г. Самара |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А65-11215/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Сетевая компания" - Рахматуллиной А.Р. (доверенность от 29.12.2012 N 119-13/6),
представителей Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Пуряевой А.Ю. (доверенность от 11.01.2013 N 102/03), Лопатина П.В. (доверенность от 24.06.2013 N 7634/03),
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.09.2013 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2013 по делу N А65-11215/2013 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания" (ИНН 1655049111, ОГРН 1021602830930), г.Казань,
к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Казань,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - ОАО "Сетевая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан (далее - Приволжское управление Ростехнадзора, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2013 N 43-11-15/2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 7 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т.1, л.д.3-8).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.3, л.д.111-123).
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.07.2013, принять новый судебный акт (т..4,л.д.4-7).
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 29.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, возражениях на отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком в период с 04.03.2013 по 01.04.2013 была проведена плановая выездная проверка ОАО "Сетевая компания", в рамках выполнения Плана работы Приволжского управления Ростехнадзора на 2013 год, согласованного органами прокуратуры соответствующим письмом. Одной из задач проверки являлся Федеральный государственный надзор за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В ходе проведения проверки ответчиком были установлены следующие нарушения:
По филиалу ОАО "Сетевая компания" Казанские электрические сети:
- не соответствует форма Актов повторных допусков в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, а именно: акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в административном здании филиала ОАО "Сетевая компания" Казанские электрические сети от 14.08.2012 N 4039ц и акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на производственные корпуса филиала ОАО "Сетевая компания" Казанские электрические сети от 21.11.2012 N 4617ц. (п.7.7, Приложение N5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Приказом Главного управления государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 NВК-4936);
- при допуске узлов учета тепловой энергии не в полном объеме предоставляется необходимая документация, а именно: по филиалу ОАО "Сетевая компания" Казанские электрические сети не предоставляется проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией (п.7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Приказом Главного управления государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 N ВК-4936).
По Южному РЭС КЭС (г. Казань, ул. Родина, 27А):
- отсутствуют лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, назначенные распорядительным документом руководителя из числа управленческого персонала или специалистов организации, которые обеспечивают рациональное расходование топливно-энергетических ресурсов (п.п.2.1.2, 2.2.3, 2.2.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115).
По Северному РЭС КЭС (г.Казань, ул.Ц.Мариупольская, д.47):
- отсутствует инструкция по учету электроэнергии при ее передаче и распределении (РД 34.09.101-94 п.1.9. Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, утв. Главгосэнергонадзора России от 02.09.1994);
- отсутствует документ, определяющий маршрут снятия показаний счетчиков, по которым составляется баланс электрической энергии (РД 34.09.101-94 п.3.9. Типовой инструкция по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, утв. Главгосэнергонадзора России от 02.09.1994);
- отсутствует перечень средств измерений, подлежащих поверке, график поверки не утвержден государственной метрологической службой (п.п. 1.9.8., 1.9.9. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229);
- отсутствует тепловая изоляция на трубопроводах и арматуре в котельных (п.9.1.39. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115).
По Западному РЭС КЭС (г.Казань. ул.1 Мая, д.17а):
- отсутствует документ, определяющий маршрут снятия показаний счетчиков, по которым составляется баланс электрической энергии (РД 34.09.101-94 п. 3.9. Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, утв. Главгосэнергонадзора России от 02.09.1994);
- отсутствует перечень средств измерений, подлежащих поверке, график поверки не утвержден государственной метрологической службой (п.п. 1.9.8., 1.9.9. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229);
- отсутствует ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель, назначенные распорядительным документом руководителя из числа управленческого персонала или специалистов в установленном порядке, которые обеспечивают рациональное расходование топливо-энергетических ресурсов (п.п. 2.1.2., 2.2.3., 2.2.5. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115).
По Высокогорскому РЭС Приволжские электрические сети:
- отсутствует журнал первичной записи показаний счетчиков учета электроэнергии (РД 34.09.101-94 п. 10.20. Типовой инструкция по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, утв. Главгосэнергонадзора России от 02.09.1994).
По Балтасинскому РЭС Приволжские электрические сети, Атнинскому РЭС Приволжские электрические сети:
- для отопления здания гаража установлены электронагревательные приборы не заводского изготовления, несертифицированные (пп. "д" п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390).
По Кукморскому РЭС Елабужские электрические сети:
- для отопления административного здания установлен электрический котёл незаводского изготовления, несертифицированный (пп. "д" п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390).
По Чистопольскому РЭС Чистопольских электрических сетей:
- не обеспечена разработка нормативных энергетических характеристик тепловых энергоустановок ПС "Чистопольская-220" (п. 2.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115).
По Спасскому РЭС Чистопольских электрических сетей:
- отсутствует схема размещения приборов расчетного и технического учета электроэнергии, соответствующая полному вводу электроустановки в эксплуатацию в соответствии с проектом;
- отсутствует инструкция по учету электроэнергии при ее передаче и распределении (п. 1.9 РД 34.09.101-94, утвержденного Главгосэнергонадзором России 02.09.1994 / п.1.8.1. Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей).
По Алексеевскому РЭС Чистопольских электрических сетей:
- отсутствует инструкция по учету электроэнергии при ее передаче и распределении (п. 1.9 РД 34.09.101-94, утвержденного Главгосэнергонадзором России 02.09.1994 / п.1.8.1. Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей).
По Аксубаевскому РЭС Чистопольских электрических сетей:
- не проводится ежедневный контроль за утеплением отапливаемых помещений (имеется повреждение оконного стекла в гараже).
По Альметьевским электрическим сетям - филиалу ОАО "Сетевая компания", База Альметьевских электрических сетей (г. Альметьевск, ул. Шевченко, 13):
- при подготовке к отопительному сезону не обеспечивается промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты систем теплопотребления (п. 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115).
По Сармановскому РЭС Альметьевские электрические сети:
- батареи здания Сармановского РЭС закрыты декоративной обшивкой, тем самым нарушены конвективные потоки тепловой энергии (п. 9.3.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115);
- объем оснащения тепловых энергоустановок средствами измерений (термометрами, манометрами) не обеспечивает контроль за техническим состоянием оборудования (п. 2.9.4. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115);
- отсутствует график изменения температуры теплоносителя в зависимости от изменения температуры наружного воздуха (п.9.1.6. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115).
По Азнакаевскому РЭС Альметьевские электрические сети:
- объем оснащения тепловых энергоустановок средствами измерений (термометрами, манометрами) не обеспечивает контроль за техническим состоянием оборудования и режимом его работы, отсутствует автоматическая система погодного регулирования температуры тепло-носителя в зависимости от температуры наружного воздуха (п.2.9.4. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115);
- отсутствует график изменения температуры теплоносителя в зависимости от изменения температуры наружного воздуха (п. 9.1.6. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115).
По Муслюмовскому РЭС Альметьевские электрические сети:
- объем оснащения тепловых энергоустановок средствами измерений (термометрами, манометрами) не обеспечивает контроль за техническим состоянием оборудования и режимом его работы, отсутствует автоматическая система погодного регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха (п.2.9.4. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115).
По Бугульминским электрическим сетям - филиалу ОАО "Сетевая компания":
- отсутствует схема размещения приборов расчётного и технического учёта, утверждённая в установленном порядке (п. 10.1. Типовой инструкции по учёту электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзором 02.09.1994);
- отсутствует журнал первичной записи показаний счётчиков учёта электроэнергии по Бавлинскому РЭС (п. 10.20. Типовой инструкции по учёту электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзором 02.09.1994);
- отсутствует маршрут записи показаний счётчиков по которым составляется баланс электрической энергии (п. 3.9. Типовой инструкции по учёту электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзором 02.09.1994).
По ПС 35/6 Микулино Бугульминских электрических сетей:
- нет инструкций по учету электроэнергии, по технологическим потерям (п. 1.9 Типовой инструкции по учёту электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзором 02.09.1994).
По РУ ПС 110/35/6 Павловка Бугульминских электрических сетей:
- установлены счетчики 1966 года. Они не соответствуют требованиям к точности средств измерений (п.1.9.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229);
- нет инструкций по учету электроэнергии, по технологическим потерям (п. 1.9 Типовой инструкции по учёту электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзором 02.09.1994).
По ПС 35/10 Соколка Бугульминских электрических сетей:
- нет инструкций по учету электроэнергии, по технологическим потерям (п. 1.9 Типовой инструкции по учёту электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзором 02.09.1994).
По ПС 35/10 Хуторская Бугульминских электрических сетей:
- нет инструкций по учету электроэнергии, по технологическим потерям (п. 1.9 Типовой инструкции по учёту электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзором 02.09.1994).
По ПС N 42 110/6кВ "Нефтемаш" Бугульминских электрических сетей:
- в оперативном пункте управления (ОПУ) протекает крыша, не включено в капремонт на летний период при подготовке к зиме 2012-2013 года (п. 2.2.2. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. Минэнерго Российской Федерации N 229 от 19.06.2003).
По филиалу ОАО "Сетевая компания" Нижнекамские электрические сети:
- отсутствует распорядительный документ, определяющий маршруты снятия показаний электросчетчиков, по которым составляется баланс электрической энергии по Тукаевским, Мензелинским и Актанышским районным электрическим сетям (п.3.9. Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзора России от 02.09.1994);
- не проведено обучение специалистов филиала в области энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки, мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые могут быть использованы в целях разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.1.6. Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзора России от 02.09.1994).
По филиалу ОАО "Сетевая компания" Елабужские электрические сети:
- отсутствует распорядительный документ, определяющий маршруты снятия показаний электросчетчиков, по которым составляется баланс электрической энергии по Менделеевскому, Елабужскому районам электрических сетей (п.3.9. Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзора России от 02.09.1994);
- не проведено обучение специалистов филиала в области энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки, мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые могут быть использованы в целях разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, п.1.6. Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утв. Главгосэнергонадзора России от 02.09.1994);
- отсутствует утвержденный в 2013 году перечень приборов учета, установленных в электроустановках Елабужских электрических сетей, подлежащих поверке (п.п. 1.9.8, 1.9.9 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229).
По результатам проведенной проверки составлены акт проверки от 01.04.2013 N 43-11-80/05/2013, протокол об административном правонарушении от 24.04.2013 N 43-11-15/2013, вынесено постановление от 20.05.2013 N 43-11-15/2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении общества к административной ответственности, ОАО "Сетевая компания" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая ОАО "Сетевая компания" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
В силу ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение собственником нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 261-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.
Согласно ст. 11 Закона N 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности (ч. 1).
Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:
1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации (ч. 2).
В составе требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны быть определены требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено. При этом срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее чем пять лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения (ч. 3).
Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 261-ФЗ требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:
1) культовые здания, строения, сооружения;
2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;
5) строения, сооружения вспомогательного использования;
6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;
7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.
Согласно п. 2.1.2. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации.
В соответствии с п. 2.2.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при потреблении тепловой энергии только для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из числа управленческого персонала и специалистов, не имеющих специального теплоэнергетического образования, но прошедших обучение и проверку знаний в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно п. 2.2.5. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и ее подразделений обеспечивает:
- содержание тепловых энергоустановок в работоспособном и технически исправном состоянии; эксплуатацию их в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил техники безопасности и другой нормативно-технической документацией;
- соблюдение гидравлических и тепловых режимов работы систем теплоснабжения;
- рациональное расходование топливо-энергетических ресурсов; разработку и выполнение нормативов их расходования;
- учет и анализ технико-экономических показателей тепловых энергоустановок;
- разработку мероприятий по снижению расхода топливо-энергетических ресурсов;
- эксплуатацию и внедрение автоматизированных систем и приборов контроля и регулирования гидравлических и тепловых режимов, а также учет тепловой энергии и теплоносителя;
- своевременное техническое обслуживание и ремонт тепловых энергоустановок;
- ведение установленной статистической отчетности;
- разработку должностных инструкций и инструкций по эксплуатации;
- подготовку персонала и проверку его знаний настоящих Правил, правил техники безопасности, должностных инструкций, инструкций по эксплуатации, охране труда и других нормативно технических документов;
- разработку энергетических балансов организации и их анализ в соответствии с установленными требованиями;
- наличие и ведение паспортов и исполнительной документации на все тепловые энергоустановки;
- разработку с привлечением специалистов структурных подразделений, а также специализированных проектных и наладочных организаций перспективных планов снижения энергоемкости выпускаемой продукции; внедрение энергосберегающих и экологически чистых технологий, утилизационных установок, использующих тепловые вторичные энергоресурсы, а также нетрадиционных способов получения энергии;
- приемку и допуск в эксплуатацию новых и реконструируемых тепловых энергоустановок;
- выполнение предписаний в установленные сроки и своевременное предоставление информации о ходе выполнения указанных предписаний в органы государственного надзора;
- своевременное предоставление в органы госэнергонадзора и Госгортехнадзора России информации о расследовании произошедших технологических нарушений (аварий и инцидентов) в работе тепловых энергоустановок и несчастных случаях, связанных с их эксплуатацией.
В соответствии с п. 2.5.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает:
- учет топливно-энергетических ресурсов;
- разработку нормативных энергетических характеристик тепловых энергоустановок;
- контроль и анализ соблюдения нормативных энергетических характеристик и оценку технического состояния тепловых энергоустановок;
- анализ энергоэффективности проводимых организационно-технических мероприятий;
- ведение установленной государственной статической отчетности;
- сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов.
Согласно п. 11.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:
- устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
- испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;
- шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб;
- промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления;
- испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;
- разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.
Согласно п. 42. Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" запрещается:
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
з) использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
В соответствии с п. 1.1.1. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей), Настоящие Правила распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.
Согласно п. 1.9.8. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей поверке подлежат все средства измерения (далее - СИ), относящиеся к сфере государственного контроля и надзора, в том числе эталоны, используемые для поверки и калибровки СИ, рабочие СИ, относящиеся к контролю параметров окружающей среды, обеспечению безопасности труда, используемые при выполнении операций коммерческого учета (расчета) электрической, тепловой энергии и топлива, а также при геодезических работах.
В соответствии с п. 1.9.9. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей конкретный перечень СИ, подлежащих поверке, составляется на каждом энергообъекте и направляется для сведения в орган государственной метрологической службы, на обслуживаемой территории которого находится энергообъект.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина общества подтверждается актом проверки от 01.04.2013 N 43-11-80/05/2013, протоколом об административном правонарушении от 24.04.2013 N 43-11-15/2013, другими материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях ОАО "Сетевая компания" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной ч. 7 ст. 9.16 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
П. 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения ОАО "Сетевая компания" не представлено и не усматривается из материалов дела.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции не усмотрел оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного. Оснований для иной оценки данных обстоятельств суд апелляционной инстанции не находит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта законности и обоснованности оспариваемого постановления административного органа, судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2013 по делу N А65-11215/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11215/2013
Истец: ОАО "Сетевая компания", г. Казань
Ответчик: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара