г. Воронеж |
|
03 октября 2013 г. |
Дело N А64-2755/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 октября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: представители не явились, надлежаще извещено;
от общества с ограниченной ответственностью "Управление отделочных работ N 6": представители не явились, надлежаще извещено;
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2013 г. по делу N А64-2755/2013 (судья Малина Е.В.) рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства, принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) к обществу с ограниченной ответственностью "Управление отделочных работ N 6" (ОГРН 1036888183342, ИНН 6832041306) о взыскании 18978,94 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление отделочных работ N 6" (далее - Общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 18978,94 руб. за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Данное дело рассматривалось Арбитражным судом Тамбовской области в порядке упрощенного производства по основаниям, предусмотренным статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2013 г. в удовлетворении заявленного требования Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как несоответствующее нормам материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2010 г., 2010 календарный год, 1 квартал 2011 г., полугодие 2011 г., 9 месяцев 2011 г., 2011 календарный год в отношении 26 застрахованных лиц являются недостоверными, т.к. были представлены без учета сумм, отраженных в пункте 2.2.1. акта проверки.
Так, Управление ссылается, что факт недостоверности сведений в данном случае не мог быть выявлен при приемке индивидуальных сведений, а был выявлен в результате представленных обществом на проверку документов, на основании которых и была установлена недостоверность представленных сведений. Указанные сведения исследованы только в ходе выездной проверки.
По мнению Управления, приведенные обстоятельства свидетельствуют о представлении Обществом неполных и недостоверных индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, в связи с этим правомерно применялись штрафные санкции в размере 10 % от суммы страховых взносов, причитающихся к уплате в Пенсионный фонд.
В судебное заседание не явились Управление и Общество, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области и ООО "УОР-6".
Изучив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) ООО "УОР-6" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г., результаты которой оформлены актом N 0790250000620 от 10.08.2012 г.
По результатам проведенной проверки Пенсионным фондом принято решение N 079 025 12 РВ 0000166 от 12.09.2012 г. о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в размере 4532,69 руб.
Кроме того, данным решением страхователю начислены пени в сумме 3446,56 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19666,39 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2997,04 руб. Страхователю также предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений персонифицированного учета за 2010 г. -2011 г. по выявленному в ходе проверки нарушению.
Указанной проверкой выявлено занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, допущенное вследствие неправомерного завышения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами за 2010 г. - 2011 г. в общей сумме 121986,38 руб., а именно: страхователь исключил из объекта начисления страховыми взносами компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работников, выплату работнику - донору за день сдачи крови и предоставляемый в связи с этим дополнительный день отдыха, суммы материальной помощи работникам, в размере превышающим 4000 руб., за календарный год, а также выплату суточных за однодневные командировки. В результате указанных нарушений Обществу Пенсионным фондом, в том числе доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 19666,39 руб.
Во исполнение состоявшегося решения Пенсионного фонда страхователем 21.11.2012 г. посредством телекоммуникационных каналов связи были представлены корректирующие сведения индивидуального персонифицированного учета за полугодие 2010 г., 2010 календарный год, 1 квартал 2011 г., полугодие 2011 г., 9 месяцев 2011 г., 2011 календарный год.
Данными корректировками были уточнены размеры страховых взносов, подлежащих фактической уплате с учетом доначислений по выездной налоговой проверке, в отношении следующих застрахованных лиц: Курчакова В.И., Ломакина В.Н., Уткина И.М., Урусовой В.А., Маркиной О.А., Зайцевой Л.Д., Колмыковой Г.И., Субботиной Е.В., Селивановой Ю.А., Афанасьевой Л.И., Ерофеевой В.В., Кисляковой С.А., Филиппова А.В., Проскуряковой Н.С., Ильицкой Л.И., Солодкого А.Э., Васильева Э.В., Захаровой Т.В., Мкртумова А.Ю., Викторова А.Н., Великоцкого О.Н., Плутанова М.В., Постульгиной Е.Е., Ханина А.А., Проскуряковой Н.С., Решетова Е.Б.
По результатам проверки представленных страхователем корректирующих сведений индивидуального персонифицированного учета за полугодие 2010 г., 2010 календарный год, 1 квартал 2011 г., полугодие 2011 г., 9 месяцев 2011 г., 2011 календарный год Фондом было установлено, что по сравнению с первоначально представленными сведениями корректировки за данные периоды времени содержат признаки недостоверности в отношении перечисленных выше застрахованных лиц, о чем составлен акт N 10046/10046 от 10.12.2012 г.
По результатам рассмотрения акта, Пенсионным фондом вынесено решение N 6203/6203 от 23.01.2013 г. о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде финансовой санкции в размере 10 процентов причитающихся за полугодие 2010 г., 2010 календарный год, 1 квартал 2011 г., полугодие 2011 г., 9 месяцев 2011 г., 2011 календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 18 978,94 руб.
На основании указанного решения в адрес ООО "УОР-6" выставлено требование от 27.02.2013 г. N 5626/5626 об уплате штрафа в размере 18978,94 руб. в добровольном порядке в срок до 16.03.2013 г.
Неисполнение страхователем требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу ст. 2 Закона N 167-ФЗ, Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п.. 1, 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Состав вменяемого правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12, согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ и ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Как установлено судом первой инстанции, из решения Управления N 6203/6203 от 23.01.2013 г. усматривается, что основанием для привлечения ООО "УОР-6" к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, послужил вывод органа Пенсионного фонда о том, что представленные Обществом сведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2010 г., 2010 календарный год, 1 квартал 2011 г., полугодие 2011 г., 9 месяцев 2011 г., 2011 календарный год являются недостоверными. При этом, из решения не усматривается в чем заключается недостоверность данных сведений.
В то же время из представленных в дело материалов следует, что недостоверность данных сведений повлекло за собой выявленное в ходе проведенной выездной проверки занижение базы для начисления страховых взносов.
Из материалов дела усматривается, что недостоверность индивидуальных сведений установлена Управлением в части представления сведений, производных от базы для начисления страховых взносов. Такими сведениями, как следует из п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, являются в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
В решении Управления не отмечено, что индивидуальные сведения за проверяемые периоды представлены несвоевременно, по срокам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Лиц, не зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам проверки не выявлено.
Доказательств того, что страхователь не представил сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных или представил недостоверные сведения, в решении от 12.12.2012 г. N 34 в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения Общества к ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 - 2011 года вследствие выявленного занижения базы для начисления страховых взносов, у Управления не имелось.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Общества финансовые санкции в сумме 18978,94 руб., начисленные в соответствии с решением Управления от 23.01.2013 г. N 6203/6203.
Кроме того, суд первой инстанции обосновано учел следующее. Как предусмотрено п. 7 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Законом N 167-ФЗ проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
При этом выявленные в ходе выездной проверки нарушения, в том числе, в отношении предоставленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, должны быть в соответствии с положениями ст. 38 Закона N 212-ФЗ отражены в акте проверки и рассмотрены по правилам ст. 39 Закона N 212-ФЗ с вынесением соответствующего решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Вместе с тем, как следует из представленных материалов проведенной в отношении Общества выездной проверки, такое нарушение как представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за периоды, входящие в проверяемые, органом Пенсионного фонда установлено не было.
Следовательно, применительно к представленным первоначально индивидуальным сведениям за 2010 г. - 2011г.г., Управлением Пенсионного фонда не было установлено такого нарушения как их недостоверность, и, соответственно, не были реализованы правомочия по применению соответствующей ответственности в порядке, установленном для такой формы контроля как выездная проверка.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что корректировочные сведения индивидуального персонифицированного учета были представлены Обществом по требованию Управления, указанному в принятом по итогам выездной проверки решении N 079 025 12 РВ 0000166 от 12.09.2012 г. (пункт 8) и являющемуся обязательным для страхователя.
Соответствующая правовая позиция отражена в постановлением ФАС Центрального округа от 01.08.2013 г. по делу N А64-6699/2012.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения в виде представления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2010 г., 2010 календарный год, 1 квартал 2011 г., полугодие 2011 г., 9 месяцев 2011 г., 2011 календарный год.
Доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом первой инстанции по основаниям, изложенным выше.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
В соответствие с ч. 4, 6 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В нарушение указанных норм Управлением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности взыскания финансовых санкций.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2013 г. по делу N А64-2755/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2013 г. по делу N А64-2755/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2755/2013
Истец: ГУ УПФ РФ в г Тамбове, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе тамбовской области
Ответчик: ООО "Управление отделочных работ N6"