город Ростов-на-Дону |
|
02 октября 2013 г. |
дело N А53-29415/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону: представитель Несенова Е.В. по доверенности от 10.01.2013;
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: представитель Лизунова Н.И. по доверенности от 23.09.2013, Василькин Е.Е. по доверенности от 23.09.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2013 по делу N А53-29415/2012, принятое судьей Мезиновой Э.П. по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о взыскании недоимки, пени и штрафов
УСТАНОВИЛ:
ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону ( далее- Управление, заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с Государственной жилищной инспекции Ростовской области ( далее - Инспекция, ответчик) недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 241 994 руб., недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 28 571 руб., недоимки на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 14 881 руб., недоимки на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в размере 27 056 руб. пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 13 817 руб. 38 коп., пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 91 руб. 75 коп., пени в ФФОМС в размере 714 руб. 37 коп., пени в ТФОМС в размере 732 руб. 80 коп. и штрафов на страховую часть трудовой пенсии в размере 48 398 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 5 715 руб., в ФФОМС в размере 2 976 руб. и ТФОМС в размере 5 411 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2013 в заявленных требованиях отказано. Судебный акт мотивирован тем, что страховые взносы во внебюджетные фонды не начисляются на выплаты, носящие компенсационный характер, в связи с чем отсутствуют основания для включения сумм ежегодной компенсации на лечение, на довольствие, материальной помощи в объект обложения страховыми взносами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требования во взыскании недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 106626 руб., образовавшейся в результате не включения в базу для начисления страховых взносов суммы материальной помощи, пени в размере 5280,40 руб., штрафа в сумме 21325,00 руб. и принять по делу новый судебный акт, которым будут удовлетворены заявленные исковые требования.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Инспекции не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений против пересмотра решения только в обжалуемой части не поступило.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением ГУ УПФР в Кировском районе г. Ростова-на-Дону от 27.03.2012 N 11 Комиссии предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 270 565 руб., пени по в размере 13 909 руб. 13 коп.. и штрафы в размере 54 113 руб. Недоимка начислена в связи с занижением базы для исчисления страховых взносов на сумму дохода, полученного в виде компенсации на питание и лечение работникам, а также в виде материальной помощи пропорционально отработанному времени.
14.05.2012 г. ГУ ОПФ по Ростовской области протоколом N 71 отменило решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 11 от 27.03.2011, в части уменьшения страховых взносов.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону с учетом изменений решения N 11 выставило в адрес Комиссии требование N 7105740065726 об уплате по страховым взносам недоимки, пени, штрафов на общую сумму 390 358 руб. 30 коп. в срок до 31.05.2012.
Требование Инспекцией оставлено без исполнения, что и послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статьей 1 ФЗ "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 г N 184-ФЗ закреплены принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, финансируется за счет средств бюджета Ростовской области в соответствии с Областным законом "Об областном бюджете на финансовый год".
Финансирование и выплаты денежного содержания и иных выплат, связанных с прохождением государственной гражданской службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-Фз, областными законами от 26.07.2005 г. N 344-ЗС "О государственной гражданской службе Ростовской области", от 07.08.200 г. N 92-ЗС "О денежном содержании государственных служащих Ростовской области и лиц, замещающих государственные должности Ростовской области", от 10.12.2010 г. N 538-ЗС "О денежном содержании государственных служащих Ростовской области".
В соответствии со ст. 15 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005 г. N 344-ЗС "О государственной гражданской службе Ростовской области" денежное содержание государственного гражданского служащего состоит из месячного оклада и оклада за классный чин, которые составляют оклад денежного содержания гражданского служащего, а также ежемесячных дополнительных выплат.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (пункт 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что выплата материальной помощи в размере более 4000,00 руб., не поименованная в ст.9 Закона N 212-ФЗ, не является компенсацией, следовательно, должна быть с включена в объект обложения страховыми взносами.
Пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы не начисляются на суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.
Кроме того, согласно пункту 11 части 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ и подпункту 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.
Пунктом 2 статьи 19 Областного закона Ростовской области от 22.01.1997 N 35-ЗС (ред. от 27.07.2007) "О государственной службе Ростовской области" (утратил силу с 01 апреля 2011 г.) было установлено, что государственному служащему области выплачивается материальная помощь ежемесячно в размере пятидесяти процентов денежного содержания государственного служащего, исчисленного без учета премий по результатам работы.
Судебная коллегия приходит к выводу, что материальная помощь выплачивается лицам, имеющим статус гражданского служащего, производится в течение всего периода гражданской службы.
Указанная выплата социального характера не является стимулирующей, не зависит от классного чина, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрена в качестве денежного содержания государственного служащего.
Таким образом, эти выплата не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Свою позицию суд апелляционной инстанции основывает на позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что страховые взносы во внебюджетные фонды не начисляются на выплаты, носящие компенсационный характер, в связи с чем отсутствуют основания для включения сумм материальной помощи в объект обложения страховыми взносами.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2013 по делу N А53-29415/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29415/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова - на - Дону
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ростовской области