г. Владимир |
|
03 ноября 2010 г. |
Дело N А11-3694/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.11.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Коврова Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.08.2010
по делу N А11-3694/2010,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению Фонда местных сообществ "Фонд развития города Коврова"
о признании недействительным постановления главы муниципального образования г. Коврова Владимирской области от 30.04.2010 N 796 "Об отмене некоторых правовых актов главы муниципального образования города Коврова Владимирской области",
при участии:
от администрации города Коврова Владимирской области - Кузнецовой О.Ю. по доверенности от 24.03.2010 N 01-41/481;
от Фонда местных сообществ "Фонд развития города Коврова" - Поплавской И.Г. по доверенности от 10.08.2010,
и установил:
Фонд местных сообществ "Фонд развития города Коврова" (далее - Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением к администрации г. Коврова Владимирской области (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы муниципального образования г. Коврова Владимирской области от 30.04.2010 N 796 "Об отмене некоторых правовых актов главы муниципального образования города Коврова Владимирской области".
Решением от 13.08.2010 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Фонда.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом неправильно истолкована статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая не содержит указание на то, что орган местного самоуправления вправе отменять или изменять принятый им правовой акт только в случае, если этот акт противоречат закону.
Как указала администрация, акт выбора земельного участка не был подписан всеми членами комиссии по предоставлению земельных участков для строительства, потому постановление от 15.05.2009 N 915 "О предварительном согласовании места размещения торгового пассажа" является недействительным.
Администрация считает, что санитарно-эпидемиологическое заключение, полученное на стадии выбора земельного участка, не может расцениваться как получение санитарно-эпидемиологического заключения при предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Фонда в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 13.08.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.05.2008 Фонд обратился в администрацию с заявлением о выделении в аренду земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: г. Ковров, ул. Волго-Донская, для строительства торгового пассажа.
Постановлением главы муниципального образования от 15.05.2009 N 915 было предварительно согласовано место под размещение торгового пассажа в районе мини-рынка по ул. Волго-Донской площадью 931 кв.м.
27.06.2009 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен номер 33:20:013603:8 (л.д. 44).
01.07.2009 главой муниципального образования принято постановление N 1267 "О предоставлении земельного участка", которым Фонду предоставлен в аренду сроком на три года для строительства торгового пассажа земельный участок из земель населенных пунктов площадью 931 кв.м с кадастровым номером 33:20:013603:8, расположенный в г. Коврове Владимирской области примерно в 91 метре по направлению на северо-запад от ориентира - дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, МО г. Ковров, ул. Волго-Донская, д. 24.
Постановлением от 30.04.2010 N 796 глава муниципального образования отменил указанные постановления, как несоответствующие пункту 5 статьи 30, статьям 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отказал Фонду в предварительном согласовании места размещения объекта на основании пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Посчитав данное постановление незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт (пункт 1 статьи 48 данного Федерального закона).
Вместе с тем в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае на основании отмененных постановлений, принятию которых предшествовал ряд действий, предусмотренных вышеназванными нормами Земельного кодекса Российской Федерации, сторонами 03.07.2009 заключен договор аренды N 8-01/8330 земельного участка площадью 931 кв.м с кадастровым номером 33:20:013603:8, расположенного в г. Коврове Владимирской области примерно в 91 метре по направлению на северо-запад от ориентира - дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, МО г. Ковров, ул. Волго-Донская, д. 24, зарегистрированный в установленном законом порядке 27.07.2009.
Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта.
Следовательно, при наличии между администрацией и Фондом договора аренды земельного участка орган местного самоуправления в силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации не вправе во внесудебном порядке признавать утратившим силу постановление, послужившее одним из оснований для заключения договора аренды.
Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий по распоряжению земельными участками не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. В соответствии с главой IX Земельного кодекса Российской Федерации признание прав на земельный участок и защита прав на него осуществляются только в судебном порядке. Признание утратившим силу ненормативного акта, являющегося основанием для заключения договора аренды, до истечения срока его действия нарушает права и законные интересы Фонда.
При заключении в установленном порядке договора аренды публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
В сложившейся ситуации рассмотрение вопроса о правомерности предоставления Фонду земельного участка возможно лишь при проверке в судебном порядке существующего основания владения (гражданско-правовой сделки), законность которой не должна (и не может) оцениваться судом в рамках данного процесса (вопросы применения исковой давности и др.).
Таким образом, оспариваемое постановление от 30.04.2010 N 796 "Об отмене некоторых правовых актов главы муниципального образования города Коврова Владимирской области" принято главой муниципального образования за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения.
Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке.
При наличии у Фонда зарегистрированного договора аренды земельного участка глава муниципального образования не вправе был отменять в порядке самоконтроля ненормативные правовые акты, на основании которых произведена государственная регистрация права, поскольку эти действия выходят за рамки его компетенции. Рассмотрение указанных вопросов должно осуществляться исключительно судом.
Зарегистрированное право аренды земельного участка Фонда в судебном порядке недействительным не признано.
При этих условиях оспариваемое постановление фактически направлено на прекращение у Фонда права аренды земельным участком, в связи с чем утверждение администрации о том, что ненормативный правовой акт не нарушил права и законные интересы заявителя, является несостоятельным.
Доказательства, подтверждающие наличие оснований для отмены оспариваемых постановлений (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также доказательства прекращения аренды земельного участка (статьи 22, 46 Земельного кодекса Российской Федерации) в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречит закону и нарушает права и законные интересы Фонда (арендатора земельного участка по договору) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этих условиях требование заявителя правомерно удовлетворено судом первой инстанции, в связи с чем основания к отмене его решения с учетом внесенных в мотивировочную часть судебного акта уточнений отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.08.2010 по делу N А11-3694/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Коврова Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3694/2010
Истец: Фонд местных сообществ "Фонд развития города Коврова"
Ответчик: Администрация г. Коврова Владимирской области, Администрация города Коврова