г. Хабаровск |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А37-616/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Головниной Е.Н., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": не явились;
от Муниципального образования "Город Магадан" в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования "Город Магадан" в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана на решение от 27.06.2013 по делу N А37-616/2013 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Головченко В.В.
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
к Муниципальному образованию "Город Магадан" в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана
о взыскании 597 112 руб. 45 коп.
третье лицо: Муниципальное образование "Город Магадан" в лице Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Магадан" в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (далее - Департамент ЖКХ) о взыскании убытков, возникших в связи с поставкой тепловой энергии в пустующие жилые помещения муниципального жилого фонда муниципального образования "город Магадан" в размере 597 112 руб. 45 коп. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Магадан" в лице Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана (далее - Управление по учету жилой площади).
Решением от 27.06.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, МО "Город Магадан" в лице Департамента ЖКХ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а также не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считал установленными.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
ОАО "Магаданэнерго" представило отзыв на жалобу, в котором по заявленным доводам возражает, указывая на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, просит оставить его в силе.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
ОАО "Магаданэнерго", на основании постановления мэра города Магадана от 22.06.2004 N 1180, является энергоснабжающей организацией и осуществляет теплоснабжение муниципального жилищного фонда, а так же поставку и сбыт теплоэнергии абонентам (потребителям), расположенным в городе Магадане.
Так, истец осуществил теплоснабжение жилых помещений в городе Магадане, являющихся объектами муниципального жилищного фонда, не заселенного в установленном порядке, но подключенного к системе теплоснабжения.
В результате поставки тепловой энергии в пустующие жилые помещения, истец понес следующие расходы:
- ул. Билибина, д. 6, ком. 40 за период с 23.07.2011 по 31.12.2011 в размере 9 072 руб. 85 коп.;
- ул. Вострецова, д. 6, кв. 27 за период с 18.11.2011 по 31.12.2011 в размере 4 043 руб. 75 коп.;
- ул. Вострецова, д. 2, корп. 25, кв. 12 за период с 08.04.2010 по 31.12.2011 в размере 51 737 руб. 33 коп.;
- пр. К. Маркса, д. 11, корп. А, кв. 8 за период с 08.04.2010 по 31.12.2011 в размере 95 701 руб. 16 коп.;
- Колымское шоссе, д. 13, кв. 21 за период с 13.04.2011 по 05.12.2011 в размере 21 388 руб. 26 коп.;
- Колымское шоссе, д. 13, кв. 16 за период с 13.04.2011 по 31.12.2011 в размере 39 743 руб. 27 коп.;
- ул. Кольцевая, д. 52, корп. А, секция 10, ком. 1, 2 за период с 08.04.2010 по 27.10.2010 в размере 20 362 руб. 07 коп.;
- ул. Колымская, д. 10, корп. В, ком. 28 за период с 15.09.2011 по 31.12.2011 в размере 19 327 руб. 76 коп.;
- Марчеканское шоссе, д. 38, корп. А, ком. 30 за период с 08.04.2010 по 12.09.2010 в размере 9 458 руб. 05 коп.;
- Марчеканское шоссе, д. 34, корп. 1, кв. 8, ком. 3 за период с 08.04.2010 по 31.12.2011 в размере 40 123 руб. 43 коп.;
- Марчеканское шоссе, д. 18, кв. 2 за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в размере 34 043 руб. 16 коп.;
- ул. Попова, д. 3, корп. 2, секция 404-411, 414-419, ком. 410 за период с 08.04.2010 по 05.07.2011 в размере 24 090 руб. 56 коп.;
- ул. Пролетарская, д. 75, кв. 21, ком. 2 за период с 08.04.2010 по 31.12.2011 в размере 38 481 руб. 19 коп.;
- ул. Пролетарская, д. 78, ком. 60 за период с 08.04.2010 по 31.12.2011 в размере 38 449 руб. 10 коп.;
- ул. Пролетарская, д. 112, кв. 20 за период с 01.09.2011 по 31.12.2011 в размере 7 920 руб. 36 коп.;
- ул. Транспортная, д. 19, ком. 8 за период с 08.04.2010 по 31.12.2011 в размере 57 914 руб. 85 коп.;
- ул. Энергостроителей, д. 3, кв. 5 за период с 14.09.2011 по 31.12.2011 в размере 9 964 руб. 30 коп.;
- ул. Энергостроителей, д. 8, кв. 14 за период с 18.11.2010 по 31.12.2011 в размере 36 833 руб. 48 коп.;
- ул. Якутская, д. 66, корп. А, кв. 3 за период с 16.04.2010 по 31.12.2011 в размере 38 457 руб. 52 коп.
Оплата за отпущенные коммунальные услуги (отопление) собственником помещений - МО "Город Магадан" в лице Департамента ЖКХ не производилась, в связи с чем у истца возникли убытки в общей сумме 597 112 руб. 45 коп. (с учетом уточнений).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Магаданэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности представленными доказательствами.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещении причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).
Спорные правоотношения возникли в связи с потреблением тепловой энергии.
Согласно статье 539 ГК РФ оплата принятой энергии является одной из основных обязанностей абонента (покупателя).
В силу положений статьи 544 ГК РФ, применимых к спору в силу правил статьи 548 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Материалами дела (выписками из реестра муниципального имущества, письмами мэрии города Магадана, справками ЗАГСа, договорами найма жилых помещений) подтверждается, что жилой фонд муниципального образования "город Магадан" находится в муниципальной собственности, передан проживающим в нем гражданам по договорам найма. При этом, часть жилого фонда, отапливаемого истцом, не заселена.
В связи с этим, суд приходит к выводу о наличии у Муниципального образования "город Магадан" в лице Департамента ЖКХ обязанности по оплате оказанных ОАО "Магаданэнерго" услуг теплоснабжения.
Стоимость услуг по отоплению пустующего жилья произведена истцом расчетным путем, исходя из норматива потребления коммунальной услуги "отопление", установленной на 2010, 2011 годы за 1 кв.м, площади каждой пустующей квартиры, с применением тарифов на тепловую энергию, отпускаемую истцом, утвержденных приказами Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области за соответствующий период, в течение которого жилые помещения не были заселены и признается судом обоснованным. Представленный расчет судом проверен и признан правильным.
Таким образом, заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает на неправомерное начисление ему задолженности по потребленным услугам теплоэнергии в общей сумме 171 529 руб. 05 коп. по квартирам, находящимся в городе Магадан по следующим адресам:
- ул. Вострецова, д. 2, корп. 25, кв. 12;
- ул. Попова, д. 3, корп. 2 (секция 404-411, 414-419, ком. 410);
- пр. К. Маркса, д. 11, корп. А, кв. 8,
поскольку данные жилые помещения в спорный период не находились в муниципальной собственности.
Однако указанные доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В отношении жилого помещения по адресу: ул. Вострецова, д. 2, корп. 25, кв. 12 установлено, что данная квартира была предоставлена с 10.10.1995 на основании выданного ордера в пользование Акуловой К.А., которая умерла в 2003 году (запись акта o смерти N 835 от 12.09.2003).
Согласно справке с места регистрации Муниципального бюджетного учреждения "Горжилсервис", внучка Акуловой К.А. - Акулова Е.П. была зарегистрирована по данному адресу с 2001 по 2007 годы.
Между тем, в материалы дела не предоставлен договор социального найма указанной квартиры, заключенный с Акуловой К.А., в котором, в том числе указан и член семьи нанимателя - Акулова Е.П.
Как следует из обстоятельств, установленных определением Магаданского городского суда от 29.08.2012 по делу N 2-4251/2012, Акулова Е.П. в связи с осуждением к лишению свободы, с 01.02.2007 по 30.06.2012 коммунальными услугами не пользовалась. Кроме того, она не является нанимателем указанного помещения.
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают (в том числе) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Однако основания возникновения у Акуловой Е.П. жилищных прав и обязанностей, закрепленных статьей 10 ЖК РФ, на указанную квартиру в спорный период времени с 08.04.2010 по 31.12.2011, отсутствуют.
Следовательно, указанное жилое помещение с 08.04.2010 находилось в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Исходя из содержания статей 65, 153, 155 ЖК РФ, органы местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда наделены функциями наймодателя.
В связи с этим, с учетом общих положений гражданского законодательства о возложении на собственника бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ), а также положений части 3 статьи 153 ЖК РФ, предусматривающей, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица, ответственным за оплату названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах.
В этой связи требования истца в отношении данной квартиры удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Аналогичная ситуация имеется в отношении жилого помещения по адресу: ул. Попова, д. 3, корп. 2 (секция 404-411, 414-419, ком. 410), поскольку договор социального найма с нанимателем Любашевским М.А. заключен только с 06.07.2011.
Указанные обстоятельства установлены решением Магаданского городского суда от 10.10.2012 по делу N 2-1426/4-2012, в соответствии с которым Любашевский М.А. является нанимателем с 06.07.2011 и не проживал по указанному адресу до 05.07.2011.
В этой связи отсутствуют основания для освобождения ответчика от исполнения своих обязанностей по оплате потребленного коммунального ресурса в период с 08.04.2010 по 05.07.2011.
Следовательно, требования истца в этой части удовлетворены судом правомерно.
Что касается жилого помещения по адресу: пр. К. Маркса, д. 11, корп. А, кв. 8, то согласно Постановлению мэра города Магадана от 28.07.2000 N 1798 "Об утверждении актов межведомственной комиссии", жилой дом по указанному адресу признан непригодным для постоянного проживания, требующим производства капитального ремонта с расселением жильцов.
В связи с признанием указанного дома непригодным для постоянного проживания, гражданке Кругловой З.В. на основании Постановления мэра города Магадана от 24.10.2007 N 2635 органом местного самоуправления предоставлена двухкомнатная квартира из маневренного жилого фонда по адресу: ул. Дзержинского д. 22, кв. 2
Договор найма жилого помещения маневренного фонда с Крупновой З.В. заключен 04.03.2009. С указанной даты у Крупновой З.В. возникли жилищные права и обязанности, в том числе и по оплате коммунальных услуг, в отношении данного жилого помещения.
Соответственно, расходы по оплате тепловой энергии в отношении жилого помещения, признанного непригодным для постоянного проживания, относятся на орган местного самоуправления - Муниципальное образование "город Магадан" в лице департамента ЖКХ.
Таким образом, заявленные ответчиком доводы опровергаются материалами дела, и суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков в сумме 597 112 руб. 45 коп.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 27.06.2013 по делу N А37-616/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-616/2013
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
Ответчик: МО "Город Магадан" в лице Департамента ЖКХ и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, Муниципальное образование "Город Магадан" в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана
Третье лицо: МО "Город Магадан" в лице Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана, Муниципальное образование "Город Магадан" в лице Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана