Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2013 г. N 09АП-29954/13
город Москва |
|
26 сентября 2013 г. |
дело N А40-44498/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола |
помощником судьи Гумеровой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Дикси Юг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2013
по делу N А40-44498/13, принятое судьей Семушкиной В.Н. (152-419),
по заявлению ЗАО "Дикси Юг" (142119, Московская область, г. Подольск, ул. Юбилейная, д. 32, ИНН 5036045205, ОГРН 1035007202460)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Московской области (Мособлстат) (125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 18, ИНН 7743085705, ОГРН 1057743004813),
третьи лица: ЗАО "Д-Восток" (142671, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул. 1 Мая, д. 34, ИНН 5034046115, ОГРН 1135034001211), Отдел государственной статистики в Серпуховском районе (142203, Московская область, Серпухов, ул. Джона Рида, д. 5 б), Информационно-аналитический отдел муниципального образования "Городской округ Черноголовка" (142432, Московская область, г. Черноголовка, Институтский пр-т, д. 10)
о признании информации, размещенной на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики - Мособлстата в отношении данных за 2010 год неполной (отсутствующей), а в отношении данных за 2011 год недостоверной; обязании принять статистическую отчетность за 2010-2011 и опубликовать уточненные статистические данные;
при участии:
от заявителя: |
Деменчуков Д.Н. по доверенности от 10.01.2013; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
Деменчуков Д.Н. по доверенности от 24.06.2013 (ЗАО "Д-Восток"); |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2013 в удовлетворении заявленных ЗАО "Дикси Юг" с учетом принятых уточнений предмета требований о признании информации, размещенной на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики - Мособлстата в отношении данных за 2010 год неполной (отсутствующей), а в отношении данных за 2011 год недостоверной; обязании принять статистическую отчетность ЗАО "Дикси Юг" и ООО "Д-Восток" за 2010-2011 в пределах муниципальных образований Серпуховский район и городского округа Черноголовка и опубликовать уточненные статистические данные по Московской области по общему объему всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении, в порядке, предусмотренном нормативным актом Правительства Российской Федерации, отказано.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в деле участвуют ЗАО "Д-Восток", отдел государственной статистики в Серпуховском районе, Информационно-аналитический отдел муниципального образования "городской округ Черноголовка".
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители отдела государственной статистики в Серпуховском районе и Информационно-аналитического отдела муниципального образования "городской округ Черноголовка" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области (Мособлстат), ЗАО "Д-Восток" в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Дикси Юг" является организацией, основным видом деятельности которой является осуществление розничной торговли в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Деятельность осуществляется посредством организации сетевой торговли в ряде муниципальных образований Московской области, в том числе на территории муниципального образования Серпуховский район и муниципального образования городской округ Черноголовка. Указанная форма организации деятельности относится к деятельности осуществляемой посредством организации торговой сети.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования деятельности в Российской Федерации" N 381-ФЗ от 28.12.2009 хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 указанного Закона утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения г. Москвы или г. Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год является одним из полномочий Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 305 от 04.05.2010 утверждена Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством реализации торговой сети, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год. Данная методика является главным ориентиром, обеспечивающим устойчивую работу антимонопольных механизмов и стабильность конкурентной среды товарного рынка.
В соответствии с п. 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении, размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальным органом) на официальном сайте в сети Интернет, до 01 мая года, следующего за отчетным.
В Московской области такую информацию размещает Территориальный орган Федеральной службы статистики - Мособлстат.
Информация размещается на официальном сайте Мособлстата, по состоянию на 2011.
Пунктом 4 Методики предусмотрено, что общий оборот розничной торговли продовольственными товарами хозяйствующих субъектов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, формируется на основе прямого свода данных федерального статистического наблюдения, проводимого в отношении этих хозяйствующих субъектов путем ежемесячных обследований.
Обследование производится путем сбора информации по форме П-1 Федерального статистического наблюдения утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.10.2009 N 226 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий, неполной занятостью и движением работников".
Первичным звеном, производящим обследование являются структурные подразделения территориального органа Росстата - отделы государственной статистики, расположенными непосредственно в муниципальных образованиях. В Серпуховском районе это Отдел государственной статистики в Серпуховском районе, в городском округе Черноголовка - Информационно-аналитический отдел муниципального образования "городской округ Черноголовка". Затем данные передаются в Территориальный орган статистики субъекта Российской Федерации (в Мособлстат), который публикует итоговые данные на своем официальном сайте.
Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620) установлен порядок сбора статистической информации органами статистического учета. Пунктом 2 указанного положения предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий: формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации; наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению; доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов; наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.
В связи с тем, что обследование по муниципальным образованиям Серпуховской район и городской округ Черноголовка в 2010-2011 фактически не проводилось, статистическая отчетность по форме П-1 муниципальными отделами Росстата не запрашивалась и, соответственно, в их адрес не представлялась, данные по организации не могли быть включены в состав данных опубликованных на официальном сайте Мособлстата.
Информация по состоянию на 2010 на официальном сайте Мособлстата в нарушение требования постановления Правительства Российской Федерации не размещена (отсутствует). По состоянию на текущий момент узнать о параметрах общего объема всех продовольственных товаров, реализованных в 2010 году в границах субъекта Российской Федерации, и в границах муниципального района, городского округа (в том числе в отношении Серпуховского района и Черноголовки), в денежном выражении за 2010 в соответствующем разделе официального сайта невозможно.
По мнению общества, данные, размещенные на официальном Интернет-ресурсе Мособлстата являются неполными и недостоверными, в связи с чем, не могут применяться для расчета доли реализованных товаров в рамках Московской области как ЗАО "Дикси Юг", так и иными субъектами торговой деятельности, а также государственными органами ответственными за контроль и надзор в соответствующей сфере.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в опубликованную информацию.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 1.33.50.1 (введен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2010 N 1280-р) Федерального плана статистических работ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р) Мособлстатом ежегодно осуществляется расчет объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за Финансовый год, по методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 N 305.
Согласно п. 4 Методики формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами по хозяйствующим субъектам, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется на основе прямого ли данных федерального статистического наблюдения, проводимого с - месячной периодичностью.
Формирования показателя "оборот розничной торговли" и "оборот оптовой торговли" являются унифицированные формы отчетности, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности, и специализированные формы статистического наблюдения, сведения по которым представляют только торговые организации.
Формирование оборота розничной торговли пищевыми продуктами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется на основе данных унифицированных форм N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (месячная) и N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации" (квартальная), с последующим уточнением данных по специализированной годовой форме N 1-торг "Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли", в 4 разделе данной формы указывается оборот розничной торговли по муниципальным образованиям за отчетный год.
Согласно действующей методологии ЗАО "Дикси Юг" и ООО "Д-Восток" являются хозяйственными субъектами, не относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности которых является розничная торговля, то есть представляют сведения об объеме оборота розничной торговли на основании формы N П-1 (месячная) и формы N 1-торг (годовая).
Организациями ЗАО "Дикси Юг" и ООО "Д-Восток" за период 2010 и 2011 представлялись отчеты по формам N П-1 (месячная) по юридическому лицу без обособленных подразделений и по обособленным подразделениям по их местонахождению и N 1-торг (годовая). Однако по форме N П-1 - указанными организациями данные по городскому округу Черноголовка и Серпуховскому муниципальному району не представлялись и по форме N 1-торг в 4 разделе, ЗАО "Дикси-Юг" и ООО "Д-Восток" не указан розничный оборот по городскому округу Черноголовка и Серпуховскому муниципальному району, наряду с другими муниципальными образованиями.
В соответствии с п. 2 пстановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 N 305 "Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год" информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) на ее официальном сайте в сети Интернет ежегодно, до 1 мая, следующего за отчетным годом.
Кроме того, за периоды, начиная с итогов за 2010 год информация размещается на официальном сайте Росстата на странице "Официальная статистика" в разделе "базы данных" в подразделе "показатели муниципальных образований".
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" официальный статистический учет, то есть деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ (п. 5 ст. 5), который содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения (п. 6 ст. 5).
Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (п. 5 ст. 6).
Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям (п. 6 ст. 8).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (в редакции от 26.11.2012) "Об утверждении Федерального плана статистических работ" (вместе с Федеральным планом статистических работ) не предусмотрены внесения изменений и уточнений в опубликованную официальную статистическую информацию, в связи с представлением респондентами информации по истечении срока выполнения работ.
Обстоятельства, на которые указывает заявитель в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности выводов суда первой инстанции, поскольку все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2013 по делу N А40-44498/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.