г. Томск |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А03-5656/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Журавлева В.А., Кривошеина С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
от третьих лиц:
Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края - Алейников Е.С. по доверенности от 04.03.2012;
краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 3 г. Бийск" - без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края
и Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.07.2013
по делу N А03-5656/2013 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Пановой Светланы Ивановны,
г.Бийск Алтайского края (ОГРНИП 304220411900210)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края,
2) краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 3 г. Бийск",
о признании незаконным решения от 13.02.2013 по делу N 47/13 о нарушении законодательства о размещении заказов,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Панова Светлана Ивановна (далее - ИП Панова С.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 13.02.2013 по делу N 47/13.
Определением от 30 мая 2013 года в качестве третьих лиц привлечены: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края (далее - Управление, апеллянт); краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 3 г. Бийск" (далее - КГБУЗ "Городская больница N 3 г.Бийск", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08 июля 2013 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать, полагая, что предметом контракта является выполнение работ по замене оконных блоков в объекте капитального строительства (здания), а равно указанные работы относятся к капитальному ремонту, требование пункта 9 Информационной карты аукциона о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) основано на положениях действующего законодательства.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Не согласившись с судебным актом, антимонопольный орган также обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать
В апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает на то, что при выполнении работ по капитальному ремонту лицо, осуществляющее строительство, обязано иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к соответствующим видам работ независимо от того, требуется ли разрешение на осуществление капительного ремонта, поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе Управления, настаивал ан её удовлетворении, поддержал правомерность позиции Управления и антимонопольного органа, просил решение суда отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Заявитель и КГБУЗ "Городская больница N 3 г.Бийск" в порядке статьи 262 АПК РФ отзыв в материалы дела не представил.
ИП Панова С.В., антимонопольный орган, Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд, с учетом позиции представителя Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Уполномоченным органом - Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края способом открытого аукциона в электронной форме N 0117200001712001419 осуществлялось размещение заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту (выборочно) оконных блоков КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Бийск".
На аукцион выставлен 1 лот: выполнение работ по капитальному ремонту (выборочно) оконных блоков КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Бийск", согласно сметному расчету и техническому заданию.
Намереваясь участвовать в открытом аукционе и ознакомившись с аукционной документацией, ИП Панова С.В. установила, что в пункте 9 Информационной карты аукциона "Требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта" по лоту N 1 указано: "В соответствии со статьей 52 Градостроительного Кодекса, согласно приказу Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009:- наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с пунктом "33.3 Жилищно-гражданское строительство" (на сумму не менее начальной (максимальной) цен контракта (лота))".
Полагая, что данное требование являлся незаконным и препятствует предпринимателю принять участие в аукционе, ИП Панова С.В. обратилась с жалобой в Управление ФАС.
Решением Управления ФАС от 13.02.2013 по делу N 47/13 о нарушении законодательства о размещении заказов жалоба ИП Пановой С.В. была признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обжаловала его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, исходил из того, что включение в аукционную документацию требования о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (СРО), является необоснованным и в нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" создает неравные условия на рынке работ и необоснованно препятствует осуществлению деятельности отдельному хозяйствующему субъекту.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционных жалоб, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Материалами дела установлено, что 14 января 2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0117200001713000054 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту (выборочно) оконных блоков КГБУЗ "Городская больница N 3 г.Бийск"
Согласно пункта 9 Информационной карты аукциона "Требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта" по лоту N 1 указано: "В соответствии со статьей 52 Градостроительного Кодекса РФ, согласно приказу Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009: наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с пунктом "33.3 Жилищно-гражданское строительство" (на сумму не менее начальной (максимальной) цен контракта (лота))".
Согласно части 2, 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. На проведение капитального ремонта, который затрагивает конструктивные особенности и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства необходима разработка проектной документации, которая в свою очередь требует заключения государственной экспертизы.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 и содержит виды работ, на которые требуется получение свидетельства о допуске СРО. Работы по монтажу изделий из ПВХ в данный Перечень не входят. Демонтаж деревянных ограждающих конструкций зданий и сооружений, требует получение свидетельства о допуске для объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ, к которым относятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Здание КГБУЗ "Городская больница N 3 г.Бийск" к таким объектам не относится.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, представленным в Письме Минрегиона России от 14.01.2012 N 916-08/ДШ-ОГ "О порядке выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (л.д. 44), деятельность по изготовлению и монтажу оконных конструкций из ПВХ профилей, устройству швов монтажных узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам, установка оконных и дверных блоков из ПВХ, демонтаж старых деревянных оконных и дверных блоков с подоконными досками, установка подоконных досок из ПВХ, облицовка оконных откосов панелями ПВХ или штукатуркой и обрамление пластиковым уголком откосов по Периметру не включена в Перечень и к этим работам не применяется требование о вступлении в саморегулируемую организацию и получении свидетельства о допуске.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении жалобы участника размещения заказа - предпринимателя, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд вопрос о наличии у Заказчика данного открытого аукциона - разрешения и проектной документации на капитальный ремонт здания больницы, имеющей заключение государственной комиссии, не выяснялся.
В материалы дела доказательств о постановке КГБУЗ "Городская больница N 3 г.Бийск" на капитальный ремонт в целом как объекта капитального строительства не представлено.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В свою очередь, объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, предметом контракта являлся капитальный ремонт (выборочно) оконных блоков КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Бийск".
В силу требований пункта 4.1 Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" Ведомственных строительных норм текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении N 7.
Приложением N 7 определен Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.
Согласно пункту 5.1 Ведомственных строительных норм капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2).
Из пункта 3.1 постановления N 279 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
Пунктом 3.4 Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" определено, что к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
Пунктом 3.11 указанного постановления определено, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Из приложения N 3 постановления N 279 следует, что к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.
Согласно Приложению N 8 постановления N 279 к капитальному ремонту относится полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.
Из указанных нормативных актов следует, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех оконных или дверных заполнений в целом в здании или в его части, частичная их замена, без постановки на капитальный ремонт объекта или его части, относится к работам по текущему ремонту.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что работы по выборочному капитальному ремонту оконных блоков КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Бийск" по своему содержанию относятся к основным работам, проводимым при текущем ремонте, в связи с чем, судом сделан правомерный вывод о том, что указанные работы не относятся к капитальному ремонту здания больницы.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда о том, что поскольку предметом контракта являлся капитальный ремонт не здания КГБУЗ "Городская больница N 3", а оконных блоков в этом здании, то положения частей 2, 3, 3.1 статьи 52 ГрК РФ к данным правоотношениям не применимы, вследствие чего включение в аукционную документацию требования наличия у участника размещения заказа выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка; выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Управления и антимонопольного органа, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податели апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08 июля 2013 года по делу N А03-5656/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5656/2013
Истец: Панова Светлана Ивановна
Ответчик: УФАС России по Алтайскому краю
Третье лицо: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, Глвное управвление экономики и инвестиций по АК, КГБУЗ "Бийская городская больница N3"