г. Томск |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А27-5104/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.
судей Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Кривошеева А.С. по доверенности от 21.11.2012 (на 3 года)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 18 июня 2013 года по делу N А27-5104/2013 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал" (ОГРН 1084205004290 ИНН 4205151093) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, г. Кемерово,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093 (далее - ООО "Топкинский водоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области), выразившегося в не-проведении проверки соблюдения пользователем недр ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) (далее также ООО "Топкинский водоканал" 719) требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, условий недропользования, содержащихся в лицензиях, а также установленного порядка представления государственной отчетности; обязании провести проверку соблюдения заявителем требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, условий недропользования, содержащихся в лицензиях серии КЕМ 01441 ВЭ, КЕМ 01442 ВЭ, лицензионных соглашениях и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также установленного порядка представления государственной отчетности.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 июня 2013 года заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "Топкинский водоканал" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что основания для проведения внеплановой проверки Общества отсутствовали, поскольку оно не осуществляет фактическое пользование недрами и не создает угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде;
- суд необоснованно указал в решении, что заявитель не привел норм права, нарушенных административным органом;
- ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719), являясь владельцем лицензий на пользование недрами "Стрелинский", "Бойцовский", "Цемзаводской" Кемеровской области и "Сломинский" Кемеровской области, не выполняет обязанностей, установленных законом и лицензией; несоблюдение владельцем лицензии лицензионных требований и положений закона в данной области ставит под угрозу причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде; для данного населенного пункта спорные скважины являются единственным источником водоснабжения;
- поскольку лицензия на определенный участок недр может быть выдана лишь одному обладателю, а вторая лицензия на тот же участок не выдается, получение лицензии другим лицом, фактически пользующимся недрами, является невозможным; напрямую затрагиваются права заявителя бездействием Росприроднадзора.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении, сослалась на нахождении заявителя в тупиковой ситуации, согласно которой организации приходится осуществлять деятельность, отказаться от которой невозможно в силу необходимости обеспечения граждан водоснабжением, вместе с тем, вынуждены нарушать действующее законодательство, поскольку получить лицензию оказалось невозможным, в связи с чем заявитель и его должностные лица подвергаются наказанию.
Управление Росприроднадзора по Кемеровской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, поскольку ООО "Топкинский водоканал"719 не осуществляет никакую деятельность; Росприроднадзор обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицами, осуществляющими пользование недрами.
Судебное разбирательство на основании ст. 158 АПК РФ в целях более полного и всестороннего исследования материалов дела откладывалось для оформления письменно апеллянтом устных доводов, не нашедших отражения в жалобе, с представлением соответствующих доказательств, Управлению Росприроднадзора предложено представить в случае возникновения дополнительных пояснений с учетом представленных апеллянтом дополнений к апелляционной жалобе мотивированный отзыв.
После отложения судебного заседания от апеллянта в адрес суда представлены дополнения к апелляционной жалобе с приложением документов в обоснование своей позиции согласно определения суда апелляционной инстанции с доказательством их вручения административному органу. От Управления в материалы дела не поступило после отложения каких-либо дополнительных пояснений, возражений или иных документов.
В порядке ч. 2 ст. 268 АПК РФ в целях более полного и всестороннего рассмотрения дела дополнения к апелляционной жалобе и представленные с ними документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.02.2012 г. между ООО "СибДорСтрой" и ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4205151093) заключен договор N 36 аренды имущества, по условиям которого арендодатель представляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты недвижимости (артезианские скважины, водонапорные башни и т.д.). Эксплуатация преданных по договору объектов требует наличия лицензии на пользование недрами.
Заявитель подготовил необходимый пакет документов для получения лицензии на соответствующие участки недр. 03.10.2012 г. Общество обратилось в Кузбасснедра с заявлением о выдаче лицензий на следующие участки недр: "Стрелинский", "Бойцовский", "Цемзаводской" Кемеровской области и "Сломинский" Кемеровской области.
Управлением по недропользованию по Кемеровской области решениями от 29.10.2012 г. N 13-5/3475 и N 13-5/3476 материалы Общества возвращены в адрес заявителя без рассмотрения. Основанием для возвращения материалов и оставления заявок без рассмотрения явилось нахождение данных участков недр в распределенном фонде, наличие другого пользователя у этих участков ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) и несданных лицензий на право пользования данными участками, включая добычу подземных вод для водоснабжения.
Заявитель обратился в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области с заявлением о проведении проверки соблюдения установленных правил пользования недрами и условий лицензий серия КЕМ 01441 ВЭ, КЕМ 01442 ВЭ ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) и в случае установления нарушений, вынесения представления о досрочном прекращении права пользования участками недр - лицензий серия КЕМ 01441 ВЭ, КЕМ 01442 ВЭ.
Обществом получен ответ Управления Росприроднадзора по Кемеровской области N 13-5/167 (л.д.17), из которого следует, что в ходе проведения внеплановой проверки в период с 30.07.2012 г. по 06.08.2012 г. установлено, что ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) не осуществляет деятельность по добыче подземных вод, что подтверждается соглашением о расторжении договора аренды N 0610 от 01.06.2010 г., договором аренды от 13.02.2012 г., следовательно, ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) не может быть проверено.
Полагая, что бездействие Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, выразившееся в непроведении проверки является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не представил доказательств незаконности бездействия Управления Росприроднадзора по Кемеровской области и нарушения ими прав и законных интересов Общества.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции необоснованными, исходит из установленных судом фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах").
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах").
Статьей 12 Закона N 2395-1 установлено содержание лицензии на пользование недрами и предусмотрено, что условия пользования недрами, указанные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии со статьями 4,5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и п. 2,4 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196, на Росприроднадзор и его территориальные органы возложены функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В рамках выполнения данных функций Росприроднадзор обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми пользователями недр, требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах, стандартов, норм, правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами.
Указанные надзорные полномочия Росприроднадзор реализует посредством проведения проверок недропользователей.
В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами.
В соответствии с п. 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностные лица органа государственного надзора, при проведении проверки обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 2 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Согласно пп. "а" п. 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного надзора обращений и заявлений юридических лиц о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичная норма содержится в п. 38 Административного регламента Росприроднадзора, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196, согласно которого основаниями для принятия решения о проведении внеплановой проверки являются:
2) поступление в Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 105 Административного регламента материалы проверок, проведенных территориальными органами Росприроднадзора, в ходе которых выявлены нарушения условий пользования недрами, являющиеся основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр, направляются в Росприроднадзор в целях направления указанных материалов в Роснедра с представлением о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр.
По мнению заявителя, в связи с тем, что на Росприроднадзор возложены полномочия по государственному надзору за геологическим изучением, рациональному использованием и охраной недр, которые Росприроднадзор реализует, в том числе, посредством проведения внеплановых проверок недропользователей, принимая во внимание, что Общество обратилось к административному органу с заявлением с указанием фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что, с позиции заявителя, должно повлечь проведение внеплановой проверки в силу вышеприведенных норм законодательства, непроведение данной проверки является, по мнению Общества, незаконным бездействием.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не привел норм права, нарушенных административным орган, необоснованным.
При этом, обращаясь с соответствующим заявлением в Росприроднадзор, а равно с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным бездействия административного органа, Общество указало, что имеются законные основания проведения проверки ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) - заявление юридического лица о факте возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Суд первой инстанции, делая вывод об отсутствии указанной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, исходил из того, что Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с 30.07.2012 г. по 06.08.2012 г. установлено, что ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) не осуществляет деятельность по добыче подземных вод, что подтверждается соглашением о расторжении договора аренды N 0610 от 01.06.2010 г., договором N 36 от 13.02.2012 г., по которым ООО "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) переданы ранее во временной пользование объекты недвижимости (артезианские скважины, водонапорные башни и т.д.), в связи с чем суд первой инстанции признал обоснованной позицию ответчика о том, что основания проверки отсутствуют ввиду отсутствия возникновения угрозы бездействием юридического лица (Топкинский водоканал 719).
Указанные выводы суда первой инстанции и позиция административного органа об отсутствии возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, суд апелляционной инстанции считает необоснованными.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 N 592-0-0 указано, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. При этом одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Установление целью лицензирования предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан связано с закреплением в ст. ст. 17, 18 Конституции РФ положений о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Конституцией РФ в ст. 42 закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается деятельность государства, осуществляемая через федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные и иные некоммерческие объединения, юридические и физические лица, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Таким образом, закрепление в законе указанных целей лицензирования ведет к укреплению гарантий государства по защите прав и законных интересов человека, безопасности страны.
Следовательно, обеспечение целей лицензирования осуществляется за счет выполнения организацией - владельцем лицензии лицензионных требований, установленных в лицензии (дополнительном соглашении к ней), а также требований закона. Несоблюдение владельцем лицензии лицензионных требований и положений закона в данной области ставит под угрозу причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В силу статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить, в частности:
-соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
- ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;
-представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;
-безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
-соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719 является владельцем лицензий на пользование недрами на участках недр "Стрелинский", "Бойцовский", "Цемзаводской", "Соломинский" Кемеровской области в местах расположения водозаборных скважин, используемых с целью добычи подземных вод для осуществления хозяйственно-бытовое водоснабжение города Топки.
Данные участки недр, на которых располагаются скважины, являются объектами жизнеобеспечения, источниками водоснабжения населения города Топки, детских, медицинских и других социально значимых объектов всего города.
Для данного населенного пункта данные скважины (участки недр) являются единственным источником водоснабжения (л.д.76 т. 1 ).
ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719, прекратив осуществление деятельности по пользованию указанными участками недр, однако по прежнему пользуясь лицензиями, не выполняет обязанностей установленных законом и лицензией (не обеспечивает безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами пользователем которых оно является в силу закона, не обеспечивает соблюдения утвержденных правил охраны недр от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, не обеспечивает ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами, представления геологической информации в фонды геологической информации и т.д.), тем самым создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Так, не обеспечение надлежащей охраны недр и безопасного их использования, в том числе при их эксплуатации сторонней организацией, может повлечь изъятия из недр воды с превышением допустимых объемов, с нарушением технологии и прочим, что может повлечь разрушение, приведение в негодность недра для дальнейшей их эксплуатации, и полностью лишит источника водоснабжения (жизнеобеспечения) данный населенный пункт. Не выполнение обществом обязанностей лицензиата может привести к подъему воды ненадлежащего качества, попаданию в поднимаемую из недр питьевую воду бактерий и других посторонних веществ и предметов, что ставит под угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения города Топки, причинения вреда окружающей среде.
Тогда как, в соответствии с ответом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области от 20.09.2013 N 05-119/813, ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719 не предоставляло отчетность как пользователем недр за 2012 год по форме N 1-водопровод и форме 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежей" (Приказ Росстата от 09.08.2012 N 441 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой").
В соответствии с ответом Администрации Топкинского муниципального района от 12.09.2013 г. N 18/35-651, ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719 не предоставляло отчетность как пользователем недр в период 2012 - 2013 год о показателях оценки эффективности управления органов исполнительной власти.
В соответствии с ответом Отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского БВУ от 10.09.2013 N 10-31/1160-н на запрос, ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719 не предоставляло сведений по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды за 2012 год" (Приказ Росстата от 19.10.2009 N 230 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды"). Указанные сведения предоставлялись другим юридическим лицом - ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093.
Не предоставление отчетности безусловно свидетельствует о невыполнении ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719 обязанностей недропользователя.
Таким образом, общество по прежнему, в силу статьи 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", является пользователем недр, оно обязано выполнять возложенные на него обязанности, в том числе по обеспечению рационального использования, контроля за состоянием, охране недр и прочие обязанности, установленные для реализации цели лицензирования (предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде и пр.). Поскольку указанные недра являются источником питьевого водоснабжения, жизнеобеспечения всего города Топки, неисполнение пользователем недр - ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719 возложенных на него обязанностей и условий лицензий, безусловно ставит под угрозу причинения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде.
Поскольку лицензия на определенный участок недр может быть выдана лишь одному обладателю и вторая лицензия на тот же участок не выдается, то получение лицензии другим юридическим лицом, фактически пользующимся недрами - ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093, является невозможным, а значит невозможно обеспечить надлежащее и рациональное использование недр, что влечет возникновение угрозы причинения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде. При этом, судом апелляционной инстанции учитывается, что указанные участки недр имеют социальное, жизненно важное значение.
Согласно пункту 105 Административного регламента Росприроднадзора, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 материалы проверок, проведенных территориальными органами Росприроднадзора, в ходе которых выявлены нарушения условий пользования недрами, являющиеся основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр, направляются в Росприроднадзор в целях направления указанных материалов в Роснедра с представлением о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр.
При этом Роснедра вправе досрочно отозвать лицензию только при наличии представления Росприроднадзора с указанием нарушений выявленных последним в ходе проверки недропользователя. Самостоятельно Роснедра проверку недропользователя проводить не могут, ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
Заявитель обращался в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), которое в письме от 10.07.2013 года N ЕК-03-37/7647 сообщило о том, что владелец лицензии добровольно не отказался от нее, представление Росприроднадзора о досрочном прекращении права пользования недрами в Роснедра не поступила, других оснований для досрочного отзыва лицензии нет.
Кроме того, Росприроднадзор отказывая в проведении проверки заявителю, при этом направил обращение от 23.04.2013 г. N 13-1/2355 в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, в котором указал на необходимость досрочного прекращения права пользования недрами.
В связи с чем на основании имеющегося в материалах дела и представленного в суд первой инстанции письма (л.д.80 т.1), административный орган сам признает и указывает, что в Кузбасснедра создалась тупиковая ситуация по выдаче лицензии ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093 из - за того, что ООО "Топкинский водоканал" 719 не сдает лицензии добровольно, проверить данное предприятие возможности нет, в связи с чем предложено досрочно прекратить права пользования недрами по выданным лицензиям ООО "Топкинский водоканал" 719, поскольку основное назначение лицензий не осуществляет и не выполняет существенные условия лицензий.
В связи с чем административный орган признает факт нарушений со стороны ООО "Топкинский водоканал" 719, однако в данном случае до проведения проверки недропользователя самим Росприроднадзором и выявления нарушений допущенных недропользователем отзыв лицензии полагает не возможным.
Указанная позиция и ситуация, по мнению суда апелляционной инстанции, недопустимы с учетом установления факта наличия угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, а равно принимая во внимание социальную значимость осуществляемой заявителем деятельности по обеспечению водоснабжением целого населенного пункта.
При таких обстоятельствах заявитель ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093 вынужден осуществлять пользование указанными недрами без лицензии, что в силу закона недопустимо.
Угроза жизни и здоровью населения как раз и заключается в том, что то лицо, которое обязано соблюдать лицензионные требования, проводить необходимый объем работ и сдавать соответствующую отчетность, ничего не делает (бездействует), а юридическое лицо, фактически осуществляющее добычу подземных вод, делает это в нарушение закона - без лицензии, то есть без установленных требований, которые в такой ситуации могут и не выполняться, поскольку не вменяются лицу как не имеющему на то лицензии, что при том характере осуществляемой заявителем деятельности по водоснабжению населенного пункта, непосредственно связанной с жизнью и здоровьем граждан, не может быть признано разумным, допустимым и законным.
При этом, за осуществление деятельности по пользованию недрами без лицензии ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093 было привлечено Росприроднадзором к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 000 рублей. Однако решением арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-16441/2012, оставленным в силе вышестоящими инстанциями, решение Росприроднадзора было отменено, суд указал на осуществление безлицензионной деятельности в состоянии крайней необходимости.
Кроме того, в связи с осуществлением ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093 деятельности по пользованию недрами без лицензии, возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ, по которому в качестве обвиняемого привлечен бывший руководитель ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093 Корчебный А.Г.
ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093 обращалось за получением лицензии в Роснедра, где был получен отказ. Отказ Роснедр в выдаче лицензии ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4205151093 обжаловался заявителем, однако был признан законным решением арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-1038/2013, в связи с тем, что две лицензии на один участок недр не выдается.
Заявитель также обращался в Кемеровскую межрайонную природоохранную прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования и вынести Росприроднадзору представление о проведении проверки деятельности недропользователя ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719, однако также получил отказ.
При изложенных обстоятельствах в настоящее время единственным законным основанием для досрочного отзыва лицензии ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719 на указанные участки недр может послужить выявление Росприроднадзором в ходе проверки недропользователя допущенных им нарушений закона или лицензионного соглашения. Установить, допущены ли ООО "Топкинский водоканал" ИНН 4229007719 нарушения закона и условия лицензий, может только Росприроднадзор по Кемеровской области, в обязанности которого входит выполнение данных надзорных функций.
В связи с чем вывод суда первой инстанции о не нарушении прав и законных интересов заявителя суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при изложенных выше положениях закона и фактических обстоятельствах у административного органа имелись законные основания для проведения внеплановой проверки лицензиата при наличии на то заявления юридического лица со ссылкой на факты возникновения угрозы жизни и здоровью населения и окружающей среде, бездействие которого свидетельствует о неисполнении возложенных на него законом контрольных полномочий.
При этом, ссылка Управления Росприроднадзора в отзыве на апелляционную жалобу о том, что ООО Топкинский водоканал 719 не осуществляет деятельность, в связи с чем не является пользователем недр, что исключает возможность его проверить, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной. ООО Топкинский водоканал 719 по-прежнему продолжает оставаться владельцем лицензий, в связи с чем является пользователем недр, поскольку в силу ст. 9 Закона "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, тогда как спорные лицензии являются действующими, не отозваны, не сданы.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 110 АПК РФ, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117, государственная пошлина по первой и апелляционной инстанции подлежит взысканию с Управления Росприроднадзора в федеральный бюджет в связи с удовлетворением заявленных Обществом требований и предоставлением заявителю отсрочки по ее уплате.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 июня 2013 года по делу N А27-5104/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области, выразившееся в непроведении проверки соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, условий недропользования, содержащихся в лицензиях, а также установленного порядка представления государственной отчетности, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал" ( ИНН 4205151093).
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области провести проверку соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал" (ИНН 4229007719) требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, условий недропользования, содержащихся в лицензиях серии КЕМ 01441 ВЭ, КЕМ 01442 ВЭ, лицензионных соглашениях и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также установленного порядка представления государственной отчетности.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области в федеральный бюджет государственную пошлину по первой и апелляционной инстанции в сумме 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5104/2013
Истец: ООО "Топкинский водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области