г. Владимир |
|
23 августа 2010 г. |
Дело N А11-3442/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.08.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.06.2010 по делу N А11-3442/2010,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению Центрального межрегионального территориального управления Ростехрегулирования о привлечении открытого акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" - Молин Е.В. по доверенности от 19.03.2010;
Центрального межрегионального территориального управления Ростехрегулирования - Астафьев Е.В. по доверенности от 23.09.2009 N 101.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Центральным межрегиональным территориальным управлением Ростехрегулирования (далее - Управление, административный орган) в период с 14.04.2010 по 04.05.2010 проведена проверка открытого акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - Общество) на предмет соблюдения требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования к продукции (товару) электрической энергии (РКП 01 1000) и средствам измерений, стандартным образцам, методикам измерений.
В ходе проверки установлено, что в нарушение обязательных требований, установленных пунктом 1 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", Обществом не включены в типовые договоры энергоснабжения с потребителями электрической энергии нормы показателей качества электрической энергии, а именно: договор энергоснабжения гражданина - потребителя не содержит такие нормы показателей качества электрической энергии как: отключение напряжения (п.п.5.2 ГОСТ 13109-97), колебания напряжения (п.п. 5.3 ГОСТ 13109-97), несинусоидальность напряжения (п.п. 5.4 ГОСТ 13109-97), несимметрия напряжений (п.п. 5.5 ГОСТ 13109-97), отклонение частоты (п.п.5.6 ГОСТ 13109-97), провал напряжения (п.п.5.7 ГОСТ 13109-97), импульс напряжения (п.п. 5.8 ГОСТ 13109-97), временное перенапряжение (п.п. 5.9 ГОСТ 13109-97); договор энергоснабжения юридического лица не содержит такие нормы показателей качества электрической энергии как: колебаний напряжения (п.п. 5.3 ГОСТ 13109-97), импульс напряжения (п.п. 5.8 ГОСТ 13109-97), временное перенапряжение (п.п. 5.9 ГОСТ 13109-97).
В ходе проверки Общество также не представило документы необходимые для осуществления государственного надзора, а именно, протоколы периодического контроля показателей качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения (их копии) и сертификаты соответствия электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
По результатам проверки 05.05.2010 составлены акт N 48 и протокол об административном правонарушении N 48/ТР-Ю по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 30.06.2010 суд удовлетворил заявленные требования и привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на его незаконность и необоснованность.
По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения. Общество указало, что неоднократно принимало меры по истребованию у своего контрагента - открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (филиал открытого акционерного общества "Владимирэнерго") запрашиваемых в ходе проверки документов, однако они не были представлены.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что включение в договоры энергоснабжения норм показателей качества электроэнергии, установленных ГОСТом 13109-97, не является обязательным. Ссылаясь на Гражданский кодекс и постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики", Общество полагает, что в указанные сведения не подлежат обязательному отражению. Примерный договор, утвержденный указанным постановлением Правительства Российской Федерации, также не содержит указания на нормы показателей качества энергии.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционной жалобу по доводам, в ней изложенным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию административного органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора в виде штрафа для юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Объектом административного правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения требований государственных стандартов.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в уклонении от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
В силу статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Пунктом 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, предусмотрено, что качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
В силу пункта 1 статьи 36 и пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В разделе 1 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения" установлены показатели нормы качества электрической энергии (КЭ) в электрических сетях систем энергоснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).
Нормы, установленные данным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения и подлежат включению в технические условия на присоединение потребителей электрической энергии и в договоры на пользование электрической энергией между энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии.
Из акта проверки от 05.05.2010 N 48 и протокола об административном правонарушении от 05.05.2010 N 48/ТР-Ю следует, что Обществу вменено нарушение, выразившееся в невключении норм показателей качества электрической энергии в типовые договоры энергоснабжения с потребителями электрической энергии (физическими и юридическими лицами).
Вместе с тем административным органом не установлен факт реализации Обществом продукции (электрической энергии) с нарушением обязательных требований ГОСТ 13109-97, предъявляемых к нормам показателей качества электрической энергии.
Сам по себе факт отсутствия в типовом договоре норм показателей качества электрической энергии не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтому из числа вмененных в вину Обществу нарушений подлежит исключению факт невключения в типовой договор норм показателей качества электрической энергии.
Одновременно Обществу вменено непредставление административному органу документов, необходимых для осуществления государственного надзора, а именно протоколы периодического контроля показателей качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения (их копии) и сертификаты соответствия электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что Общество осуществляет деятельность по продаже электрической энергии потребителям - гражданам и юридическим лицам и, как следствие, лицом, является лицом, отвечающим за качество электроэнергии, переданной потребителям.
Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Пунктом 6.4 ГОСТ 13109-97 (и приложением Е) определено, что контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят энергоснабжающие организации с периодичностью, установленной в названном положении.
Из материалов дела видно, что письмом от 22.04.2010 N 203/31 административный орган предложил Обществу представить необходимые для осуществления государственного надзора документы в срок до 30.04.2010. Данное письмо получено Обществом 22.04.2010.
Факт уклонения заявителя апелляционной жалобы от представления запрашиваемых документом установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (актом проверки от 05.05.2010 N 48, протоколом от 05.05.2010 N 48/ТР-Ю, письмом от 04.05.2010 N 06-03/2253) и Обществом не оспаривается.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства заявитель апелляционной жалобы в суд не представил.
Довод Общества об отсутствии в его действиях вины ввиду непредставления сертификатов соответствия сетевой организацией отклоняется ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что 01.01.2008 между Обществом (Заказчик) и открытым акционерным обществом "Владимирэнерго" в лице заместителя генерального директора открытого акционерного общества "МРСК Центра и Привожья" (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 0108-9.
Согласно пункту 3.3.1. данного договора качество передаваемой энергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97), что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным Исполнителю уполномоченным органом. Копии таких документов, имеющихся на дату подписания настоящего договора у Исполнителя, должны быть переданы Заказчику не позднее 3 дней с указанной даты. В случае, если такие документы будут получены исполнителем после даты заключения настоящего договора, соответствующие документы должны быть переданы Заказчику в срок, не превышающий 7 дней с даты из получения.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что действия, направленные на истребование документов, в частности сертификатов соответствия электрической энергии в электрических сетях, предприняты Обществом только в 2010 году, что подтверждается запросами от 06.04.2010 N 06-03/2170, от 13.04.2010 N 06-03/1981.
Доказательств принятия соответствующих мер по получению необходимых документов по истечении установленных договором сроков в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества, выразившихся в уклонении от представления документов, необходимых для осуществления государственного надзора, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пункт 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции, с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
В данном случае мера ответственности судом определена в пределах санкции, предусмотренной указанной нормой закона, и применен минимальный размер штрафа.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности совершенного правонарушения. Доказательств исключительности совершенного правонарушения Обществом не представлено.
Из материалов дела усматривается, что процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба, по приведенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.06.2010 по делу N А11-3442/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3442/2010
Истец: ЦМТУ Ростехрегулирования в лице территориального отдел (инспекции) по Владимирской области, ЦМТУ Ростехрегулирования в лице территориального отдела по Владимирской области
Ответчик: ОАО "Владимирская энергосбытовая компания"
Третье лицо: ОАО "Владимирская энергосбытовая компания", г. Владимир
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3893/10