микрорайона 44 Алексеевского района города Москвы", устанавливающего для земельного участка градостроительные регламенты, в том числе его разрешенное использование.
Согласно Письма Минэкономразвития РФ от 06.12.2011 N Д23-5006, в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или, в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением, к ним относится в том числе копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
К таким документам относятся: - выписка из правил землепользования и застройки либо распорядительный документ органа местного управления или исполнительного органа государственной власти (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки таким документом является решение, принятое уполномоченным должностным лицом с учетом публичных слушаний). Таким образом, заявитель вправе изменять виды разрешенного использования предоставленных земельных участков на иные виды разрешенного использования в рамках, предусмотренных правилами землепользования и застройки.
В случае если не приняты правила землепользования и застройки и, учитывая, что до настоящего времени не определен порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, Департамент недвижимости считает возможным руководствоваться нормами Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно ст. 4 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.
До установления специального порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение вида разрешенного использования земельного участка может осуществляться до 31 декабря 2012 г. на основании решения органа местного самоуправления.
Согласно разъяснений Минэкономразвития, для принятия Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" решения об учете изменений объектов недвижимости, достаточно обращения собственников таких объектов недвижимости, с приложением к заявлению документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (в данном случае, вышеуказанными документами-основаниями являются Генеральный план города Москвы, утвержденный Законом города Москвы от 05.05.2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы", а также Проект планировки микрорайона 44 Алексеевского района города Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1021-ПП "Об утверждении проекта планировки микрорайона 44 Алексеевского района города Москвы".
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о том, что Решение Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" от 26.09.2012 г. N 77/601/12-15707 не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В данном случае заявителем обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, доказаны.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований правомерен.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с ошибочным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31 мая 2013 года по делу N А40-140145/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140145/2012
Истец: ИП Колочинский П. В.
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по г. Москве, Филиал ФГБК "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"