Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. N 11АП-14534/13
г. Самара |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А55-7643/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Сергеевым А.Ю., с участием:
от ОАО "Российские железные дороги" в лице Самарской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД" - представителя Вандышевой О.Н. (доверенность от 21.05.2013),
от к ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары - представителя Герешко Ю.П. (доверенность от 23.11.2012),
от третьего лица: государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самары - представителя Петровой Н.А. (доверенность от 17.09.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2013 года апелляционную жалобу ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2013 по делу N А55-7643/2013 (судья Матюхина Т.М.), принятое по заявлению ОАО "Российские железные дороги" в лице Самарской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727), г.Самара, к ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары, г.Самара, третье лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары, г.Самара,
о возврате излишне уплаченных сумм пени,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Самарской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании ИФНС по Железнодорожному району г.Самары (далее - налоговый орган, инспекция) возвратить ОАО "РЖД" излишне уплаченную сумму пени по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный периоды 2008-2009 годы в размере 319 руб. 28 коп., а также госпошлину в размере 2000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самары (далее - ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2013 года заявленные требования ОАО "РЖД" удовлетворены, на ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары возложена обязанность возвратить ОАО "РЖД" излишне уплаченную сумму пени по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетные периоды 2008-2009 годы в размере 319 руб. 28 коп. С ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары в пользу ОАО "РЖД" взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ОАО "РЖД" отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что возврат излишне перечисленных (взысканы) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют органы Пенсионного фонда Российской Федерации как администратор доходов данного государственного внебюджетного фонда (Пенсионного фонда Российской Федерации).
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления общества отказать на том основании, что Самарская дирекция связи центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД", не обжаловав действия управления ПФР, оплатив в добровольном порядке 25 мая 2010 года и 20 июня 2010 года пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 75 811,89 руб., 28 апреля 2012 года пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 345,75 руб., фактически согласилась с вышеуказанными суммами.
На основании ч.3 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04 сентября 2013 года рассмотрение дела было отложено на 10 час 30 мин 23 сентября 2013 года в связи с необходимостью дополнительного исследования материалов дела, а также представления государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары отзыва на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в лице Самарской дирекции связи Центральной станции связи - в июле 2010 года были представлены уточненные расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетные периоды 2008-2009 годы, а также декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2008-2009 годы, согласно которым суммы начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии увеличились, что, в свою очередь, привело к несвоевременной плате авансовых платежей, так как доначисленные суммы страховых взносов были уплачены 21 мая 2010 года и 17 июня 2010 года.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары были начислены пени за каждый календарный день с момента образования задолженности по взносам до ее фактической оплаты в сумме 5 538,65 руб.
ОАО "РЖД" в добровольном порядке произвело оплату указанной суммы пеней.
ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары направило требование от 20 марта 2012 года N 26 об уплате пеней в размере 345,75 руб. в адрес ОАО "РЖД" в связи с ошибкой в расчете пеней.
Поскольку указанное требование со стороны ОАО "РЖД" исполнено в добровольном порядке не было ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары было принято решение от 23 апреля 2012 года N 16 о взыскании пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Платежным поручением от 28 апреля 2012 года N 17 денежные средства в размере 345,75 руб. были списаны с расчетного счета ОАО "РЖД", открытого в филиале "ТрансКредитБанк" в Самаре в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары.
По мнению ОАО "РЖД", расчет пеней произведен неправомерно, денежные средства, необоснованно списанные с расчетного счета ОАО "РЖД", подлежат возврату.
ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары при расчете суммы пени руководствовалось статьей 26 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", в соответствии с которой пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего установленным днем уплаты страховых взносов. Условием для прекращения начисление пеней является фактическая уплата недоимки по страховым взносам.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2007 года N 47 в целях обеспечения единообразного подхода к вопросу о порядке исчисление пеней за просрочку уплаты, авансовых платежей по налогам и страховым взносам на нательное пенсионное обеспечение разъяснено следующее. Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога (п.2 постановления). При этом к данным правоотношениям подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации, так как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не регулирует порядок начисления пеней на авансовые платежи.
Таким образом, ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары не имело правовых оснований для включения в период начисления пеней день фактической их уплаты.
Списание с расчетного счета ОАО "РЖД" суммы пеней произведено в пользу ИФНС по Железнодорожному району г.Самары.
С 01 января 2010 года вступил в законную силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ), которым предусмотрен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пений и штрафов, возврат излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно п.3 ст.62 Федерального закона N 212-ФЗ к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01 января 2010 года.
Управление произвело расчет пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетные периоды 2008-2009 годы.
Исходя из п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, обладает администратор доходов бюджета.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 30 ноября 2009 года N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", приложением N 1 к нему и приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002-2009 годы по главе 182 является ФНС России, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, по главе 392 - Пенсионный фонд Российской Федерации.
В этой связи ФНС России и ПФР совместно разработали и утвердили "Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 годы" (письмо ФНС РФ N ЯК-17- 8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509R от 11 августа 2010 года), согласно которому органом, уполномоченным рассматривать заявления о возврате переплаты по страховым взносам и полномочным принимать решение о возврате возникшей переплаты, являлось территориальное подразделение Пенсионного фонда ПФ, однако фактическое исполнение данного решения путём оформления заявки на возврат суммы страховых взносов возложено на налоговые органы, которые обязаны в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформить заявку на возврат суммы страховых взносов и направить её в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что органом, обязанным произвести возврат, в конечном счете, является инспекция, на органы Пенсионного фонда в данном случае возложена только обязанность по проверке наличия оснований для возврата.
В рассматриваемом случае инкассовое списание суммы пени с расчетного счета ОАО "РЖД", открытого в филиале ОАО "ТрансКредитБанк" в г.Самаре, производилось в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары (КБК 1821020201006 2 0 00] 60).
Полагая, что обязанность по возврату суммы пени зачисленный на КБК, администратором которого является налоговый орган, возникает у налогового органа, суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО "РЖД" в полном объеме, взыскав излишне уплаченные пени с налогового органа.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 6 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
При этом в силу статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме того, письмом от 11.08.2010 Федеральной налоговой службы N ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" предусмотрен порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба.
Из анализа изложенных норм следует, что полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате предоставлены органам Пенсионного фонда Российской Федерации, в то время как исполнение таких решений возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - соответствующие налоговые органы.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени должен осуществлять налоговый орган, является неправильным.
Данные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2013 года по делу N А72-5990/2012.
Учитывая, что налоговый орган не вправе самостоятельно осуществлять возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней, а полномочия по расчету сумму переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате принадлежит органам ПФР, то обязанность по возврату излишен уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (пеней) должна быть возложена на ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самара.
При таких обстоятельствах требование заявлено к ненадлежащему лицу, в связи с чем оснований для его удовлетворения не имеется.
Вместе с тем доводы третьего лица о том, что Самарская дирекция связи центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД", не обжаловав действия управления ПФР, оплатив в добровольном порядке 25 мая 2010 года и 20 июня 2010 года пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 75 811,89 руб., 28 апреля 2012 года пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 345,75 руб., фактически согласилась с вышеуказанными суммами, не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований. Добровольная уплата заявителем предъявленных к уплате органом ПФР сумм не лишает общество права оспорить начисление и предъявление к взысканию указанных сумм, в том числе путем предъявления иска о возврате излишне уплаченных пеней.
На основании п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 04 июля 2013 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2013 по делу N А55-7643/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ОАО "Российские железные дороги" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.