г. Воронеж |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А08-2225/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии
от Управления Роспотребнадзора по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Ветеринар": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.07.2013 по делу N А08-2225/2013 (судья Белоусова В.И.) по заявлению Управления Роспотребнадзора по Белгородской области (ИНН 3123116667, ОГРН 1053107029755) к ООО "Ветеринар" (ИНН 3123287912, ОГРН 1113123015037) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (далее - Управление Роспотребнадзора, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении ООО "Ветеринар" (далее - Общество, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2013 отказано Управлению в удовлетворении заявленного требования о привлечении ООО "Ветеринар" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и привлечь ООО "Ветеринар" к административной ответственности по указанной норме.
Заявитель жалобы считает, что у Общества имелась возможность предоставить паспорт в установленный срок, но им не были приняты все зависящие меры по соблюдению законодательства.
Также, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 N 11938/07, указывает на то, что срок давности привлечения к административной ответственности в настоящем случае составляет 1 год.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела при проведении работы по радиационно-гигиенической паспортизации организаций (предприятий) и территории субъекта Российской Федерации по состоянию за 2012 год, рассмотрении выданной Обществу лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) по эксплуатации и хранению аппаратов рентгеновских ветеринарных портативных N 31.БО.15.002.Л.000003.02.13 от 25.02.13, информационного письма от 22.11.2012, вх.N 01/6632, представленного директором Общества Хомченко Л.М. о получении аппарата ветеринарного рентгеновского переносного "Orange 1040HF", копии акта приема-передачи аппарата, копии прейскуранта на оказание услуг ООО "Ветеринар" 10.04.2013 установлено, что Обществом осуществляется предпринимательская деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), по эксплуатации аппарата ветеринарного рентгеновского переносного для рентгеновского исследования животных в ветеринарной клинике неотложной помощи по ул.Губкина, д.14В, г.Белгорода с нарушением лицензионных требований. Данное нарушение заключается в непредставлении радиационно-гигиенического паспорта предприятия по состоянию за 2012 отчетный год, что является нарушением требований статей 13, 18 Федерального закона N 3-ФЗ от 09.01.1996 "О радиационной безопасности населения" и санитарно-эпидемиологических требований, установленных в пунктах 2.4.7 и 2.5.1 СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), пункте 2.10 СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований".
Выявленные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении от 10.04.2013 N 328/10.04.2013, протокол составлен с участием законного представителя Общества.
Управление Роспотребнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из отсутствия установленных действующим законодательством правовых оснований для представления Обществом указанного паспорта за 2012 год, а также указал на истечение срока давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения" при планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.
Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 18 указанного Закона установлено, что контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Основные требования и нормы по обеспечению радиационной безопасности персонала, пациентов и населения при проведении медицинских рентгенологических процедур с диагностической, профилактической, терапевтической или исследовательской целями установлены СанПиН 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 26.04.2010 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности").
Пунктом 2.10 СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" предусмотрено, что при обращении с рентгеновскими медицинскими аппаратами организации (лечебно-профилактические учреждения, стоматологические клиники, другие юридические лица) обеспечивают:
- планирование и осуществление мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
- осуществление производственного контроля за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территории;
- проведение индивидуального контроля и учет индивидуальных доз персонала и пациентов. Контроль и учет индивидуальных доз облучения осуществляется в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения;
- проведение подготовки и аттестации руководителей и исполнителей работ, специалистов, осуществляющих производственный контроль, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с рентгеновскими аппаратами, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
- организацию, проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров персонала;
- регулярное информирование персонала об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и величине полученных индивидуальных доз облучения;
- своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях;
- выполнение заключений, предписаний должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;
- реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Из пунктов 2.4.7 и 2.5.1 СанПиН 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" следует, что радиационный контроль организаций и территорий предусматривает проведение контроля и учета индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения. Контроль и учет доз облучения персонала и населения должен проводиться с учетом требований Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения (далее - ЕСКИД).
Администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна обеспечивать:
- получение санитарно-эпидемиологического заключения на выпускаемую продукцию, содержащую источники излучения;
- разработку контрольных уровней воздействия радиационных факторов в организации и санитарно-защитной зоне, а также инструкций по радиационной безопасности и инструкций по действиям персонала при радиационных авариях;
- установление перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б;
- создание условий работы с источниками излучения, соответствующих настоящим Правилам;
- планирование и осуществление мероприятий по обеспечению и совершенствованию радиационной безопасности в организации;
- систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории организации, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
- контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала;
- информирование персонала об уровнях излучения на рабочих местах и об индивидуальных дозах облучения;
- подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения;
- проведение инструктажа и проверку знаний персонала в области радиационной безопасности;
- проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров персонала;
- ежегодное в установленные сроки представление заполненного радиационно-гигиенического паспорта организации.
Подпунктом б) пункта 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)") (далее - Постановление) установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, являются, в том числе, наличие оборудования, в том числе радиационных источников и технической документации на эти радиационные источники, а также условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих) в соответствии с федеральными законами.
Как видно из материалов дела. Обществу в вину вменяется непредставление радиационно-гигиенического паспорта предприятия по состоянию за 2012 отчетный год.
Судом установлено, что лицензия регистрационный номер 31.БО.15.002.Л.000003.02.13 на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (эксплуатация, хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих) выдана Обществу 25.02.2013.
Таким образом, обязанность соблюдения требований представления радиационно-гигиенического паспорта предприятия возникла у Общества с момента получения указанной лицензии, а именно с 25.02.2013.
Поскольку в указанный период (2012 год) у Общества отсутствовала соответствующая лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), установленные действующим законодательством правовые основания для представления Обществом указанного паспорта отсутствовали.
На основании изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что бездействие Общества по непредставлению радиационно-гигиенического паспорта предприятия за 2012 год не образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что Общество (как указано в представленном отзыве) было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии). В связи с чем оснований для переквалификации действий в рамках рассматриваемого дела не имеется.
При этом ссылки в судебном акте на истечение сроков привлечения к административной ответственности, с учетом установленных по делу обстоятельств и характера вменяемого правонарушения, не привели к принятию неправильного судебного акта.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 N 11938/07 (по делу N А60-1500/07) отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства по указанному делу и по настоящему делу различны.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, заявителем апелляционной жалобы на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.07.2013 по делу N А08-2225/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2225/2013
Истец: Управление Роспотребнадзора по Белгородской области
Ответчик: ООО "Ветеринар"