г. Вологда |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А13-6175/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от ответчика Шиловой А.Ю. (удостоверение от 01.02.2013 ТО N 267380),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2013 года по делу N А13-6175/2013 (судья Киров С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (ОГРН 1026901808768; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (ОГРН 1043500095704; далее - отдел) Шиловой Анастасии Юрьевны от 29.05.2013 N 76/01 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление департамента рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2013 года по делу N А13-6175/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие вины в совершении вменяемого ему правонарушения.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения Шиловой А.Ю., исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Вологодского городского суда от 21.11.2011 по делу N 2-10909/11 на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области (далее - департамент развития МО) возложена обязанность по предоставлению Ивину Александру Николаевичу вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств областного бюджета в Тотемском муниципальном районе Вологодской области.
Выданный на основании данного решения исполнительный лист от 12.12.2011 серии ВС N 025117187 (листы дела 12-14) предъявлен взыскателем для принудительного исполнения.
Судебный пристав-исполнитель 27.12.2011 вынес постановление о возбуждении исполнительного производства N 6701/11/21/35 (лист дела 15), которым установил департаменту развития МО 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента его получения должником.
В связи с неисполнением решения суда в добровольном порядке судебным приставом-исполнителем 27.01.2012 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. (лист дела 17).
Департамент развития МО обратился в Вологодский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 21.11.2011.
Определением Вологодского городского суда от 29.02.2012 департаменту развития МО предоставлена отсрочка исполнения решения суда на 6 месяцев, то есть до 31.08.2012 (листы дела 18-19).
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 04.05.2012 размер исполнительского сбора снижен до 3750 руб. (листы дела 20-23).
Департамент развития МО повторно обратился в Вологодский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 21.11.2011, определением суда от 20.09.2012 департаменту развития МО предоставлена отсрочка исполнения решения суда на 3 месяца - до 20.12.2012.
В рамках исполнительного производства N 6701/11/21/35 судебный пристав вынес постановление от 15.10.2012 о переименовании должника -Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (лист дела 20).
Определением Вологодского городского суда от 17.01.2013 по делу N 2-10909/11 департаменту отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 21.11.2011.
В связи с неисполнением решения Вологодского городского суда судебный пристав-исполнитель направил заявителю предупреждение, в котором установил срок для исполнения решения суда до 17.05.2013, а также уведомил о привлечении к административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения должником требований исполнительного документа. Указанное предупреждение получено департаментом 12.04.2013 (лист дела 32).
Поскольку в установленный срок требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, департамент не исполнил, судебный пристав-исполнитель извещением от 16.05.2013, полученным департаментом 16.05.2013, предупредил его об истечении срока исполнения решения суда, установленного предупреждением от 12.04.2013.
По факту выявленного правонарушения судебным приставом-исполнителем 17.05.2013 составлены акт об обнаружении признаков административного правонарушения (лист дела 35) и протокол об административном правонарушении N 76/01 (листы дела 36-37).
Рассмотрев материалы административного правонарушения, начальник отдела - старший судебный пристав Шилова А.Ю. вынесла постановление от 29.05.2013 по делу N 76/01, которым департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечёт за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов.
Согласно части 1 статьи 6 Закона об исполнительном производстве и части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный для добровольного исполнения срок судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ, и определяет новый срок для исполнения (статья 105 Закона об исполнительном производстве).
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после взыскания исполнительского сбора.
В рассматриваемом случае факт неисполнения департаментом содержащегося в исполнительном листе требования о предоставлении Ивину А.Н. жилого помещения после вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Доводы подателя жалобы об отсутствии его вины во вменяемом административном правонарушении отклоняются судом апелляционной инстанции, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае доказательств невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, как и принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению департаментом в материалы дела не представлено.
Недостаточное финансирование, а также отсутствие свободных жилых помещений социального использования в жилом фонде такими обстоятельствами не являются.
Департаментом не представлено доказательств того, что им решался вопрос о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений для отдельных категорий граждан, принимались иные меры для приобретения в государственную собственность Вологодской области жилых помещений.
Ссылки подателя жалобы на осуществление работ по проведению аукциона на приобретение в жилищный фонд области однокомнатной квартиры в городе Тотьме, которую департамент намеревается предложить Ивину А.Н., а также на подготовку технического задания на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в городе Тотьме, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку выполнение данных действий не является обстоятельством, исключающим вину заявителя во вмененном ему правонарушении, а выступает лишь способом исполнения департаментом возложенной на него обязанности.
Кроме того доказательств закрепления конкретного жилого помещения за взыскателем, а также доказательств проведения торгов департаментом не представлено.
Как следует из материалов дела, иных мер, направленных на исполнение решения суда, департаментом не предпринималось.
Следовательно, у суда апелляционной инстанции нет оснований полагать, что подателем апелляционной жалобы своевременно приняты все необходимые и исчерпывающие меры, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
В рассматриваемом деле совершенное департаментом правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищные права граждан.
Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал, что исполнение решения, вынесенного судом, должно рассматриваться в качестве составной части "судебного разбирательства", поэтому неисполнение судебного акта в разумный срок признаётся нарушением статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановление Европейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации" (Burdov v. Russia), жалоба N 59498/00, § 34, ECHR 2002-III, и Постановление Европейского Суда от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece), Reports 1997-II, p. 510, § 40).
Общий срок неисполнения департаментом решения суда составил более одного года с момента возбуждения исполнительного производства. При этом в течение данного времени каких-либо подходящих вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного деяния, апелляционная коллегия приходит к выводу, что допущенное правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении департамента к установленным нормам и правилам, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. назначено департаменту в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Основания для применения к заявителю статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2013 года по делу N А13-6175/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области - без удовлетворения.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6175/2013
Истец: Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области
Ответчик: Начальник отдела-старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Шилова Анастасия Юрьевна