г. Санкт-Петербург |
|
03 октября 2013 г. |
Дело N А56-68623/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: представителя Мухамедьяровой А.Ф. (доверенность от 09.01.2013),
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10140/2013) Комитета по транспорту на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2013 по делу N А56-68623/2012 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску Комитета по транспорту
к Открытому акционерному обществу "Третий парк"
о взыскании 725 000 руб.,
установил:
Комитет по транспорту (191167, Санкт-Петербург, Исполкомская улица, дом 16, литера А, ОГРН 1027810354516, далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Третий парк" (197342, Санкт-Петербург, Белоостровская улица, дом 19, ОГРН 1037832001426, далее - ответчик, перевозчик, общество) о взыскании 725 000 руб. штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2013 в удовлетворении иска отказано.
Решение обжаловано Комитетом в апелляционном порядке. По мнению Комитета, ответственность устанавливается в рамках определения порядка работы перевозчика и носит стимулирующий характер, договор не устанавливает административной ответственности. Штрафы, предусмотренные договором, взыскиваются не в рамках административного производства. Данные санкции носят договорный характер и устанавливаются исключительно как гарантия выполнения перевозчиком указанных требований, в том числе обязывают перевозчика поддерживать транспортные средства в надлежащем техническом состоянии и соблюдать установленный порядок оборота билетной продукции в рамках каждого договора. Устанавливающие ответственность нормы не противоречат действующему законодательству, так как право на определение порядка работы перевозчиков в договорах предоставлено Комитету по транспорту правительством Санкт-Петербурга в Положении "О Комитете по транспорту".
От ответчика поступил отзыв на жалобу, в котором перевозчик возразил против удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по причине отпуска судьи Старовойтовой О.Р. произведена замена в составе судей, рассматривающем дело. В связи с заменой судьи Старовойтовой О.Р. на судью Жиляеву Е.В. судебное разбирательство произведено с самого начала.
ОАО "Третий парк", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из представленных в дело доказательств, между Комитетом по транспорту правительства Санкт-Петербурга и ОАО "Третий парк" были заключены договоры: от 10.12.2010 N 10-043/001, от 10.12.2010 N 10-044/004, от 10.12.2010 N 10-045/008, от 10.12.2010 N 10-049/026, от 10.12.2010 N 10-051/028, от 10.12.2010 N 10-053/037, от 16.11.2007 N 2007-38, по условиям которых перевозчик обязался организовывать и выполнять перевозки пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок, проходящим по территории Санкт-Петербурга, перечень которых содержится в приложениях N 1 к договорам.
В период с января 2012 года по март 2012 года контролерами-ревизорами СПб ГУ "Организатор перевозок" проведены проверки соблюдения перевозчиком условий договоров. В ходе проведения проверок были выявлены следующие виды нарушений: неудовлетворительное состояние подвижного состава; продажа билетов, не вписанных в билетно-учетные листы. В подтверждение перечисленных нарушений истцом представлены в дело акты проверок.
Предъявив требования о применении к перевозчику ответственности в виде взыскания штрафов, Комитет сослался на раздел 3 договора от 16.11.2007 N 2007-38 и раздел 7 остальных договоров, которыми за перечисленные нарушения предусмотрен данный вид ответственности.
В том числе названными договорами стороны предусмотрели ответственность в виде штрафа в размере 10 000 руб. за повторное выявление за год Комитетом либо уполномоченной организацией нарушений требований к санитарному состоянию подвижного состава, а также в размере 25 000 руб. за нарушение порядка реализации проездных билетов установленного вида.
Полагая, что общество безосновательно не перечислило сумму штрафов на банковский счет Комитета по транспорту в течение 15 рабочих дней с момента направления Комитетом перевозчику копий актов проверок с указанием на выявленные нарушения договоров, истец обратился в арбитражный суд. Согласно расчету Комитета размер штрафных санкций по договорам составил 725 000 руб.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из ничтожности договоров в части, устанавливающей в качестве меры ответственности штрафы.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене в силу следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом.
В соответствии со статьями 5 - 6 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 19-4) организация работы перевозчиков производится правительством Санкт-Петербурга и уполномоченным органом, который организует для перевозчиков конкурс. По результатам этого конкурса перевозчикам предоставляется право осуществлять перевозки по каждому установленному в соответствии с названным законом маршруту регулярных перевозок. Порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами.
Согласно Положению о Комитете по транспорту, утвержденному постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 226 (далее - Положение о Комитете) Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Одна из основных задач Комитета (пункт 2.3 положения) - организация транспортного обслуживания населения Санкт-Петербурга, в том числе водным транспортом Санкт-Петербурга (за исключением проектирования, строительства и реконструкции метрополитена). К полномочиям Комитета также относится установление порядка организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок; заключение договоров с каждым перевозчиком на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком не более пяти лет; рассмотрение дел об административных правонарушениях и направление дел об административных правонарушениях мировому судье в случаях, предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга; установление перечня должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (раздел 3 положения).
Договоры с обществом Комитет заключил по результатам конкурсов, действуя в пределах полномочий, определенных Положением о Комитете.
На основании статьи 12 Закона N 19-4 перевозчики, нарушившие требования, предъявляемые к их деятельности нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", вступившим в законную силу с 01.01.2011 (далее - Закон N 273 - 70).
Согласно статье 42 Закона N 273 - 70 оказание населению услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге в случае, если отсутствует договор, а также нарушение перевозчиком условий указанного договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2012, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2013 N 78-АПГ13-5, удовлетворено требование ОАО "Третий парк" о признании частично недействующими частей 1 и 2 статьи 42 Закона N 273-70. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что нарушения, допущенные при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров наземным транспортом, относятся к нарушению лицензионных требований, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, за допущенные правонарушения общество должно нести не гражданско-правовую, а административную ответственность с соблюдением прав и обязанностей сторон, а также иных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, в силу чего не могут повлиять на результаты разрешения спора по настоящему делу, поскольку вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска соответствует действующему законодательству и правоприменительной практике по данной категории споров.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 марта 2013 года по делу N А56-68623/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68623/2012
Истец: Комитет по транспорту
Ответчик: ОАО "Третий парк"