г.Воронеж |
|
30 июля 2010 г. |
Дело N А64-7989/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.07.2010.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Сергуткиной В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления инвестиций Тамбовской области: Стреляев И.Н., представитель, по доверенности;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Мазаева С.В., начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, по доверенности; Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, по доверенности;
от Комитета государственного заказа Тамбовской области: Сажнев В.Н., представитель, по доверенности;
от Казенного предприятия Тамбовской области "Дирекция капитального строительства": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от ООО "Энерго-С": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления инвестиций Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2010 по делу N А64-7989/09 (судья Пряхина Л.И.), по заявлению Управления инвестиций Тамбовской области, г. Тамбов к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, г. Тамбов, третьи лица: 1) Комитет государственного заказа Тамбовской области, г. Тамбов; 2) Казенное предприятие Тамбовской области "Дирекция капитального строительства", г. Тамбов 3) ООО "Энерго-С", г. Воронеж, о признании незаконным решения N77 от 23.11.2009, предписания N77 от 26.11.2009,
УСТАНОВИЛ:
Управление инвестиций Тамбовской области (далее также - Управление инвестиций) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения N 77 от 23.11.2009 УФАС России по Тамбовской области, предписания N 77 от 26.11.2009 УФАС России по Тамбовской области.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанный судебный акт, арбитражный суд руководствовался выводами о соответствии оспариваемого решения и предписания требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление инвестиций Тамбовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что, поскольку ООО "Энерго-С" не является участником размещения заказа, УФАС по Тамбовской области неправомерно рассмотрело жалобу данного лица. Указывает, что в извещении и документации информации об объеме работ, подлежащих выполнению, изложена в достаточной степени полно.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления инвестиций по Тамбовской области поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом поступивших дополнений, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права, просил указанное решение отменить.
Представители антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы отклонили по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве и дополнении к нему, считали решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Комитета государственного заказа Тамбовской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Согласно ст. 163 АПК РФ в судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 01.07.2010 по 05.07.2010.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На официальном сайте в сети Интернет www.buу.tambow.gov.ru. и в газете "Тамбовская жизнь" 23.10.2009 было размещено извещение о проведении открытого конкурса N 227.AUK на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству линий электропередач и трансформаторных подстанций. Предметом государственного контракта по лоту N 4 является строительство трансформаторных подстанций наружной установки для свиноводческого комплекса (Бондарский район), по лоту N 5 - строительство комплектных трансформаторных подстанций наружной установки, состоящих из 2 трансформаторов мощностью 2500 кВА для комбикормового завода (Кирсановский район). Объем выполняемых работ определен по всем лотам, согласно проектной документации (приложение N 1 к проектам государственных контрактов (т.1 л.д.74-75))объекту "Строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ от Ковыльской подстанции до комбикормового завода (Кирсановский район)".
Документация об аукционе 21.10.2009 утверждена Комитетом государственного заказа Тамбовской области и Управлением инвестиций Тамбовской области.
ООО "Энерго-С" письмом от 06.11.2009 N 330 (т.1 л.д.12-13) запросило разъяснения положений документации об аукционе, в части лотов N N 4 и 5, так Общество просило представить рабочий проект или подробное техническое задание с перечнем оборудования, в связи с тем, что по лотам N N 4 и 5 не указан объем производимых работ, технические характеристики, качество и количество монтируемого оборудования.
Разъяснения 11.11.2009 размещены на официальном сайте Тамбовской области в сети Интернет www.buy.tambov.gov.ru, при этом указано, что подробности производства работ содержатся в технических условиях технологического присоединения к электрическим сетям от 21.10.2008 г. N ТБ/238/1757.
ООО "Энерго-С" обратилось в УФАС по Тамбовской области с жалобой на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству линий электропередач и трансформаторных подстанций.
Решением от 26.11.2009 N 77 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области жалоба ООО "Энерго-С" признана обоснованной, государственный заказчик (Управление инвестиций Тамбовской области) и уполномоченный орган (Комитет государственного заказа Тамбовской области) признаны нарушившими требования ч.3 ст.33 и ч.2 ст.34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 94-ФЗ).
Управлению инвестиций Тамбовской области и Комитету государственного заказа Тамбовской области выдано предписание от 26.11.2009 N 77 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, пунктом 1 которого Управлению инвестиций Тамбовской области и Комитету государственного заказа Тамбовской предписано в срок до 04.12.2009 прекратить нарушение законодательства о размещении заказов - аннулировать указанный аукцион в части лотов N N 4, 5, в т.ч. отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе N 227/1.AUK.09 в части лотов N N 4, 5; пунктом 2 указанного предписания предписано в срок до 04.12.2009 сообщить об исполнении пункта 1.
Посчитав решение и предписание Управления от 26.11.2009 N 77 незаконными и нарушающими его права и законные интересы заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд, в обоснование ссылается на то, что Управлением неправомерно рассмотрена жалоба ООО "Энерго-С" (далее - Общество), как лица, не претендующего на заключение государственного контракта, поскольку заявку на участие в аукционе Общество не подавало, документация об аукционе содержала полную информацию, предусмотренную ч.2 ст.34 Закона N 94-ФЗ, поскольку в информационном паспорте аукциона были установлены требования, предъявляемые к работам, объему выполняемых работ, качеству работ.
Считая, что информация об объемах и характеристиках выполняемых работ в аукционной документации была размещена в соответствии с требованиями действующего законодательства, заявитель обратился за судебной защитой в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного закона, участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
По смыслу приведенных нормативных положений лицо становится участником размещения заказов с того момента, когда оно в установленном порядке открыто изъявило желание заключить государственный или муниципальный контракт. В зависимости от способа размещения заказа это может быть подача заявки на участие в конкурсе или аукционе, котировочной заявки.
В силу части 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Апелляционная коллегия считает, что само по себе ознакомления претендента с документацией в электронном виде (без извещения в той или иной форме заказчика либо уполномоченного органа о своих намерениях, притязаниях), его обращение в контролирующий орган или суд (сразу, без открытого выражения воли перед этими лицами) не могут рассматриваться как необходимые и достаточные условия для признания жалобы поданной надлежащим субъектом.
Направление запроса ООО "Энерго-С" от 06.11.2009, также, по мнению суда, не может быть расценено как действие, свидетельствующее о намерении стать участником торгов, поскольку лишь формально является запросом о разъяснении конкурсной документации.
Содержание же запроса свидетельствует о том, что фактически ООО "Энерго-С" просило представить дополнительно рабочий проект или подробное Техническое задание с перечнем оборудования, а не разъяснения положений документации.
Между тем, согласно части статьи 24 Закона N 94 ФЗ разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Кроме того, по мнению суда, исходя в том числе из письменных пояснений Общества, оно запрашивало дополнительную документацию с целью формирования своего желания либо нежелания участвовать в торгах и заключить предложенный муниципальный контракт.
Т.е., на момент обращения с запросом о разъяснении и жалобой своего намерения еще не сформировало.
В связи с изложенным, данное обращение не может рассматриваться в качестве публичного выражения сложившегося намерения, волезъявления стать участником торгов и бороться за право на заключение контракта.
Государственный контроль осуществляется в целях восстановления публичного порядка и нарушенных гражданских прав.
Необоснованные жалобы могут внести неоправданную дезорганизацию в сложившиеся правоотношения.
Статус подателя жалобы, его соответствие определенным требованиям закона и четкий юридический интерес имеют принципиальное значение при решении вопроса о наличии правовых и фактических оснований для соответствующего обжалования и о законности его последствий.
ООО "Энерго-С" заявку на участие в аукционе не подавало. С жалобой обратилось в день окончания срока рассмотрения заявок. После размещения на сайте спецификации строительных изделий общество желания участвовать в аукционе не изъявило.
Таким образом, четкого, определенного интереса Общества не усматривается.
В связи с чем, у УФАС по Тамбовской области не имелось правовых оснований для рассмотрения жалобы ООО "Энерго-С".
Кроме того, при рассмотрении жалобы УФАС в нарушение статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьи 10 Федерального закона о размещении заказов не привлекло к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ООО "ИнтерКрафт", ООО "Продтехсервис", ООО "Липецкая энергостроительная компания". Тем самым, УФАС лишило их возможности направить свои доводы на жалобу и участвовать в рассмотрении лично или через своих представителей, что по мнению суда, в данном случае, при наличии нескольких претендентов на участие в торгах, у которых никаких вопросов не возникло, необходимо было для объективного рассмотрения антимонопольного дела. Указанное обстоятельство в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции полагает существенным.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно действующему законодательству предписание антимонопольного органа обязательно для исполнения. За неисполнения предписания в установленный срок предусмотрена административная ответственность.
Поскольку у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для рассмотрения жалобы и, соответственно для проведения проверки, вынесенные по ее результатам решение и предписание не соответствуют требованиям, установленным Законом N 94-ФЗ. Следовательно обязанность по исполнению предписания возложена незаконно.
Кроме того, аукционная комиссия не обладает полномочиями отменять протокол рассмотрения заявок, а поэтому не могла и исполнять данное предписание.
Также, предписание выдано с нарушением положений ч. 3 ст. 24, ч. 9 ст. 34 Закона N 94-ФЗ, так как жалоба ООО "Энерго-С" на действия аукционной комиссии была подана после рассмотрения заявок на участие в аукционе, то есть после истечения срока, когда государственный заказчик может вносить изменения в аукционную документацию.
Поскольку решение и предписание антимонопольного органа не соответствует требованиям ст. 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, заявленные требования следует удовлетворить полностью.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой следует отменить.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2010 по делу N А64-7989/09 - отменить.
Признать недействительными, несоответствующими Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение N77 от 23.11.2009 и предписание N77 от 26.11.2009 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7989/2009
Истец: Управление инвестиций области, УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛ., Управление инвестиций Тамбовской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, УФАС ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛ., УФАС по Тамбовской области
Третье лицо: Казенное предприятие Тамбовской области "Дирекция капитального строительства", Комитет государственного заказа Тамбовской области, КП Тамбовской области "Дирекция капитального строительства", КПТО "ДИРЕКЦИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", ООО "Энерго-С"