г. Томск |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А03-3036/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А. с применением средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края
при участии в заседании:
от заявителя: Менуховой В.В. по доверенности от 20.08.2013 г.
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел России по Первомайскому району Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 09 июля 2013 года по делу N А03-3036/2013 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранум" к Отделу Министерства внутренних дел России по Первомайскому району Алтайского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранум" (далее - Общество, ООО "Гранум", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановления отдела Министерства внутренних дел России по Первомайскому району Алтайского края (далее - Отдел МВД, административный орган) от 19.02.2013 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09 июля 2013 года заявленное Обществом требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 июля 2013 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждаются материалами дела;
- нормы КоАП РФ не запрещают административному органу выносить постановление о привлечении к административной ответственности в день составления протокола. При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель заявителя Казаков И.М. присутствовал лично, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем Отделом МВД не допущены нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на основании ст. 158 АПК РФ с учетом положений п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" для представления апеллянтом документов, подтверждающих полномочия на подписание апелляционной жалобы.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.12.2012 г. в 10 час. 20 мин. сотрудником Отдела МВД установлено, что Общество допустило к управлению транспортным средством ГАЗ 2747, государственный регистрационный знак Р227СВ22, водителя Сизинцева В.В., находящегося в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушило ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
19.02.2013 г. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 000148 (л.д. 40), на основании которого вынесено постановление 22АЮ000148 от 19.02.2013 г. о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 12.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 39).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 12.32 КоАП РФ, вины в его совершении, однако административным органом допущены нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со статьей 12.32 КоАП РФ допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок.
Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, несут ответственность по названной статье и за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего права управления (водителя, не имеющего права управления вообще; водителя, лишенного права управления транспортным средством; водителя, не имеющего права на управление транспортным средством данной категории).
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" перед тем как допустить водителя автомобиля к работе, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Целью проведения осмотра является своевременное определение нарушений и отклонений в состоянии здоровья водителя, что обеспечивает безопасность дорожного движения. Предрейсовый осмотр позволяет выявить обстоятельства, препятствующие работнику выполнять трудовые функции (например, заболевание или состояние опьянения).
Если водитель находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, то он не вправе управлять транспортным средством (пункт 2.1. статьи 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", предписывается, что должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается, в том числе, допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно материалам дела 24.12.2012 г. между Обществом и ОАО "Птицефабрика "Молодежная" заключен договор N 110 о возмездном предоставлении услуг по проведению предрейсового осмотра водителей автотранспорта, принадлежащего Обществу (л.д. 64).
Между тем, согласно письму ОАО "Птицефабрика "Молодежная" исх. N 194 от 07.02.2013 г. Общество не представило ОАО "Птицефабрика "Молодежная" список лиц, подлежащих предрейсовому медицинскому смотру, фактически услуги по проведению осмотра водителей Общества ОАО "Птицефабрика "Молодежная" не оказывало, журнал прохождения предрейсового осмотра водителей Общества отсутствует (л.д. 63).
Согласно журналу о выпуске и возвращении в гараж транспортных средств Общества 22.12.2012 г. водитель Сизинцев В.В. был выпущен в рейс в 09 час. 30 мин. на автомобиле ГАЗ (л.д. 72).
Путевой лист автомобиля, находящегося под управлением Сизенцева В.В., содержит отметку о том, что выезд разрешен механиком (л.д. 59).
Таким образом, водитель Сизинцев В.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, без контроля со стороны руководства выехал в рейс на автомобиле, принадлежащем Обществу. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у заявителя организации проведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей и организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В связи с чем ООО "Гранум" совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.32 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества обусловлена действиями его должностных лиц, в обязанности которых входит совершение тех или иных действий от его имени. Допущенные работниками лица противоправные виновные действия (бездействия) не освобождают саму организацию от административной ответственности.
Вина ООО "Гранум" в совершении административного правонарушения заключается в неосуществлении должного контроля над готовностью водителя управлять транспортным средством, в непроведении обязательного предрейсового медицинского осмотра водителя.
Заявитель имел реальную возможность для организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таких требований.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.
В статье 28.2 КоАП РФ регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, установлены гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
При выявлении в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, является ли причины неявки уважительными.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.04.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, что указанные нарушения носят существенных характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны и возможности рассмотрения этих последствий при рассмотрении дела.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что при рассмотрении дела имеются процессуальные нарушения, являющиеся существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В материалах административного дела содержится уведомление, из которого следует, что законный представитель Общества приглашается 19.02.2013 г. к 10-00 часам в ОГИБДД ОМВД России по Первомайскому району для выяснения всех обстоятельств происшествия, предоставления для приобщения к материалам проверки необходимых документов и производства иных процессуальных действий. Доказательств уведомления законного представителя ООО "Гранум" о том, что протокол будет составлен 19 февраля 2012 г. материалы административного дела не содержат.
Представитель Отдела МВД в суде первой инстанции подтвердил, что уведомление о составлении протокола на 19.02.2013 г. в адрес Общества не направлялось.
Протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен 19.02.2013 г. в присутствии директора Казакова И.М., однако, как пояснил в суде первой инстанции Казаков И.М., он не знал о том, что 19.02.2013 г. будет составлен протокол об административном правонарушении, поэтому не воспользовался помощью защитника.
Таким образом, не уведомив заявителя о том, что 19.02.2013 г. в отношении Общества будет составлен протокол, Отдел МВД не обеспечил ему возможность квалифицированно возражать против привлечения к ответственности, воспользоваться помощью защитника.
Кроме того, судом установлено, что постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено Отделом МВД в день составления протокола, то есть 19.02.2013 г., в связи с чем Общество было лишено предоставленных ему статьей 24.4, частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ гарантий и процессуальных прав, ООО "Гранум" также не имело возможности воспользоваться помощью квалифицированного защитника.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что Отделом МВД не допущены нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности, поскольку нормы КоАП РФ не запрещают административному органу выносить постановление о привлечении к административной ответственности в день составления протокола. При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель заявителя Казаков И.М. присутствовал лично, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, пояснил, что в дальнейшем он не располагает временем для прибытия в административный орган.
Суд апелляционной инстанции признает указанный довод несостоятельным в связи со следующим.
Установленное судом первой инстанции нарушение процессуальных требований признано существенным, так как оно не позволило административному органу рассмотреть дело всесторонне, полно, с учетом мотивированных возражений со стороны заявителя, Общество не имело реальной возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемых административных правонарушений, представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие отсутствие вины по фактам выявленных нарушений, воспользоваться помощью защитника, который мог бы мотивированно представить возражения относительно обстоятельств выявленного нарушения.
Суд первой инстанции не признал факт присутствия законного представителя при составлении протоколов об административном правонарушении обстоятельством, подтверждающим соблюдение Отделом МВД установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Поскольку нарушения порядка привлечения ООО "Гранум" к административной ответственности носят существенный характер, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда, удовлетворившего заявленное требование о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 июля 2013 года по делу N А03-3036/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3036/2013
Истец: ООО "Гранум"
Ответчик: ОГИБДД ОМВД по Первомайскому району АК, ОМВД по Первомайскому району Алтайского края, Отделение государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по Первомайскому району Алтайского края