02 октября 2013 г. |
А11-840/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмидько Е.Ю.,
при отсутствии представителей сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.05.2013 по делу N А11-840/2013, принятое судьей Холминой И.Ю.,
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, г. Москва (ОГРН 1035000700668), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1023301463570),
о взыскании 12 157 403 руб. 89 коп.,
УСТАНОВИЛ:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС МО) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - ТФОМС ВО) о взыскании 12 157 403 руб. 89 коп. долга по межтерриториальным расчетам, затраченных на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам Российской Федерации (жителям Владимирской области) за пределами территории страхования.
Решением от 24.05.2013 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил. Взыскал с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области 12 157 403 руб. 89 коп. долга по межтерриториальным расчетам.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что не согласен с выводом суда о том, что счета ТФОМС МО были сформированы в соответствии с базовыми тарифами на оплату медицинской помощи, установленными ГТС от 30.09.2008 и от 28.12.2011.
Заявитель не согласен с выводом суда о правомерности включения сумм доплат на обеспечение доступности амбулаторной медицинской помощи в реестры счетов по оплате медицинских услуг, оказанных в медицинских учреждениях Московской области гражданам, застрахованным на территории Владимирской области. По мнению заявителя, суммы доплат на обеспечение доступности амбулаторной медицинской помощи включены в реестры неправомерно.
Заявитель жалобы считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на письма Федерального фонда ОМС от 18.04.2011 N 2223/21-4/и, от 29.04.2011 N 2686/21-и, от 22.07.2011 N 4882/21-4/и, от 29.03.2012 N 2025/20-3/и, так как данные письма не являются нормативными правовыми актами. Кроме того, они противоречат части 6 статьи 51 Федерального закона N326-ФЗ, которой не предусмотрено возмещение в рамках межтерриториальных расчетов средств бюджетов территориальных фондов ОМС, израсходованных на обеспечение доступности медицинской помощи.
По мнению заявителя, ТФОМС ВО произвел межтерриториальные расчеты с ТФ ОМС МО в полном соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих данный вопрос.
Истец представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебном заседании поддержали доводы жалобы и отзыва. После отложения явку представителей в заседание суда не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившихся сторон, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в 2011-2012 годах в рамках проведения межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Московской области в амбулаторных условиях (поликлиниках) взрослому и детскому населению Владимирской области, Территориальным фондом ОМС Владимирской области отказано в оплате счетов Территориальному фонду ОМС Московской области по причине включения в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по тарифам на оплату медицинской помощи, не соответствующим тарифам, утвержденным в тарифном соглашении.
Общая сумма счетов, выставленных ТФОМС МО на оплату ТФОМС ВО за медицинскую помощь, оказанную застрахованным гражданам Владимирской области в период 2011-2012 годов и оплаченную истцом за счет собственных средств медицинским учреждениям Московской области, составила 76 406 444 руб. 35 коп.
Ответчиком (с учетом доплат) была произведена оплата счетов ТФОМС МО на общую сумму 62 416 407 руб. 23 коп., из которой одна позиция на сумму 1855 руб. была оплачена дважды, и в дальнейшем будет возвращена Территориальным фондом ОМС Московской области.
Всего отказы Территориального фонда ОМС Владимирской области в оплате счетов ТФОМС МО составили общую сумму 13 991 892 руб. 12 коп., из которых отказы по причине несоответствия тарифов - 12 157 403 руб. 89 коп., отказы по всем остальным причинам (по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи) - 1 834 488 руб. 23 коп.
По сведениям истца, в настоящее время долг ответчика по межтерриториальным расчетам составляет 12 157 403 руб. 89 коп.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных медицинских услуг послужило основанием для обращения в суд.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Законом N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8 части 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ).
Базовая и территориальная программы ОМС являются составной частью базовой и территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, которые ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации и органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответственно.
Территориальная программа ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, виды и условия оказания медицинской помощи и т.д. (части 6, 7 статьи 36 Закона N 326-ФЗ) и формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой ОМС (часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Пунктом 8 статьи 34 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Порядок осуществления расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, определяется Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее по тексту - Правила ОМС).
В соответствии с пунктом 133 Правил ОМС территориальный фонд обязательного медицинского страхования по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета, предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Судом первой инстанции установлено, что в 2011 году на территории Московской области действовало Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы ОМС от 30.09.2008 (далее - ГТС от 30.09.2008), в 2012 действовало Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы ОМС от 28.12.2011 (далее - ГТС от 28.12.2011).
В соответствии с вышеуказанными соглашениями тарифы содержат постоянную (базовую) часть нормативных расходов и переменную (дополнительную) часть расходов (пункт 5 ГТС от 30.09.2008 и пункт 4 ГТС от 28.12.2011).
Согласно пункту 14 ГТС от 30.09.2008 и пункту 12 ГТС от 28.12.2011 базовые тарифы включают в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других медицинских организациях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Указанная структура базовых тарифов соответствует требованиям статьи 35 Закона N 326-ФЗ, а также положениям раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год", раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год", а также пунктам 24, 23 Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы, утвержденной постановлениями Правительства Московской области от 22.12.2010 N 1162/60 и от 22.12.2011 N 1621/52 соответственно.
Переменная (дополнительная) часть тарифа отражает сумму дополнительного финансирования медицинских организаций на оплату полного тарифа медицинской помощи в пределах средств, предусмотренных на реализацию Московской областной программы ОМС.
Из материалов дела следует, что в 2011 году медицинские организации Московской области по полному тарифу не финансировались, в 2012 году осуществлялось частичное финансирование некоторых медицинских организаций по полному тарифу, однако при расчетах за оказанную медицинскую помощь иногородним гражданам переменная (дополнительная) часть тарифа в счета Территориального фонда ОМС Московской области не включалась. Счета ТФОМС МО были сформированы в соответствии с базовыми тарифами, установленными ГТС от 30.09.2008 и ГТС от 28.12.2011.
В соответствии с требованиями статьи 50 Закона N 326-ФЗ в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществлялась реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Региональная программа модернизации здравоохранения Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 19.04.2011 N 352/15 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 11.12.2008 N 1106/48 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2012 годы".
Поскольку региональная программа модернизации была включена в состав долгосрочной целевой программы Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2012 годы", она получила название подпрограммы "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2012 годы".
Источниками финансирования мероприятий подпрограммы модернизации являются субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленные бюджету Территориального фонда ОМС Московской области на реализацию подпрограммы, средства бюджета ТФОМС МО, средства бюджета Московской области, средства бюджетов муниципальных образований Московской области.
Финансовое обеспечение мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-
специалистами, осуществлялось за счет средств бюджета ТФОМС МО, в том числе субсидий, перечисленных из бюджета Федерального фонда ОМС.
В 2011 году мероприятия подпрограммы модернизации выполнялись за счёт субсидий бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджету ТФОМС МО, и средств бюджета ТФОМС МО, предусмотренных для выполнения Московской областной программы обязательного медицинского страхования.
В 2012 году субсидии бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для выполнения мероприятий подпрограммы модернизации в бюджет ТФОМС МО не направлялись. Мероприятия выполнялись за счет средств бюджета ТФОМС МО, предусмотренных для выполнения Московской областной программы обязательного медицинского страхования.
Оплата медицинской помощи в рамках реализации указанных мероприятий осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным Генеральным тарифным соглашением по реализации Московской областной программы ОМС.
Средства, перечисляемые медицинским организациям на повышение доступности медицинской помощи, учитываются по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами), то есть входят в состав базового тарифа.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках выполнения мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, в 2011-2012 годах оказывалась медицинская помощь и иногородним гражданам. В реестрах счетов по оплате медицинских услуг, оказанных в медицинских учреждениях Московской области гражданам, застрахованным на территории Владимирской области, обозначены суммы доплат на обеспечение доступности амбулаторной медицинской помощи из средств бюджета ТФОМС МО.
Счета Территориального фонда ОМС Московской области, направленные Территориальному фонду ОМС Владимирской области, на оплату за медицинскую помощь, оказанную взрослому и детскому населению Владимирской области в амбулаторных условиях медицинскими организациями Московской области, сформированы в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными Генеральными тарифными соглашениями по реализации Московской областной программы ОМС, и соответствуют структуре базовых тарифов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере ОМС, а расчеты за оказанную медицинскую помощь осуществляются в объеме, установленном базовой программой ОМС.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что ТФОМС МО при утверждении тарифов на оплату медицинской помощи в части реализации региональной программы модернизации здравоохранения следовал рекомендациям Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изложенным в письмах от 18.04.2011 N 2223/21-4/и, от 29.04.2011 N 2686/21-и, от 22.07.2011 N 4882/21-4/и, от 29.03.2012 N 2025/20-3/и.
Факт оказания медицинских услуг лечебными учреждениями Московской области лицам, застрахованным на территории Владимирской области, объем и качество оказанных услуг, тарифы на медицинские услуги, наличие и размер задолженности по межтерриториальным расчетам доказаны материалами дела, ответчиком в установленном порядке не опровергнуты.
Правовые основания для отказа в оплате счетов истца в размере 12 157 403 руб. 89 коп. у заявителя отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Спор между сторонами разрешен правильно.
Доводы заявителя рассмотрены судом и признаны необоснованными, поскольку не опровергают законности судебного акта.
Разъяснения Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изложенные в письмах от 18.04.2011 N 2223/21-4/и, от 29.04.2011 N 2686/21-и, от 22.07.2011 N 4882/21-4/и, от 29.03.2012 N 2025/20-3/ соответствуют требованиям статьи 34 Закона N326-ФЗ и пункту 133 Правил ОМС и применены судом правомерно.
Основания для отмены решения по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, отсутствуют. Нормы материального права применены и истолкованы судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьями 333.16, 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.05.2013 по делу N А11-840/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Логинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-840/2013
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области
Ответчик: Территориальный фонд Обязательного медецинского Страхования Владимирской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области