г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А56-21008/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Семеновой А.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явились -извещены( уведомление N 83951)
от заинтересованного лица: Даниловой Л.А. по доверенности от 29.12.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16901/2013) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2013 по делу N А56-21008/2013 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ООО "ТранКо"
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "ТранКо" (191011, Санкт-Петербург, Невский пр, д.38/4, лит.А, ОГРН 1057811963791, далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д.5/3, Комитет, административный орган) от 28.02.2013 N 005-2012/П-589-157 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
Решением суда первой инстанции заявленные требования общества удовлетворены. Постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 28.02.2013 N 005-2012/П-589-157 признано незаконным и отменено по тем основаниям, что административным органом неправильно определена квалификация правонарушения, допущенного обществом в ходе эксплуатации открытой автостоянки. Суд сделал вывод, что общество занимается накоплением и сбором отходов при осуществлении административной деятельности в офисно-бытовых помещениях, что входит в объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что действия общества правомерно квалифицированы по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку общество привлекалось к административной ответственности за непроведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника- открытой стоянки грузового автотранспорта общей вместимостью около 80 машино-мест, а не за накопление и сбор отходов, как ошибочно указал суд первой инстанции в своем решении.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы общество извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 07.12.2012 в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности поступило обращение гражданина (вх.N 01-011453/12-0-0), содержащее данные о возможном нарушении ООО "ТранКо" законодательства в области охраны окружающей среды при организации открытой автостоянки для больших грузовых автофургонов.
Для установления события и состава административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в отношении общества, на основании ст.28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
11.01.2013 в присутствии двух понятых и представителя общества - старшего сменного механика Балтачева Р.И., по адресу: Московское шоссе, д.201А, поселок Шушары, осуществлен осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий, о чем составлен протокол осмотра N 005-2013/По-589/590/592.
В результате осмотра выявлено, что у общества отсутствуют документы в области охраны окружающей среды, а именно,
- обществом не обеспечено проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ (азота оксид, азота диоксид, углерода диоксид, углеводорода, и др.), от неорганизованных стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, таких как открытая стоянка грузового автотранспорта общей вместимостью около 80 машино-мест;
- не предоставлены доказательства документальной разработки обществом предельно допустимых выбросов.
Нарушение пункта 1 статьи 22, пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха послужило основанием для составления 11.02.2013 должностным лицом Комитета по охране природы, протокола об административном правонарушении N005-2012/Па-589, в котором действия общества квалифицированы по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, рассмотрев материалы проверки и протокол об административном правонарушении от 11.02.1013 N 005-2012/Па-589, вынес постановление о привлечении ООО "ТранКо" к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что общество было ненадлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и отменяя оспариваемое постановление, указал на необходимость квалификации действий общества по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как сбор отходов и потребления.
Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к одним из видов негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих или иных веществ.
В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 31.12.2010 N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" (далее по тексту - Порядок и Перечень). Согласно пункту 3 Порядка он используется юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно пункту 5 Порядка, устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности). Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разработка проектной документации осуществляются в установленном законодательством порядке.
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом) разработана по заказу Министерства транспорта Российской Федерации и утверждена Заместителем Министра транспорта Российской Федерации В.Ф.Березиным 28 октября 1998 года. Согласно Разделу 2 Методики под стоянкой автомобилей понимается территория или помещение, предназначенные для хранения автомобилей в течение определенного периода времени, и в зависимости от схемы размещения стоянки расчет валового и максимально разового выброса загрязняющих веществ определяется по одной из трех схем расчета.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 считается возможным в качестве методических пособий при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха использование документов, разработанных ОАО "НИИ Атмосфера", и в том числе "Методическое пособие по инвентаризации, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.) (далее - Пособие по инвентаризации).
В соответствии с пунктом 2 Раздела 1.1 Общие положения Пособия по инвентаризации: "Инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (далее - инвентаризация выбросов) проводят все хозяйствующие субъекты, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу, т.е. имеющие источники с организованным и неорганизованным выбросом загрязняющих веществ, характеризующиеся определенным местоположением, функционирующие постоянно или временно на территории хозяйствующего субъекта, или транспортируемые передвижным средством и функционирующие в стационарном режиме (далее -стационарные источники выбросов)".
Пунктом 6 этого же Раздела неорганизованные источники выбросов, из которых выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности (площади), являются площадными стационарными неорганизованными источниками выбросов. А транспортные средства - передвижные источники выбросов - в пределах производственной территории хозяйствующего субъекта рассматриваются как источники выделения загрязняющих веществ. Согласно пункту 6.2 указанного Раздела Пособия по инвентаризации: "Инвентаризации в качестве источников выбросов подлежат места хранения и работы передвижных источников выбросов в пределах производственной территории хозяйствующего субъекта".
Следовательно, территории автостоянок являются стационарными неорганизованными площадными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Концентрация выбросов от этих стационарных источников зависит от количества и времени отстоя припаркованных автомобилей и их производителей. Именно это обстоятельство отражено в пункте 1.6.1.2 Автотранспорт и дорожная техника Раздела 1.6 Пособия по инвентаризации, в котором предусмотрен разный подход к расчету выбросов на постоянных стоянках и на гостевых стоянках возле торговых, спортивных или концертных комплексов с учетом различных марок и производителей автомобилей. Таким образом, ООО "ТранКо" является юридическим лицом, имеющим стационарный источник выбросов в атмосферный воздух - эксплуатируемую автомобильную стоянку.
Пунктом 6 Порядка к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию и указанные в Перечне.
Согласно статье 12 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
-технические нормативы выбросов;
-предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган
исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Несоблюдение обязательных условий в области охраны атмосферного воздуха, установленных федеральным законом, является несоблюдением экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из материалов административного дела следует, что согласно справке от 17.12.2012 обществом эксплуатируются 77 единиц автотранспорта, договор субаренды N 100/12-А от 01.10.2012 спорной территории на момент проверки расторгнут.
Согласно протоколу осмотра на территории находятся:
-шлагбаум;
-неэксплуатируемая АЗС на 1 пост;
-открытая автостоянка приблизительно на 80 большегрузных машин;
-офисные и бытовые помещения - двухэтажное здание модульного типа;
-металлический контейнер для сбора и накопления отходов объемом 6 куб.м.;
-бочки для сбора отработанных нефтепродуктов.
Факт использования указанной территории был исследован и признан доказанным при рассмотрении Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области дел А56-21007/2013 и А56-21001/2013. Кроме того, он подтверждается объяснениями инженера по охране труда ООО "ТранКо"; протоколом осмотра территории от 11.01.2013; видеозаписью, сделанной при осмотре территории 11.01.2013; справкой о средней численности общества (87 человек); информацией об адресе автобазы (Санкт-Петербург, Московское шоссе, Д.201А), размещенной на сайте общества www.tranko.ru, электронным адресом сайта ООО "ТранКо" - www.tranko.ru ( указан на фирменных бланках).
Из материалов административного дела следует, что обществом не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, таких как взвешенные вещества, азота оксид, азота диоксид, углерода диоксид, углеводороды, от их стационарного источника - открытой стоянки грузового автотранспорта общей вместимостью около 80 машино-мест. Перечисленные вещества являются вредными, загрязняющими атмосферный воздух, веществами, поскольку содержатся в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579. То обстоятельство, что именно эти вещества выбрасываются в атмосферный воздух при работе автомобильных двигателей, подтверждается п. 3 Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N609.
Непроведение инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и отсутствие материалов разработки обществом предельно допустимых выбросов обществом не отрицается, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено полномочным органом в пределах его компетенции с правильным определением квалификации совершенного правонарушения и применением минимального размера штрафных санкций.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции о необходимости квалификации выявленного в ходе проверки деяния по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Закона Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Допущенное обществом правонарушение не может быть квалифицировано по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку обществу вменяется не накопление отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности, а осуществление несанкционированных выбросов вредных веществ в окружающую среду в результате эксплуатации стационарного источника- открытой стоянки грузового автотранспорта(эксплуатации объектов капитального строительства).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как основанное на неправильном применении норм права, апелляционная жалоба административного органа- удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июля 2013 года по делу N А56-21008/2013 отменить.
ООО "ТранКо" в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 28.02.2013 N 005-2912\П-589-157 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21008/2013
Истец: ООО "ТранКо"
Ответчик: Комитет по природопользованию , охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности