14 ноября 2011 г. |
Дело N А79-2664/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мелодия" (ОГРН 1042128006139, ИНН 2128053063, г. Чебоксары, ул. Гузовского, д. 1) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.08.2011 по делу N А79-2664/2011, принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мелодия"
о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии во внесении общества с ограниченной ответственностью "Мелодия" в реестр страхователей - плательщиков страховых взносов, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, и обязании внести общество с ограниченной ответственностью "Мелодия" в указанный реестр,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мелодия" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) во внесении Общества в реестр страхователей - плательщиков страховых взносов, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, и об обязании Управления внести Общество в указанный реестр.
Решением от 01.08.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии отказал Обществу в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Как считает заявитель апелляционной жалобы, понятие распространение телепрограммы в эфир тождественно понятию выпуска в свет (сообщение/трансляция в эфир), поэтому Общество имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
По мнению Общества, поскольку оно своевременно представило в уполномоченный орган заявление с приложением необходимых документов, оно должно быть включено в соответствующий реестр плательщиков страховых взносов.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.08.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.09.2010 Обществу в порядке переоформления выдана лицензия серии ТВ N 16867 на осуществление телевизионного вещания сроком действия до 08.10.2012, в которой указан способ распространения продукции средства массовой информации - кабельное вещание, форма периодического распространения массовой информации - телепрограмма, наименование распространяемых средств массовой информации - "Телекомпания КАНАЛ 5+".
30.03.2011 Общество обратилось в Управление с заявлением на подтверждение полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации. При этом в разделе 5 заявления "Сведения о том, в отношении каких СМИ заявитель осуществляет производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание" Общество указало: телепрограмма "Телекомпания КАНАЛ 5+", свидетельство о регистрации СМИ Эл N 18-0179 от 04.11.2000. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Канал 5 плюс" (далее - ООО "Канал 5 плюс").
Уведомлением от 05.04.2011 N 00750-04/21 Управление отказало Обществу во внесении в реестр страхователей, указав на предоставление недостоверных сведений.
Так, из данного уведомления следует, что в пункте 1 заявления указан плательщик - Общество, в пункте 5 - телепрограмма "Телекомпания КАНАЛ 5+" в качестве СМИ, в отношении которого заявитель осуществляет производство, выпуск в свет (эфир) и (или) издание. Исходя из представленного договора от 11.01.2011 Общество является вещателем СМИ "Телекомпания КАНАЛ 5+". Со ссылкой на статью 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации) Управление отметило, что редакцией, осуществляющей производство и выпуск радиопрограммы "Телекомпания КАНАЛ 5+", согласно договору является общество с ограниченной ответственностью "ПраймМедиа" (далее - ООО "ПраймМедиа").
Кроме того, в уведомлении Управление указало, что адрес редакции, имеющийся в свидетельстве о регистрации СМИ "Телекомпания КАНАЛ 5+" Эл N 18-0179 от 04.11.2000 (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Энге льса, д. 3), не соответствует адресу, указанному в договоре от 11.01.2011 (г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 105), а также сообщило Обществу о необходимости внесения изменения в свидетельство о регистрации СМИ в связи с изменением местонахождения редакции в соответствии со статьей 11 Закона о средствах массовой информации.
Посчитав отказ Управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены льготные тарифы страховых взносов для издателей СМИ на период по 2014 год.
Так, часть 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнена пунктом 7 (вступил в силу с 01.01.2011), предусматривающим пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является: деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств; издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
В частях 1.1 и 1.2 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, также введенных Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, уточнено, что порядок подтверждения основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), а также ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти реестра указанных организаций и индивидуальных предпринимателей и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов определяется Правительством Российской Федерации. Реестр будет передаваться в органы контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 N 150 установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет ведение реестра плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде (пункт 1).
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит сведения о плательщике в реестр либо принимает решение об отказе во внесении сведений о нем в реестр (пункт 14 постановления N 150).
Данным постановлением утверждены Правила подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов, которые определяют порядок подтверждения полномочий по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанную деятельность (далее - плательщики), в целях осуществления контроля правильности применения для указанных плательщиков пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2011 - 2014 годах, а также порядок ведения реестра плательщиков (далее - реестр) и передачи его в органы контроля за уплатой соответствующих страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 названных Правил основным видом экономической деятельности плательщика является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств) или издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации (в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций).
Согласно статье 2 Закона о средствах массовой информации под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ; под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (92) включает в себя деятельность в области радиовещания и телевидения (92.20).
Группировка "Деятельность в области радиовещания и телевидения" (92.20) включает: передачу и распределение радио- и телевизионных программ в замкнутой цепи; производство радио- и телевизионных программ, связанное или не связанное с их трансляцией. Подготовленные и транслируемые программы могут содержать информационную, публицистическую, просветительскую, развлекательную, рекламно-коммерческую и прочие виды аудиовизуальной информации в открытой или кодированной форме. Подготовленные программы записываются на технический носитель информации, который может быть продан, предоставлен на прокат или сохранен для трансляции или повторной трансляции
Эта группировка не включает: передачу и распределение радио- и телевизионных программ через систему электросвязи, см. 64.20.2; производство фильмов, осуществляемое обычно на киностудиях, см. 92.11; деятельность агентств печати, см. 92.40.
Группировка "Деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения" (64.20.21) включает: передачу и распределение программ телевидения через системы электросвязи (кабельные, радиорелейные, спутниковые линии связи и другое).
Эта группировка не включает: передачу и распределение телевизионных программ без использования систем электросвязи, см. 92.20; производство телевизионных программ, см. 92.20.
При этом деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения (64.20.21) относится не к деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (92), а к связи (64).
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном утверждении Общества о том, что распространение телепрограммы тождественно понятию выпуска в свет (в эфир), поскольку под выпуском в свет (в эфир) понимается производство телепрограммы редакцией средства массовой информации, а не распространение (вещание) телепрограммы распространителем.
В данном случае к заявлению в уполномоченный орган Обществом был приложен договор от 11.01.2011, заключенный между Обществом, ООО "Канал 5 плюс" и ООО "ПраймМедиа", согласно которому ООО "Канал 5 плюс" является учредителем СМИ - телепрограммы "Телекомпания КАНАЛ 5 +", ООО "ПраймМедиа" осуществляет функции редакции СМИ "Телекомпания КАНАЛ 5 +" и производство указанного СМИ, а Общество является вещателем указанного СМИ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Общество является непосредственно распространителем (вещателем) СМИ "Телекомпания КАНАЛ 5+", но не производит (не выпускает в свет/эфир) каких-либо СМИ.
При этих условиях суд пришел к правильному выводу о том, что на заявителя не распространяются положения пункта 7 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и, соответственно, он не вправе претендовать на включение в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации.
Указанный вывод содержится и в ответе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 28.10.2011 N 01-22975 на запрос Управления от 24.10.2011 N 02547-04/21, представленном в суд апелляционной инстанции.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления по внесению Общества в соответствующий реестр страхователей не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства и противоречащим фактическим обстоятельствам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.08.2011 по делу N А79-2664/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мелодия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2664/2011
Истец: ООО "Мелодия"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5615/11