г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А56-7132/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Невмоненко А.А. по дов.N 004 от 20.01.2013
от заинтересованного лица: Вычужаниной Е.В. по дов.от 23.09.2013
от 3-го лица: 1,2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13708/2013) Администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-7132/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ОАО "Сосновая торговля"
к Административной комиссии МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области
3-е лицо: 1) ЗАО "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ", 2) ООО "БОР ПЛЮС"
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
открытое акционерное общество "Сосновоборская торговля": 188544, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Солнечная, 28, А, ОГРН 1024701759224 (далее - общество, заявитель, ОАО "СБТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Административной Комиссии Муниципального образования "Сосновоборский городской округ Ленинградской области": 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д.46 (далее - заинтересованное лицо, Комиссия) от 28.01.2013 N N 14, 15, 16 по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, ответственность за которое предусмотрена статьей 4.1 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 N47-оз "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N47-оз).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ", ООО "БОР ПЛЮС".
Решением от 11.06.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
Администрация МО "Сосновоборский городской округ Ленинградской области" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-7132/2013 и принять новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводом суда о недоказанности в действиях ОАО "СБТ" состава вмененного административного правонарушения, считает что общество должно содержать прилегающую территорию объекта, находящегося в его собственности.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации апелляционную жалобу поддержал, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие представителей ЗАО "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ" и ООО "БОР ПЛЮС", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.11.2012 и 12.12.2012 на земельных участках по адресам: Ленинградская область, Сосновый Бор, ул. Сибирская, д. 7 (универмаг "Таллинн"); ул. Солнечная, д. 28 и 28а; ул. Молодежная, д. 36 (универмаг "Молодежный), находящихся в собственности ОАО "СБТ" согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества N 27/015/2012-194 от 03.10.2012, Комиссией установлено нарушение требований пунктов 2.1, 2.2.1, 2.12, 2.13 раздела 2, пунктов 5.2, 5.4 раздела 5 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов Сосновоборского городского округа Ленинградской области от 22.12.2010 N 151 (далее - Правила содержания), пунктов 4.6, 1.10 Правил благоустройства города Сосновый Бор Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов Муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 21.04.2010 N 47 (далее - Правила благоустройства), о чем составлены акты от 26.11.2012 N 1, 2, от 12.12.2012 N 3 обнаружения административного правонарушения с применением фотосъемки.
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлены протоколы от 13.12.2012 N 5, 6, от 26.12.2012 N 7 об административном правонарушении, в которых действия общества квалифицированы по статье 4.1 Закона N47-оз.
Постановлениями от 28.01.2013 N 14, 15, 16 по делу об административном правонарушении ОАО "СБТ" привлечено к административном ответственности, предусмотренной статьей 4.1 Закона N 47-оз, в виде штрафа в размере 5000 рублей по каждому постановлению.
Общество, не согласившись с вынесенными постановлениями, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил истечение срока давности привлечения к ответственности по постановлениям N 14,15, а также пришел к выводу о недоказанности Администрацией состава административного правонарушения, вмененного постановлением N 16.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы присутствующих в судебном заседании представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 4.1 Закона N 47-оз предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских и сельских поселений.
В силу статьи 1.1. КоАП РФ и статьи 1.1 Закона N 47-оз данный областной закон является составной частью законодательства об административных правонарушениях, основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 47-оз, осуществляется в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в силу статьи 1.11 Закона N 47-оз.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Требования Правил благоустройства города Сосновый Бор Ленинградской области относятся к созданию (реконструкции) элементов благоустройства городских улиц, дорог местного значения, мест хранения автотранспорта, пешеходных коммуникаций, временных сооружений мелкорозничной торговли, транспортных автостоянок, малых архитектурных форм, произведений монументально-декоративного искусства, знаков городской и специальной (транспортной, инженерной и др.) информации, рекламы, освещения, а также деталей фасадов зданий и сооружений (витрины, входы, балконы, лоджии), озеленения жилых зон и территорий общего пользования, цветового оформления объектов на территории городского округа (пункт 1.2 Правил).
Согласно пункту 4.6 Правил благоустройства уборка территории Сосновоборского городского округа осуществляется физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм в соответствии с Правилами содержания и обеспечения санитарного состояния территории Сосновоборского городского округа.
Правила содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков санитарной очистки на территории Сосновоборского городского округа.
Согласно пункту 2.1 Правил содержания объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Пунктом 2.2.1 Правил содержания установлено, что усовершенствованные дорожные покрытия (асфальт, диабаз и др.) должны быть без выбоин, с исправными водостоками, находиться в чистоте, исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов, чистоту атмосферы Сосновоборского городского округа и предотвращение запыленности придорожных слоев воздуха в летнее время года.
В силу пункта 2.12 Правил содержания технические средства организации дорожного движения, объекты уличного оборудования, уличная мебель, устройства наружного освещения и подсветки, малые архитектурные формы и иные объекты благоустройства должны содержаться в исправном состоянии и чистоте.
Владельцы объектов недвижимости и объектов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт указанных объектов, устранение недостатков и неисправностей, модернизацию и реставрацию в соответствии с архитектурно-планировочными заданиями, а также производить замену непригодных к дальнейшей эксплуатации элементов или объектов благоустройства в целом. Благоустройство дворовых территорий - детские игровые комплексы, спортивные площадки, скамейки, дорожки и т.п. должны находиться в исправном состоянии, песок в детских песочницах должен заменяться один раз в год в весенний период (пункт 2.13).
Пунктом 5.2 Правил содержания определено, что зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований.
Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений.
Пунктом 5.4 Правил содержания установлено, что сдвижка и подметание снега в дневное время с тротуаров и пешеходных территорий производится сразу после начала снегопада; на дворовых и внутриквартальных территориях - не позднее чем через час при условии выпадения снега свыше 0,03 м, в ночное время - с начала рабочего дня, но не позднее 6 час. 30 мин. утра. После окончания снегопада указанные территории должны быть убраны не позднее чем через одни сутки. Не допускаются на тротуарах, дворовых проездах и пешеходных дорожках наличие рыхлого снега, наледи и образование колейности.
Как следует из постановлений N N 14, 15 от 28.01.2013, общество 26.11.2012 на земельных участках по адресам: Ленинградская область, Сосновый Бор, ул. Сибирская, д. 7 (универмаг "Таллинн"); ул. Солнечная, д. 28 и 28а; допустило нарушение требования пунктов 2.1, 2.2.1, 2.12, 2.13 раздела 2 Правил содержания, пунктов 4.6, 1.10 Правил благоустройства, выразившиеся в несвоевременной уборке территории, что привело к скоплению мусора на газонах и усовершенствованных дорожных покрытиях; не проведении работ по содержанию, ремонту и реставрации объектов благоустройства, в том числе фасадов здания, крылец, ограждений, территории бассейна, не восстановлении разрушенных дорожных покрытий, пешеходных дорожек, что привело к их значительному износу, деформации и разрушениям.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Как следует из материалов дела и оспариваемых постановлений N 14, 15 от 28.01.2013, административные правонарушения были совершены обществом и выявлены Комиссией 26.11.2012, что свидетельствует об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности на дату вынесения постановлений по делу об административном правонарушении - 28.01.2013.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал постановления Административной Комиссии Муниципального образования "Сосновоборский городской округ Ленинградской области" от 28.01.2013 N N 14, 15 по делу об административном правонарушении незаконными и отменил их.
Как следует из постановления N 16 от 28.01.2013, общество 12.12.2012 на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Сосновый Бор, ул. Молодежная, д. 36 (универмаг "Молодежный), находящемся в собственности ОАО "СБТ", допустило нарушение требования пунктов 5.2, 5.4 раздела 5 Правил содержания, пунктов 4.6, 1.10 Правил благоустройства, выразившееся в несвоевременной уборке территории земельного участка, что привело к образованию снежных заносов, наличию рыхлого снега и снежно-ледяных образований на крыльце, в пешеходной зоне и образованию колейности на дворовом проезде.
Судом первой инстанции установлено, что между ОАО "СБТ" и ЗАО "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ" заключен договор долгосрочной аренды на срок до октября 2015 года (соглашение от 06.07.2011 об уступке прав и переводе долга по договору аренды нежилого помещения N 03 от 01.10.2010), согласно которому ОАО "СБТ" предоставляет во временное владение и пользование арендатору часть объекта недвижимости, расположенного по адресу: Ленинградская область, Сосновый Бор, ул. Молодежная, д. 36, помещения N N 1-10 и N N 13-42, общей площадью 1026,1 кв.м.
Согласно пунктам 3.2.8 и 3.2.9 заключенного договора аренды, арендатор обязан содержать помещение и прилегающую к нему территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, а также постоянно поддерживать в надлежащем порядке фасад здания. О всяком повреждении, аварии или ином событии нанесшем (грозящем нанести) помещению ущерб, арендатор обязан незамедлительно известить арендодателя и своевременно принять разумные меры по предотвращению угрозы повреждения помещения.
Согласно пункту 1.4 Правил благоустройства разграничение зон ответственности за нарушение или неисполнение требований по содержанию объектов благоустройства, предусмотренных настоящими Правилами, определяется следующим образом:
- в случае если объект благоустройства закреплен собственником за другим лицом на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или ином вещном праве, передан в аренду, наем, безвозмездное пользование, доверительное управление, ответственность возлагается на арендатора, нанимателя, ссудополучателя, доверительного управляющего, балансодержателя, владельца, пользователя;
- в иных случаях ответственность возлагается на собственника объекта благоустройства.
Понятие "прилегающая территория" закреплено в пункте 1.5 Правил благоустройства, согласно которому - это участок территории, непосредственно примыкающий к внешним стенам объекта (здания, сооружения, нестационарного торгового объекта), расположенного на данном земельном участке, подлежащий содержанию, уборке и выполнению на нем работ по благоустройству гражданами и хозяйствующими субъектами, в собственности (пользовании) которых находится данный земельный участок. Конкретные границы прилегающей территории определяются путем составления схематических карт (далее - схемы прилегающих территорий).
В силу пункта 1.10 Правил благоустройства хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности (пользовании) земельные участки, обязаны обеспечить содержание, уборку и выполнение на них работ по благоустройству в границах прилегающих территорий, установленных схемами, в соответствии с пунктом 1.9 настоящих Правил, а если размеры предоставленных под объектами территорий превышают размеры прилегающих территорий - в границах предоставленных под объектами территорий.
Схемы прилегающих территорий составляются подразделениями администрации городского округа, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил, в двух экземплярах. Один экземпляр схемы передается владельцу или пользователю земельного участка под роспись, второй находится в подразделении администрации городского округа, уполномоченном осуществлять контроль за соблюдением Правил благоустройства (пункт 1.6 Правил).
Пунктом 1.9 Правил благоустройства предусмотрено, что при установлении схем прилегающих территорий для индивидуальных земельных участков устанавливаются следующие расстояния границ прилегающих территорий от стен объектов (зданий, сооружений, нестационарных торговых объектов), расположенных на данных земельных участках:
1.9.1. Нестационарные торговые объекты розничной торговли; отдельно стоящие стационарные объекты торговли, спорта, здравоохранения, учреждений образования, социально-культурной сферы, общественного питания, бытового обслуживания населения и т.д. - не более 10 м по периметру от внешних стен объекта (здания, сооружения, нестационарного торгового объекта), но не менее предоставленной территории.
1.9.2. Жилые дома, включая жилые здания со встроенными хозяйственными объектами, - согласно площади территорий и их схематическому изображению, вошедшим в конкурсную документацию по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, а после утверждения проектов межевания - согласно проектам межевания.
1.9.3. Гаражи и автостоянки - не более 10 м по периметру от внешних стен объектов, но не менее предоставленной территории.
1.9.4. Промышленные объекты - 50 м от периметра объектов, подъездные пути к ним - до проезжей части улиц и на всю ширину подъездных путей, включая водоотводные канавы (при наличии) и обочины.
1.9.5. Строительные площадки - не менее 5 м от периметра внешнего ограждения строительной площадки строящегося объекта.
В силу статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В материалы дела не представлено составленной подразделениями администрации городского округа схемы прилегающих территорий к зданию по адресу: Ленинградская область, Сосновый Бор, ул. Молодежная, д. 36, в целях разграничения ответственности за уборку соответствующей территории.
Из фотоматериалов, являющихся приложением к акту N 3 от 12.12.2012 обнаружения административного правонарушения, невозможно достоверно установить, что фотофиксация рыхлого снега и снежно-ледяных образований осуществлена в пределах границ земельного участка, принадлежащего ОАО "СБТ".
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не представлены бесспорные доказательства обязанности ОАО "СБТ" по содержанию спорной территории.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал постановление Административной Комиссии Муниципального образования "Сосновоборский городской округ Ленинградской области" от 28.01.2013 N 16 по делу об административном правонарушении незаконным и отменил его.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств по делу и выводами суда первой инстанции, которые суд апелляционной инстанции считает верными.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-7132/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7132/2013
Истец: ОАО "Сосновая торговля", ОАО "Сосновоборская торговля"
Ответчик: Административная комиссия МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области, Административная Комиссия Муниципального образования "Сосновоборский городской округ Ленинградской области"
Третье лицо: ЗАО "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ", ООО "БОР ПЛЮС"