Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2013 г. N 13АП-16932/13
г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А56-63074/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, Е. А. Сомовой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М. К. Федуловой,
при участии:
от истца (заявителя): А. А. Куколева, доверенность от 24.07.2013 N ОАО/3975; Н. В. Гроховская, доверенность от 13.12.2012 N ОАО/6045; И. И. Тищенко, доверенность от 13.12.2012 N ОАО/6046;
от ответчика (должника): А. В. Митрофанов, доверенность от 09.01.2013; Ю. А. Круг, доверенность от 09.01.2013;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16932/2013) Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2013 по делу N А56-63074/2012 (судья Н. Г. Соколова), принятое
по иску (заявлению) Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу
к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия"
3-е лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании денежных сумм
установил:
Военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу (ОГРН 1117847262807, адрес 191055, Санкт-Петербург, Невский проспект, 4) (далее - ВСУ, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" (ОГРН 1107847402937, адрес 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 4) (далее - Управление, ответчик) о взыскании денежных сумм, которые не были представлены в ВСУ по ЗВО и/или не были учтены при расчете планового фонда оплаты труда ФГГС (недофинансирование) за период: с 01.01.2011 по 31.12.2011 в размере 164189,4 руб., с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере 210241,16 руб. для дальнейшей реализации своих прав и полномочий руководителем ВСУ СК России по ЗВО в виде распределения экономии фонда оплаты труда за 2011, 2012 между ФГГС; об утверждении согласованного ВСУ по ЗВО фонда заработной платы федеральных государственных гражданских служащих военного следственного управления Следственного комитента Российской Федерации по Западному военному округу на 2013 (с учетом уточнений).
Решением суда первой инстанции от 02.07.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ВСУ просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ВСУ полагает неправомерными действия Управления по формированию фонда заработной платы федеральных государственных гражданских служащих ВСУ за 2011 и 2012, выразившиеся в недофинансировании по показателям ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурном подразделении по защите государственной тайны.
ВСУ полагает, что фонд заработной платы федеральных государственных гражданских служащих ВСУ в связи с оргштатными мероприятиями, повышением окладов и с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 должен быть пересчитан, и просит взыскать с Управления денежные средства, не учтенные при расчете планового фонда оплаты труда ФГГС за 2011, 2012 для дальнейшей реализации своих полномочий.
Апелляционный суд полагает, что при рассмотрении спора по существу суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Управление было создано 10.12.2010 на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 1144 от 20.09.2010 в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и за границей. Управление находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации (Положение о федеральном казенном учреждении, утвержденное Министром обороны РФ 12.09.2011); взаимоотношения с органами военного управления осуществляются в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Управление финансового обеспечения выполняет функции администратора доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.
Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны Российской Федерации.
На основании Приказа заместителя Министра обороны РФ от 15.12.2010 N 0228 ВСУ зачислено на финансовое обеспечение в Управление с 01.01.2011; на основании Приказа заместителя Министра обороны РФ N 41дсп от 01.12.2011 - с 01.12.2011.
Следовательно, Управление осуществляет финансовое обеспечение ВСУ с 01.01.2011 в рамках возложенных на него учредителем - Министерством обороны Российской Федерации полномочий и в пределах отведенной компетенции.
Расчет фонда заработной платы ФГГС на 2011 год был доведен до ВСУ письмом от 23.05.2011 N 05/1194 (повторно по запросу ВСУ); расчет фонда заработной платы ФГГС на 2012 год доведен до ВСУ письмом от 18.01.2012 N 05/112.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих установлен статьей 51 Закона N 79-ФЗ, Указом Президента РФ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
В части 2 статьи 51 Закона N 79-ФЗ установлены размеры средств для выплат (в том числе в должностных окладах) (в расчете на год) сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих.
Частью 3 статьи 51 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств, указанных в данном пункте.
Из вышеприведенных положений Закона N 79-ФЗ усматривается, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов.
Управлением финансового обеспечения исходя из данных нормативных положений был осуществлен расчет фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих ВСУ на 2011 и 2012, в том числе в части средств для выплаты ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Требование ВСУ о включении в фонд оплаты труда федеральных государственных служащих денежных средств на выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере шести должностных окладов, не основано на законе.
Требование заявителя по существу о включении в расчет фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих на 2011 и 2012 денежных средств на выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурном подразделении по защите государственной тайны также является неправомерным.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" и Приказу Министра обороны РФ от 29.01.2007 N 33 "О повышении размеров выплат лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов.
При определении стажа работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны следует учитывать только документально подтвержденный стаж работы в указанных подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти, органе местного самоуправления, в какой воинской части и организации работал сотрудник структурного подразделения. В стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны не засчитываются перерывы в работе в этих подразделениях.
Надбавка за стаж работы выплачивается лицам гражданского персонала Вооруженных Сил на основании приказа командира воинской части, который издается, как правило, в начале календарного года, но не реже одного раза в год, а также при приеме на работу.
Из материалов дела следует, что ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурном подразделении по защите государственной тайны установлена одному федеральному гражданскому служащему ВСУ на основании приказа руководителя ВСУ N 9/фгс от 25.04.2011.
Поскольку приказ об установлении данной надбавки был издан руководителем ВСУ 25.04.2011, то денежные средства на выплату этой надбавки не могли быть учтены при расчете фонда оплаты труда на 2011 год и его согласовании с главным распорядителем средств федерального бюджета.
Довод заявителя о том, что данная выплата подлежит включению в фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих исходя из штатной численности и по максимальной ставке не основан на нормах действующего законодательства.
Указанная правовая позиция заявителя противоречит положениям статьи 51 Закона N 79-ФЗ и Приказа Министра обороны РФ от 29.01.2007 N 33.
Ссылка ВСУ на положения Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 N 555 является неправомерной, так как данным приказом регулируется порядок оплаты труда лиц гражданского персонала войсковых частей и учреждений Минобороны России, не являющихся федеральными государственными служащими.
В расчете фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих ВСУ на 2012 год предусмотрены денежные средства на выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурном подразделении по защите государственной тайны одному федеральному гражданскому служащему ВСУ исходя из представленных ВСУ документов об установлении данной надбавки федеральным гражданским служащим (приказ руководителя ВСУ N 9/фгс от 25.04.2011).
Согласно требованиям директивы заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.01.2011 N ДЗ-1 "Об организации работы по утверждению контрольных сумм воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, содержащихся за счет федерального бюджета на 2011 год" корректировка контрольных сумм фонда заработной платы гражданского персонала может быть произведена только при изменении предельной численности гражданского персонала в связи с реформированием и оптимизацией штатной численности, изменении норм оплаты труда гражданского персонала, а также в случаях принятия Президентом РФ и Правительством РФ решений по увеличению (индексации) фондов оплаты труда гражданского персонала.
Заявитель ссылается на то, что ВСУ было образовано 15.01.2011 согласно приказу СК РФ от 15.01.2011 N 2 КШ, и ранее этой даты ни Управление, ни иная организация не могли представить, а соответствующий департамент Минобороны РФ утвердить расчет фонда оплаты труда ФГС ВСУ на 2011.
Создание Следственного комитета и соответствующих структурных подразделений на местах производилось путем реструктуризации в пределах существующих штатов и финансирования органов прокуратуры. ВСУ было создано в результате организационных мероприятий в военном СК при военной прокуратуре ЗВО. Контрольные суммы заработной платы были рассчитаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в 2010 году для военного Следственного комитета при ВП ЗВО. В 2011 году данные суммы были повторно доведены до созданного в соответствии с указанным приказом ВСУ.
Оснований, предусмотренных директивой заместителя Министра обороны РФ от 14.01.2011 N ДЗ-1, для перерасчета контрольных сумм заработной платы, не имелось.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
Таким образом, основания для перерасчета фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих ВСУ, взыскания дополнительных бюджетных средств с Управления отсутствуют.
Требование заявителя утвердить согласованный ВСУ фонд заработной платы федеральных государственных гражданских служащих ВСУ на 2013 год также не подлежит удовлетворению.
ВСУ подтвердило факт наличия в ВСУ собственного финансового органа и лицевого счета получателя бюджетных средств. Соответственно, обязанность по производству расчета фонда заработной платы федеральных государственных гражданских служащих возложена непосредственно на само ВСУ.
Управление, как распорядитель бюджетных средств, доводит до подведомственных получателей бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, а также распоряжения главного распорядителя бюджетных средств (Министерства обороны Российской Федерации) по организации работы организаций и воинских частей, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Распорядители (получатели) бюджетных денежных средств принимают утвержденные контрольные суммы фондов заработной платы гражданского персонала, содержащегося за счет средств федерального бюджета, на 2013 год. Указанные контрольные суммы доведены непосредственно Министерством обороны Российской Федерации.
Распорядители бюджетных денежных средств обязаны довести представленные из Министерства обороны Российской Федерации контрольные суммы фондов заработной платы до воинских частей и организаций.
Полномочий на утверждение фондов заработной платы воинских частей и организаций, состоящих на финансово-экономическом обслуживании или являющихся получателями в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, у Управления не имеется.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета). Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В статье 158 БК РФ перечислены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено такое нарушение, как недофинансирование. Соответственно, не содержится в Бюджетном кодексе Российской Федерации и нормы, согласно которой сумму недофинансирования можно взыскать в пользу получателя бюджетных средств.
Согласно статье 293 БК РФ, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ, к недофинансированию относилось неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
Следовательно, по смыслу данного понятия к недофинансированию относится непредставление своевременно финансирования в том размере, который был определен в соответствующем бюджете, что не позволяет получателю бюджетных средств осуществлять оплату запланированных расходов.
В случае, если в бюджете предусмотрена определенная сумма на финансирование, в частности фонда оплаты труда, и в последующем данная сумма была перечислена получателю, который посчитал, что размер фонда оплаты труда занижен, то недофинансирование не возникает.
В данном случае недофинансирования у ВСУ не имелось.
Все поступившие для финансирования ВСУ лимиты бюджетных обязательств были доведены Управлением до должностных лиц ВСУ в полном объеме. Фактов, подтверждающих недоведение Управлением до ВСУ части поступивших в адрес ВСУ лимитов бюджетных обязательств (нарушение адресности), направление лимитов бюджетных обязательств, выделенных на выплату заработной платы, на оплату иных нужд (нарушение целевого назначения), ВСУ не представило.
По существу, ВСУ просит дополнить расходную статью бюджета, увеличив размер бюджетных обязательств на предыдущие финансовые годы - 2011 и 2012.
Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные и исполненные бюджеты прошлых лет.
Равным образом, арбитражному суду не предоставлено нормами действующего бюджетного законодательства право утверждать фонд заработной платы, изменять размер такого фонда.
Более того, ответчик не является главным распорядителем бюджетных средств соответствующего бюджета, главным распорядителем является Министерство обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации, которое определяет объем финансирования, по настоящему делу указано третьим лицом, а не ответчиком. Ответчик размер финансирования расходной части соответствующего бюджета не устанавливает.
При таких обстоятельствах, требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2013 по делу N А56-63074/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.