г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А56-19387/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Г.В. Борисовой, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: В.А. Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): представителей Ю.В. Больших (доверенность от 15.05.2013 N 1), А.А. Масюк (доверенность от 27.02.2013 N 1)
от ответчика (должника): представителя В.В. Ковалевич (доверенность от 28.12.2012 N 141/Дв)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16555/2013) ПК "Корма-РАФ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2013 по делу N А56-19387/2013 (судья Л.Ю. Буткевич), принятое
по иску (заявлению) ПК "Корма-РАФ"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления от 06.03.2013 N 08-1040-398/ПС
установил:
Производственный кооператив "Корма-РАФ" (адрес: 196650, Санкт-Петербург, Колпино, ул.Братьев Радченко, д.3, ОГРН 1027808750100) (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адреса: 191028, Санкт-Петербург, ул.Моховая, д.3; 199048, Санкт-Петербург, В.О., 10-я линия, д.51) (далее - административный орган, Ростехнадзор) от 06.03.2013 N 08-1040-398/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.16 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 105 000 руб.
Решением от 04.07.2013 суд отказал Кооперативу в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о наличии события и состава инкриминируемого правонарушения в действиях заявителя.
В апелляционной жалобе Кооператив просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление Ростехнадзора. Податель жалобы указывает на то, что на дату вынесения оспариваемого постановления истек срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, поскольку срок исполнения требования по оснащению зданий, строений и сооружений приборами учета тепловой энергии, установленный пунктами 3 и 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) истек 01.01.2012. Так же, по мнению заявителя, в его действиях отсутствует вина в совершении инкриминируемого правонарушения, так как им приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пункта 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, поскольку он неоднократно обращался в энергоснабжающую организацию (ГУП "ТЭК") с заявками на оснащение принадлежащих ему зданий приборами учета тепловой энергии. 09.07.2013 приборы учета Кооперативом установлены, что подтверждается актом, представленным суду апелляционной инстанции.
В судебном заседании представители Кооператива доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель Ростехнадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзора от 04.02.2013 N 08-1040/Рк по адресам: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Братьев Радченко, д. 3, лит. А; Санкт-Петербург, г.Колпино, ул. Братьев Радченко, д. 3, лит. Б, в период с 11.02.2013 по 18.02.2013 проведена проверка выполнения ПК "Корма - РАФ" обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (в части принятия программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, соблюдения собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов).
В результате проведенных мероприятий выявлено, что юридическим лицом - ПК "Корма-РАФ" не обеспечено выполнение требований части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, а именно установлено отсутствие исправного и введенного в эксплуатацию в установленном порядке прибора учета потребляемой энергии и теплоносителя, а также не осуществление приборного учета потребляемой тепловой энергии и теплоносителями от ГУП "ТЭК СПб" (ЗАО "Лентеплоснаб") нежилых зданий ПК "Корма-РАФ" по адресам: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Братьев Радченко, д. 3, лит. А; Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Братьев Радченко, д. 3, лит. Б.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.02.2013 N 1040-940/А (л.д.93-95).
18.02.2013 Управлением составлен протокол N 08-1040-348/ПТ об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.16 КоАП РФ (л.д.86-88).
06.03.2013 Ростехнадзором вынесено постановление N 08-1040-398/ПС о привлечении Кооператива к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией в виде наложения административного штрафа в размере 105 000 руб. (л.д.69-72).
Считая указанное постановление незаконным, Кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд без достаточных оснований отказал Кооперативу в удовлетворении заявленного требования.
Частью 7 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, до 01.01.2011 обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (пункт 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что Производственному кооперативу "Корма-РАФ" в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 27.12.2001 N 78-ВЛ N 404593, 78-ВЛ N 404594, принадлежат на праве собственности нежилые здания по адресам: Санкт-Петербург, г.Колпино, ул.Братьев Радченко, д.3, лит.А; Санкт-Петербург, г.Колпино, ул.Братьев Радченко, д.3, лит.Б.
Согласно договору теплоснабжения между ЗАО "Лентеплоснаб" и ПК "Корма-РАФ" от 26.12.2002 N 80039 и дополнительного соглашения N 3 к договору N 80039 от 26.12.2005 о снабжении тепловой энергией в горячей воде теплоснабжение указанных нежилых зданий осуществляется через индивидуальные тепловые пункты с максимальной нагрузкой 0,3581 Гкал/ч. В соответствии с Соглашением о перемене лиц в договоре теплоснабжения в горячей воде от 30.04.2011 теплоснабжающей организацией с мая 2011 года стало ГУП "ТЭК СПб".
Факт отсутствия приборов учета тепловой энергии и не осуществления приборного учета потребляемой тепловой энергии и теплоносителями нежилых зданий ПК "Корма-РАФ" по адресам: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Братьев Радченко, д. 3, лит. А; Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Братьев Радченко, д. 3, лит. Б. подтверждается актом проверки и объяснениями представителя Кооператива.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, законодательством установлена обязанность собственника по оснащению принадлежащих им зданий приборами учета до определенного срока - до 01.01.2011.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Вывод суда первой инстанции о том, что совершенное правонарушение является длящимся апелляционный суд находит ошибочным, поскольку в рассматриваемом случае обязанность Кооператива, как собственника нежилых зданий по оснащению их приборами учета, была законодательно ограничена определенным сроком (до 01.01.2011).
Из материалов дела следует, что Кооператив 17.09.2010 (до истечения установленного Законом срока) обратился в ЗАО "Лентеплоснаб" с заявлением об оснащении приборами учета принадлежащих ему нежилых зданий по адресам: Санкт-Петербург, Колпино, ул.Братьев Радченко, д.3, лит. А и Б (л.д.148).
Согласно ответу филиала "Энергосбыт" ГУП "ТЭК СПб" в адрес Кооператива от 19.07.2011 N 58-75/16698 срок проведения мероприятий по оснащению зданий, строений и сооружений приборами учета тепловой энергии истек 01.01.2011 и теперь ГУП "ТЭК" обязан совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 216-ФЗ (л.д.118).
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В данном случае срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 4 статьи 13 Закона N 216-ФЗ истек 01.01.2012, в то время как оспариваемое постановление вынесено 06.03.2013.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Также апелляционный суд находит правомерным довод подателя апелляционной жалобы о том, что у него отсутствует вина в совершении инкриминируемого правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Из статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что после 01.01.2011 на Кооператив как на организацию, использующую энергетические ресурсы в принадлежащих на праве собственности зданиях, возложена обязанность только по обеспечению доступа энергоснабжающей организации для установки приборов учета и последующей оплаты понесенных ею расходов.
Из материалов дела следует, что Кооператив 17.09.2010, 08.08.2011, 26.10.2012 обращался в ГУП "ТЭК" с заявками на оснащение приборами учета тепловой энергии принадлежащих ему зданий (л.д.116-117, 148). Приборы учета установлены только 09.07.2013, что подтвердил заявитель, предоставив апелляционному суду акт первичного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии.
Таким образом, заявителем предприняты необходимые меры для исполнения предусмотренной Законом N 216-ФЗ обязанности по установлению приборов учета, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении инкриминируемого правонарушения.
Вина является необходимой составляющей состава правонарушения, а отсутствие состава является обстоятельством, исключающим производство по административному делу (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для отклонения заявленного Кооперативом требования, принятое по делу решение об отказе в признании незаконным оспариваемого постановления Ростехнадзора подлежит отмене как необоснованное.
Заявленное требование о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Ростехнадзора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 июля 2013 года по делу N А56-19387/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д.3) от 06.03.2013 N 08-1040-398/ПС о привлечении Производственного кооператива "Корма-РАФ" (196650, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Братьев Радченко, д.3, ОГРН 1027808750100) к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.16 КоАП РФ.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19387/2013
Истец: Производственный кооператив "Корма-РАФ"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу