г. Владимир |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А43-6416/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.09.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2013 по делу N А43-6416/2013, принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресторан-пивоварня "Бирмания" (ИНН5262266952, ОГРН1115262008091), г.Нижний Новгород, о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 19.03.2013 N 3/164Ю.
В судебном заседании приняли участие представители межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - Полушкин А.И. по доверенности от 27.12.2012 сроком действия до 31.12.2013, Кузин С.В. по доверенности от 27.12.2012 сроком действия до 31.12.2013.
Общество с ограниченной ответственностью "Ресторан-пивоварня "Бирмания" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (конверт N 06856), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило - Цыгановой С.Н. и Комарову Ф.Н. на основании пункта 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в признании полномочий на участие в деле, в связи с отсутствием надлежащим образом оформленной доверенности.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Управление) 25.02.2013 проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "Ресторан-пивоварня "Бирмания" (далее по тексту - Общество), по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление составило в отношении Общества протокол от 12.03.2013 N 2/164Ю об административном правонарушении.
Руководитель Управления, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 19.03.2013 N 3/164Ю о привлечении Общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Решением 27.06.2013 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции о нарушении Управлением порядка привлечения организации к административной ответственности, поскольку считает, что права Общества не были нарушены.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Исходя из абзаца 12 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
На основании пункта 8 Правил N 815 организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 к Правилам.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью (пункты 15, 16 Правил N 815).
В силу пункта 17 Правил N 815 декларации на бумажных носителях по формам, предусмотренным приложениями NN 1-10 к данным Правилам, представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, указанные в лицензии, в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации. В случае если организация и ее обособленные подразделения расположены в разных федеральных округах, декларации на бумажных носителях представляются в целом по организации в территориальный орган по месту нахождения организации и в территориальные органы по месту нахождения ее обособленных подразделений, указанных в лицензии.
По правилам пункта 21 Правил N 815 декларации на бумажных носителях представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через своего представителя или направляются почтовым отправлением с описью вложения. При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Согласно пункту 18 Правил N 815 декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N11 и 12 к названным Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 N 24н.
Представление деклараций в электронном виде урегулировано Порядком представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 N 52н, в соответствии с пунктом 1 которого декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются организациями в территориальный орган Росалкогольрегулирования в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью. Подача деклараций осуществляется путем использования сервиса "Электронные услуги для организаций" на сайте www.fsrar.ru.
Пунктом 6 Приказа N 52н предусмотрено, что датой подачи декларации в электронном виде считается дата подтверждения ее получения органом Росалкогольрегулирования.
Как усматривается из материалов дела, Обществом осуществляется деятельность по производству и обороту (поставке) алкогольной продукции (пива). Между тем, декларация за 4 квартал 2012 года по форме N 6 на бумажном носителе и в электронном виде Обществом в Управление в установленный законом срок представлена не была.
Данный факт подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и Обществом не оспаривается, в связи с чем вывод Управления о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует материалам дела.
Вместе с тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении при вынесении оспариваемого постановления административным органом были допущены существенные нарушения, повлекшие ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу изложенного установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и обязанностей.
Согласно частям 1 и 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законным представителем является руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержится специальное правило о том, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствии указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законный представитель либо защитник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, реализуя право на защиту этого юридического лица, гарантированное статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Таким образом, право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушение данного права ведет к одностороннему рассмотрению вопросов, подлежащих установлению при привлечении лица к административной ответственности, что нарушает принцип оценки доказательств (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Наряду с этим Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем юридического лица, в качестве защитника.
В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола (статья 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных норм следует, что при производстве по делу об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, должна быть обеспечена возможность защиты прав и законных интересов непосредственно либо через представителя.
Как следует из материалов дела, и не отрицается Управлением, явившаяся для участия и представления интересов Общества в производстве по делу об административном правонарушении в качестве представителя (защитника) юридического лица главный бухгалтер Общества Цыганова С.Н., действовавшая на основании доверенности от 11.03.2013 N 5 (л.д. 95), не была допущена должностным лицом Управления к участию в рассмотрении дела и вынесении постановления о назначении административного наказания, что зафиксировано в оспариваемом постановлении (л.д. 110, 111).
Отказ в предоставлении Цыгановой С.Н. возможности присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении был мотивирован представлением ей ненадлежащей доверенности, не соответствующей правовым положениям статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не являющейся доверенностью на представление интересов Общества при рассмотрении административного дела.
Однако ранее Цыганова С.Н. принимала участие при составлении в отношении Общества протокола о вмененном ему административном правонарушении в качестве представителя (защитника) Общества по доверенности от 11.03.2013 N 5, давала объяснения по факту выявленных нарушений, что зафиксировано консультантом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления в протоколе об административном правонарушении от 12.03.2013 N 2/164Ю (см. л.д. 86, 91), то есть с момента составления протокола фактически была допущена к участию в производстве по делу об административном правонарушении.
С учетом норм части 4 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о допуске защитника (представителя) к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения административного дела, отсутствие надлежащим образом оформленной доверенности не могло служить основанием к отказу в предоставлении Цыгановой С.Н. возможности участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Кроме того, доверенность от 11.03.2013 N 5 была выдана Цыгановой С.Н. законным представителем Общества - директором Бубновым С.А. на представление интересов Общества в отношениях с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка с правом получать и передавать документы, расписываться и совершать иные законные действия, связанные с выполнением данного поручения, сдавать отчетность Общества, что свидетельствует лишь об общем характере такой доверенности, но не о ее ненадлежащем оформлении. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности доверенности на представление Цыгановой С.Н. интересов Общества, в материалах дела также не имеется.
Таким образом, не предоставив представителю Общества возможности участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган тем самым лишил Общество как лицо, привлекаемое к административной ответственности, предоставленных ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку в данной ситуации последнее не могло квалифицировано возражать и представлять объяснения по существу выявленного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении должностными лицами административного органа процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, устранение их не представляется возможным.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2013 по делу N А43-6416/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6416/2013
Истец: ООО "Ресторан-пивоварня "Бирмания", ООО Ресторан-пивоварня Бирмания г. Н. Новгород
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, г. Н.Новгород
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу г. Нижний Новгород