г. Самара |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А55-7115/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдкина А.А.,
судей Кувшинова В.Е, Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И.,
с участием:
от Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - представителя Горожаниной Л.А. (доверенность от 26 июня 2013 года),
представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре и третьи лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2013 года по делу N А55-7115/2013, судья Черномырдина Е.В., по заявлению Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (ОГРН 1026300966559, ИНН 6315702029), г. Самара, к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре, г. Самара, третьи лица: Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, г. Самара, Муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство", г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, об оспаривании предписания,
установил:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно- троллейбусное управление" (далее - заявитель, МП г.о. Самара "ТТУ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре от 26.03.2013, вынесенного в отношении МП г.о. Самара "ТТУ".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство" (далее - МП "Благоустройство"), Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применений норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе МП г.о. Самара "ТТУ" ссылается на постановление администрации г.о. Самара от 13 июня 2013 года N 578, которым внесены изменения в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, в частности пункты 10-13, указывает, что специализированным предприятием, осуществляющим эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт дорог тротуаров, является МП "Благоустройство".
В отзыве на апелляционную жалобу ОГИБДД УМВД России по г. Самаре просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МП г.о. Самара "ТТУ" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, пояснив, что МП г.о. Самара "ТТУ" не является лицом, на которое возложена обязанность по эксплуатации и ремонту автомобильной дороги, сопряженной с трамвайными путями.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились. МП "Благоустройство" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 26.03.2013 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России выявлены недостатки в содержании дороги, а именно, нарушено сопряжение трамвайных путей с проезжей частью, нарушено покрытие межрельсового настила трамвайных путей по ул. Ставропольской - ул. Советской, что является нарушением требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
По данному факту ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре выдано предписание, согласно которому МП г.о. Самара "ТТУ" было предложено в срок - 10 суток в целях обеспечения безопасности дорожного движения, устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети (просадки, выбоины, ямочный ремонт), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" - провести ремонт межрельсового настила трамвайных путей, восстановить сопряжение трамвайных путей с проезжей частью, расположенных по адресу: ул. Ставропольская - ул. Советская.
Не согласившись с вынесенным предписанием, МП г.о. Самара "ТТУ" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что предписание от 26.03.2013 содержит требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, и выдано надлежащему лицу МП г.о. Самара "ТТУ", которое обязано осуществлять действия и принимать меры по надлежащему содержанию указанного в предписании объекта.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
Оспоренным предписанием обязанность приведения межрельсового настила трамвайных путей в соответствие с требованиями пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" возложена на МП г.о. Самара "ТТУ".
В соответствии с ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
К вопросам местного значения городского округа согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.11.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из этого следует, что вопросы ремонта автомобильных дорог местного значения регулируются нормативными актами муниципальных образований.
Пункт 11 главы 3 раздела 2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404, в редакции постановления Администрации городского округа Самара от 13.06.2013 N578, возлагает обязанность по содержанию и уборке трамвайных путей, совмещенных с проезжей городской частью, на специализированные организации, осуществляющие содержание и уборку дорог.
Доказательств возложения на МП г.о. Самара "ТТУ" обязанности по ремонту проезжей части улиц Ставропольская и Советская в силу заключенного им контракта в деле не имеется.
Таким образом, определение административным органом в оспоренном предписании МП г.о. Самара "ТТУ", на которую возложена обязанность по содержанию и ремонту дорожного полотна в месте пересечения дороги с трамвайными путями, с возложением на нее обязанности по восстановлению дорожного покрытия, противоречит вышеуказанным Федеральным законам и нормативному акту городского округа Самара.
Все вышеизложенное в совокупности свидетельствует о неисполнимости предписания уполномоченного органа, которое является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает установленной совокупность необходимых условий для удовлетворения заявленных требований заявителя, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Несоответствие обжалуемых ненормативных правовых актов закону, нарушение ими прав и законных интересов заявителей в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для признания их недействительными, в связи с чем требования МП г.о. Самара "ТТУ" подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 30.07.2013 об отказе в удовлетворении требований МП г.о. Самара "ТТУ" в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, требования МП г.о. Самара "ТТУ" - удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не допущено.
Расходы МП г.о. Самара "ТТУ" по уплате государственной пошлины по делу в сумме 2 000 рублей и по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся ответчика. Излишне уплаченная МП г.о. Самара "ТТУ" государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2013 года по делу N А55-7115/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре от 26.03.2013, вынесенное в отношении муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление".
Взыскать с отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре в пользу муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Возвратить муниципальному предприятию городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" излишне уплаченную платежным поручением от 09.08.2013 N 986 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7115/2013
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление "
Ответчик: Управление министерства внутренних дел России по г. Самаре
Третье лицо: Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Муниципальное предприятие г. о. Самара "Благоустройство", ОГИБДД УМВД России по городу Самаре