г.Воронеж |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А36-380/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Маховой Е.В.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Землянухиной В.В.,
при участии:
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Овчинниковой О.С., представителя по доверенности N 7700-01 от 03.07.2013,
от Муниципального образования Липецкий муниципальный район Липецкой области в лице Администрации: Овчинниковой О.С., представителя по доверенности N 1939-ОК от23.10.2012,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от Управления Росреестра по Липецкой области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от общества с ограниченной возможностью "ЗСК Сэндвич-панель": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной возможностью "ЗСК Сэндвич-панель" (ОГРН 1044800201302, ИНН 4823025262) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.06.2013 по делу N А36-380/2013 (судья Наземникова Н.П.) по исковому заявлению общества с ограниченной возможностью "ЗСК Сэндвич-панель" (ОГРН 1044800201302, ИНН 4823025262) к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) и Управлению Росреестра по Липецкой области (ОГРН 1044800221817, ИНН 4825009107), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Муниципального образования Липецкий муниципальный район Липецкой области в лице Администрации и Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, об установлении кадастровой стоимости земельных участков равную рыночной стоимости и обязании внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков равную рыночной стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной возможностью "ЗСК Сэндвич-панель" (далее - ООО "ЗСК Сэндвич-панель", истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области и Управлению Росреестра о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 11422 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0014501:130, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 10.10.2008 N 277 и постановлением администрации Липецкой области от 08.12.2008 N 317, равной его рыночной стоимости в размере 20 486 271,00 (двадцать миллионов четыреста восемьдесят шесть тысяч двести семьдесят один) рубль с применением ее в качестве таковой с даты вступления в силу решения суда до 31 декабря 2013 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Муниципальное образование Липецкий муниципальный район Липецкой области в лице Администрации и Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 24.06.2013 по делу N А36-380/2013 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, ООО "ЗСК Сэндвич-панель" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.06.2013 по делу N А36-380/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось (определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 г.).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 24.09.2013 г. представители истца и ответчиков не явились.
От ООО "ЗСК Сэндвич-панель" в апелляционный суд поступило заявление о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
От ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в материалах дела имеется отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанный ответчик просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Представитель Муниципального образования Липецкий муниципальный район Липецкой области в лице Администрации и Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, явившийся в судебное заседание, в отношении доводов апелляционной жалобы возражал, полагая обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя третьих лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ЗСК Сэндвич-панель" является арендатором земельного участка площадью 11422 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0014501:130, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Липецкая область, Липецкий район, с. Косыревка (далее - земельный участок), на основании договора аренды земельного участка N 34 от 26.02.2009, заключенного с Администрацией Липецкого муниципального района.
В соответствии с п.3.1. договора аренды земельного участка арендная плата начисляется с 26.12.2008. Ставка арендной платы за 1 кв.м. площади в ценах 2009 составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009. Расчет арендной платы согласован сторонами.
Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 35 382 957,38 руб., что подтверждается кадастровым паспортом от 09.11.2010 N 48:20:0014501:130.
Впоследствии по заказу Общества была проведена оценка рыночной стоимости земельного участка, результатом которой явился Отчет об оценке N 3889-О-12 от 20.09.2012, согласно которому рыночная стоимость арендуемого истцом земельного участка по состоянию на 01.01.2007 равна 20 486 271 руб.
Данный отчет в соответствии с требованиями ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" имеет Экспертное заключение N 818/2012, из которого усматривается, что отчет оценщика признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта, признаны обоснованными.
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность установления рыночной стоимости земельного участка и внесения ее в государственный кадастр, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием. При этом истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка, обозначенная в кадастровом паспорте, необоснованно завышена, что существенно нарушает интересы общества, как арендатора земельного участка, поскольку увеличивает размер арендной платы, подлежащей уплате.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 года N 67-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае истец, обращаясь с настоящими требованиями, добивается признания кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости с применением ее в качестве таковой с даты вступления в силу решения суда до 31 декабря 2013 года.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Как следует из материалов дела, решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28 декабря 2012 года N 3930 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, значений удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам, среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов и муниципальных районов, городских округов на территории Липецкой области" в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014501:130, которая составила 19 344 184 руб. по состоянию на 28.12.2012.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 года N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с 2013 года в государственный кадастр внесена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, вследствие чего ранее установленная стоимость не действует, а потому не может затрагивать права и интересы истца, не лишенного возможности оспаривать новую кадастровую стоимость в установленном законом порядке.
На невозможность удовлетворения требования об определении рыночной стоимости объекта недвижимости вместо его кадастровой стоимости при наличии утвержденных результатов новой государственной оценки земельных участков указывает позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10761/11 от 25.06.2013 г.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с кадастровой стоимостью спорного земельного участка, которая в настоящее время не существует, в связи с внесением сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка, не могут быть приняты апелляционным судом в силу изложенных выше обстоятельств.
Таким образом, обжалуемое решение арбитражного суда области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 24 июня 2013 по делу N А36-380/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-380/2013
Истец: ООО "ЗСК Сендвич-панель", ООО "ЗСК Сэндвич-панель"
Ответчик: Управление Росреестра по Липецкой области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Липецкой области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой обл.
Третье лицо: МО Липецкий муниципальный район Липецкой области в лице администрации, Муниципальное образование Липецкий муниципальный район Липецкой области в лице администрации, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области