Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2013 г. N 09АП-31163/13
г. Москва |
|
02 октября 2013 г. |
Дело N А40-171801/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Банина И.Н., судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добровольским А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2013 г. по делу N А40-171801/12,
принятое единолично судьей Золотовой Е.Н.,
по иску Муниципального унитарного предприятия города Казани "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2"
(ОГРН 1021603617133, г. Казань, ул. Крылова, д. 3)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9)
с участием Республики Татарстан в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 214.931.999 руб. 51 коп.
при участии представителей:
от истца - Зимоненко В.Б. по доверенности от 30.08.2013 г., Курбанов Д.Ф. по доверенности от 30.08.2013 г.
от ответчика - Шиляев А.П. по доверенности от 11.12.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ Муниципальное унитарное предприятие города Казани "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании убытков в виде неполученных доходов в связи с перевозкой льготных категорий граждан в сумме 214 931 999 руб. 51 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2013 г., в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Республика Татарстан в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2013 г. по делу N А40-171801/12 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчик полагает, что убытки истца возмещены в полном объеме в соответствии с нормативными актами субъекта Российской Федерации. Истец завысил расчет, произведя неправильные арифметические действия. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителей истца и ответчика, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств.
Муниципальное унитарное предприятие города Казани "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" в соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. Устава предприятия, является коммерческой организацией, осуществляющей пассажирские автобусные перевозки, пригородные, междугородние, межреспубликанские перевозки.
Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) с 01.10.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах публично-правового образования "Российская Федерация", так как осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В период 2009-2011 гг. истец во исполнение Постановлений Кабинета министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 г. N 161 и от 5 июня 2008 г. N 373 осуществлял перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого месячного социального проездного билета (ЕМСПБ) и электронного единого именного социального проездного билета.
Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с региональным и федеральным регистрами.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта Кабинет министров Республики Татарстан принял Постановление от 7 апреля 2005 г. N 161 "Об утверждении порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" устанавливает стоимость и порядок реализации льготных проездных билетов для отдельных категорий граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам.
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 5 июня 2008 г. N 373 "Об утверждении порядка предоставления электронного единого именного социального проездного билета в Республике Татарстан" устанавливает порядок предоставления льготных электронных проездных билетов для отдельных категорий граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам, а также стоимость и порядок их активации и порядок использования.
В отношении возражений Минфина России относительно необоснованности размера предъявленных к взысканию убытков апелляционным судом установлено следующее.
Общая сумма затрат истца в 2009-2011 гг. на предоставление льготы указанным категориям граждан рассчитывается исходя из следующих показателей.
Общее количество поездок, совершённых лицами, относящимися к федеральному регистру льготников, на транспорте истца - 20 279 907 поездок. Указанное количество определено истцом расчётным путём, исходя из справки (т.1, л.д. 15) и письма от 19.04.2013 г. N 252, подписанных руководителем Комитета по транспорту Исполкома муниципального образования г. Казани.
Величина провозного тарифа на городском автобусном транспорте, которая составляла в период 2009-2011 гг. 15 руб. (Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 31.07.08 N 4191, Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 28.08.09 N 7247, Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 02.12.10 N 10754).
По утверждению истца, его затраты на перевозку федеральных льготников, составили 304 198 600 руб. 91 коп. (20 279 907 поездок х 15,00 руб.).
Полученные истцом на покрытие расходов по предоставлению льготного проезда по единым месячным социальным проездным билетам для федеральных льготников компенсации из федерального бюджета в сумме 6 797 238 руб. 40 коп.
Компенсации, перечисленные истцу за счёт средств, полученных от пополнения электронного единого именного социального проездного билета в сумме 81 469 362 руб.
В результате неполной компенсации затрат истца на предоставление льготного проезда по электронным единым именным социальным проездным билетам и единым социальным билетам для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, истец понес в 2009-2011 годах убытки на общую сумму 214 931 999 руб. 51 коп. (304 198 600 руб. 91 коп. - 6 797 238 руб. 40 коп. - 82 469 363 руб.).
Представленный истцом расчет соответствует ст. 84 Бюджетного кодекса РФ и позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 2992/09 от 23 июня 2009 г.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 2 статьи 125 настоящего кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, вопреки доводу жалобы, представленный истцом расчет соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике, в том числе п.п. 16-19 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 г., Постановлению Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. N 5-П, Определению Конституционного суда РФ от 11.07.2006 г. N 353-О, ч. 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ, принятых в 2011 году по аналогичным вопросам (от 26.04.2011 N 9621/10, от 10.05.2011 N 308/11, от 25.07.2011 N 5481/11, от 17.11.2011 N 7452/10, от 06.12.2011 N 6497/10, 7116/10, 12757/10 от 23.04.2007 г. N 1476/07, от 05.02.2008 г. N 16069/07, от 05.02.2008 г. N 12479/07, от 26.05.2009 г. N 15759/08, от 23.06.2009 г. N 2992/09, от 25.01.2011 г. N 9621/10, от 26.04.2001 г. N 17828/10, от 10.05.2011 г. N 308/11, от 25.07.2011 г. N 5481/11, от 17.11.2011 г. N 7452/10, от 06.12.2011 г. N 12757/10 и N 6497/10).
Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Указанная правовая позиция высказана в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2010 г. N ВАС-2174/10.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно удовлетворил исковые требования в размере 214 931 999 руб. 51 коп.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2013 г. по делу N А40-171801/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.