Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. N 13АП-17533/13
г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А56-28123/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Леонтьева А.Е. по доверенности от 02.10.2013, Корнеевой И.Г. по доверенности от 09.01.2013.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17533/2013) ОАО "Мэлон Фэшн Груп" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2013 по делу N А56-28123/2013 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Мэлон Фэшн Груп"
к ИФНС России N 4 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Мэлон Фешн Групп" (190103 г.Санкт-Петербург, ул.10-я Красноармейская, д.22, ОГРН 1057813298553, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г.Москве (119048 г.Москва, ул.Доватора, д12, корп.2, стр.5, далее - инспекция, налоговый орган) от 15.03.2013 N 26-Ю о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.07.2013 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Мэлон Фэшн Груп" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что в действиях общества отсутствует событие и состав вменяемого правонарушения. Как указывает податель жалобы, предусмотренные нормативными правовыми актами первичные документы, связанные с получением наличной выручки, составлены обособленным подразделением общества в установленном порядке. Кассовые операции ведутся в соответствии с Положением Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ", вся выручка обособленного подразделения за один рабочий день оприходуется в кассу общества по приходно-кассовым ордерам. Сумма выручки за 23.01.2013, скорректированная с учетом безналичных расчетов, оприходована в кассу общества по приходному кассовому ордеру N 9282 от 23.01.2013.
В судебном заседании представители ОАО "Мэлон Фэшн Груп" поддержали доводы апелляционной жалобы, указав также на неизвещение общества налоговым органом о датах составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела.
Инспекция ФНС России N 4 по г.Москве, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, представила письменные отзыв и пояснения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании поручения от 23.01.2013 N 174 инспекцией проведена проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении денежных расчетов с населением, в обособленном подразделении ОАО "Мэлон Фэшн Груп", расположенном в ТЦ "Рамстор-Марьина Роща" по адресу: г.Москва, Шереметьевская ул., д.60А, за период с 05.05.2012 по 23.01.2013.
В ходе проверки установлено и отражено в акте проверки N 26 от 19.02.2013, что заявителем не ведется кассовая книга обособленного подразделения. Полученная за проверяемый период выручка в сумме 8 402 966 руб.90 коп. не была оприходована в кассу обособленного подразделения, в том числе за 23.01.2013 сумма выручки, полученная наличными денежными средствами, не оприходована в размере 45 681 руб.
19.02.2013 уполномоченным должностным лицом налогового органа вынесено определение N 26-Ю о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
04.03.2013 инспекцией составлен протокол N 26-Ю об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
15.03.2013 начальником Инспекции ФНС России N 4 по г.Москве вынесено постановление N 26-Ю, которым ОАО "Мэлон Фэшн Груп" назначено административное наказание по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество признано виновным в неоприходовании 23.01.2013 наличных денежных средств в сумме 45 681 руб., полученных от покупателей, в кассу обособленного подразделения организации, что является нарушением пунктов 3.3., 5.1, 5.2, 5.6, 6.1 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовавшем до 01.01.2013, с 01.01.2013 - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами (первичными учетными документами).
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П).
Положение N 373-П распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (пункт 1.1 Положения N 373-П).
Согласно пункту 2.5 (абзац 1) Положения кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства).
Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе (абзац 2).
В случае ведения кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных (абзац 3).
Как указано в абзаце 9 пункта 2.5 Положения N 373-П листы кассовой книги 0310004 обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
Порядок ведения кассовой книги 0310004 установлен главой 5 Положения N 373-П.
Согласно пункту 5.1 Положения N 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения N 373-П).
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись (пункт 5.3 Положения N 373-П).
В соответствии с пунктом 5.6 Положения N 373-П обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.
Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.
Согласно пункту 6.1 Положения N 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Таким образом, Положением N 373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица. Обособленные подразделения обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу подразделения, внести запись в кассовую книгу обособленного подразделения) и передать лист кассовой книги (после выведения остатка наличных денег на конец рабочего дня) юридическому лицу не позднее следующего рабочего дня.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Положение N 373-П не предусматривает других условий учета поступающих в кассу наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу обособленного подразделения записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления (в том числе в связи с отсутствием кассовой книги в обособленном подразделении) является неоприходованием этих денежных средств в кассу предприятия и образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, признается апелляционной коллегией правомерным.
Отсутствие кассовой книги в обособленном подразделении, расположенном в г.Москве по указанному выше адресу, установлено налоговым органом в ходе проверки и не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах налоговый орган и суд пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, которая выражается в неоприходовании в кассу денежной наличности.
Довод заявителя об инкассации обособленным подразделением непосредственно в банк выручки обособленного подразделения не освобождает общество от обязанности оприходования в кассовую книгу поступивших наличных денежных средств. При этом отражение в кассе общества, находящегося в г.Санкт-Петербурге, выручки обособленного подразделения, расположенного в г.Москве, возможно в соответствии с пунктом 5.6 Положения N 373-П только на основании листа кассовой книги 0310004 обособленного подразделения.
Запись в кассовой книге на основании приходного кассового ордера 0310001 осуществляется при получении в кассу наличных денег (пункт 5.2 Положения N 373-П).
В данном случае, как пояснили представители общества, выручка обособленного подразделения инкассируется в банк. Таким образом, оформление приходного кассового ордера без передачи в кассу предприятия денежных средств не соответствует установленному Положением N 373-П порядку ведения кассовых операций.
Ведение обособленным подразделением журнала кассира-операциониста также не освобождает от предусмотренной Положением N 373-П обязанности ведения кассовой книги для учета поступающих в кассу наличных денег.
Довод апелляционной жалобы о том, что Положением N 373-П установлена обязанность ведения кассовой книги только филиалами и представительствами, а не обособленными торговыми точками, каковым является обособленное подразделение общества, находящееся по адресу: г.Москва, Шереметьевская ул., д.60А, ТЦ "Рамстор-Марьина Роща", отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанный на неправильном толковании Положения N 373-П.
Требование Положения N 373-П о ведении кассовой книги 0310004, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255), и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также не зависит от основания постановки на учет в налоговом органе - на основании пункта 3 или пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также не могут быть признаны обоснованными ссылки подателя жалобы на положения статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой только лишь раскрыты понятия представительства и филиала юридического лица.
Кроме того, нормы гражданского законодательства не регулируют публичные (властные) отношения, возникающие между государством и субъектом хозяйственной деятельности по вопросам ведения кассовых операций, полноты учета и оприходования наличной денежной выручки. Так как контроль за осуществлением кассовых операций и учетом наличной денежной выручки в конечном итоге направлен на недопущение занижения выручки с целью ухода от налогообложения, то в целях осуществления государством фискального контроля следует применять понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Так, понятие "обособленное подразделение организации" раскрыто в пункте 2 статьи 11 НК РФ - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Учитывая вышеизложенное, требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции.
Вместе с тем, апелляционная коллегия усматривает основания для отмены решения суда в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции не установил нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Между тем, суд не учтено следующее.
Согласно материалам дела, протокол об административном правонарушении составлен инспекцией 04.03.2013 в отсутствие уполномоченного представителя общества. Доказательств уведомления ОАО "Мэлон Фэшн Груп" о месте и времени составления протокола инспекцией не представлено. Письмо от 19.02.2013 N 21-14/009874 (л.д.95) не может быть принято в качестве доказательства извещения юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении 04.03.2013, поскольку в нем отсутствует указание о том, в связи с чем (для какого процессуального действия по делу об административном правонарушении - получения объяснения, составления протокола) должностное лицо общества вызывается в инспекцию.
Сопроводительным письмом от 04.03.2013 N 21-14/012788 (л.д.93) инспекция уведомила общество о дате рассмотрения протокола - 15.03.2010 в 10 час.00 мин.
Указанное письмо направлено в адрес заявителя заказной корреспонденцией. Согласно почтовой квитанции (л.д.92) и представленному обществом для обозрения конверту, в котором поступило письмо от 04.03.2013, почтовое отправление имеет номер почтового идентификатора 11904860017542.
Для проверки утверждения заявителя о позднем получении уведомления, в судебном заседании объявлялся перерыв. Согласно сведениям официального сайта Почты России, указанное почтовое отправление вручено адресату 16.03.2013.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо от отложении рассмотрения дела.
В данном случае изложенное требование Кодекса инспекцией не соблюдено.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу пункта 10 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушение административным органом положений КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, носит существенный характер, оно является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 июля 2013 года по делу N А56-28213/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции ФНС России N 4 по г.Москве от 15.03.2013 N 26-Ю о привлечении к административной ответственности ОАО "Мэлон Фэшн Груп" по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.