Тула |
|
7 октября 2013 г. |
Дело N А62-1142/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Складской комплекс "Миловидово" (г. Смоленск, ОГРН 1086731011168, ИНН 6730078321) - Аксеновой Е.А. (доверенность от 03.05.2013) и заинтересованного лица - администрации Васьковского сельского поселения Починковского района Смоленской области (Смоленская область, Починковский район, д. Васьково, ОГРН 1056750859780, ИНН 6712007649) - Рудакова И.Е. (доверенность от 15.04.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Складской комплекс "Миловидово" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.06.2013 по делу N А62-1142/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Складской комплекс "Миловидово" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Васьковского сельского поселения Починковского района Смоленской области (далее - администрация) от заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот по результатам открытого аукциона в электронной форме (извещение от 28.01.2013 N 0163300000913000001) и о понуждении ответчика заключить с обществом муниципальный контракт.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.06.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что ребенок-сирота, для которого приобреталось жилое помещение, на основании пункта 5 статьи 6 Закона Смоленской области от 29.09.2005 N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" отказался от указанного помещения. При этом суд первой инстанции указал, что требования общества не отвечают принципу исполнимости судебных актов, а избранный способ защиты нарушенного права превышает пределы такой защиты.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению общества, суд первой инстанции неправомерно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ребенка-сироту, для которого приобреталось жилое помещение. Заявитель жалобы полагает, что суд не принял во внимание, что договор купли-продажи квартиры, заключенный между лицом, занявшим по результатам аукциона второе место, и администрацией, расторгнут. Указывает, что впоследствии ребенок-сирота отозвал свой отказ от предложенного заявителем жилого помещения.
Администрация в отзыве просила оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 28.01.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке http://www.sberbank-ast.ru были размещены извещение N 0163300000913000001 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об аукционе; предмет аукциона - право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
На момент окончания срока подачи заявок 18.02.2013 на участие в открытом аукционе в электронной форме поступило три заявки.
На основании протокола от 20.02.2013 по результатам рассмотрения первых частей заявок участников размещения заказа решением единой комиссии к участию в аукционе допущены все участники, в том числе общество.
В соответствии с протоколом от 28.02.2013 N 0163300000913000001-3 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме победителем аукциона признано общество, предложившее наименьшую цену за жилое помещение, расположенное по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. Шанталово.
В связи с отказом ребенка-сироты от указанной квартиры единой комиссией 28.02.2013 принято решение об отказе от заключения муниципального контракта с обществом (протокол отказа от заключения контракта от 28.02.2013).
13.03.2013 муниципальный контракт на приобретение квартиры, расположенной по адресу: Смоленская область, г. Починок, заключен администрацией с участником, занявшим второе место по результатам аукциона.
Не согласившись с решением единой комиссии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме урегулирован главой 3.1 названного Федерального закона.
Размещение заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов имеет своей целью определение исполнителей в целях заключения с ними соответствующих государственных контрактов.
В силу части 2 статьи 9, части 3 статьи 38, части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом положений настоящего Федерального закона и на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о размещении заказов заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:
- проведения ликвидации участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок - юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;
- приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
- нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
- наличия у указанных лиц задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Смоленской области от 29.11.2007 N 114-з "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" субъектом Российской Федерации - Смоленской областью органы местного самоуправления на неограниченный срок наделены государственными полномочиями по обеспечению вышеуказанных категорий лиц благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями).
Законом Смоленской области от 29.09.2005 N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" (в редакции Закона от 01.02.2013 N 12-з, далее - Закон N 89-з), Положением о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 N 641 (далее - Положение N 641), установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Смоленской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В пункте 3.3 Положения N 641 определено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 89-з жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по месту их жительства в соответствующем населенном пункте Смоленской области.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона N 89-з в случае невозможности предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по месту их жительства в соответствующем населенном пункте Смоленской области с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте Смоленской области.
Пунктом 6 статьи 6 Закона N 89-з предусмотрено, что порядок предоставления лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливается настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области.
На основании вышеприведенных норм суд первой инстанции правомерно указал, что действующим законодательством предусмотрен особый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам. Закон N 89-з является специальным нормативным актом по отношению к Федеральному закону о размещении заказов.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Починковского районного суда Смоленской области от 06.08.2012 по делу N 2-658/2012 на администрацию возложена обязанность предоставить Резунову А.В. по договору социального найма жилое помещение на территории муниципального образования "Починковский район" Смоленской области общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм.
Указанным решением суда установлено, что Резунов А.В. является ребенком-сиротой, в период с 07.05.2007 по 30.08.2011 обучался и находился на полном государственном обеспечении в СОГОУ "Демидовская социальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01.09.2011 по 30.06.2012 - обучался в СО ГБОУ НПО "Профессиональном училище N 35 с. Каспля".
Распоряжением Администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области от 02.05.2007 N 293-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 19.04.2010 N 295-р, Резунов А.В. признан не имеющим закрепленного жилого помещения, а также нуждающимся в предоставлении внеочередного жилья на территории муниципального образования "Починковский район" Смоленской области.
Во исполнение указанного судебного акта в связи с выделением областным бюджетом субвенций Васьковскому сельскому поселению на приобретение жилого помещения для ребенка-сироты администрация объявила аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Победителем указанного аукциона признано общество, предложившее квартиру, расположенную по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. Шанталово.
Однако ребенок-сирота, воспользовавшись предоставленным ему пунктом 5 статьи 6 Закона N 89-з правом, отказался от указанного жилого помещения, мотивируя свой отказ отсутствием перспективы трудоустройства и большой удаленностью жилого помещения от места жительства его родственников.
Кроме того, Резунов А.В. выразил свое согласие на приобретение квартиры, расположенной в г. Починок Смоленской области.
Поскольку ни одно из предложенных ребенку-сироте жилых помещений не находилось по месту прежнего жительства Резунова А.В. на территории Васьковского сельского поселения, администрация с его согласия предложила ему квартиру, расположенную в городе Починок Смоленской области.
При этом администрацией выполнена возложенная на нее пунктом 5 статьи 6 Закона N 89-з обязанность и соблюдены права ребенка-сироты.
В связи с этим 28.02.2013 администрацией принято решение об отказе от заключения контракта с обществом.
Целью судебной защиты является реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
На основании изложенного суд первой инстанции, оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что заявляя требование о признании незаконным отказа администрации от заключения муниципального контракта и возложении на ответчика обязанности заключить муниципальный контракт с обществом, заявитель по существу просит суд понудить администрацию нарушить возложенную на нее пунктом 5 статьи 6 Закона N 89-з обязанность, а также право ребенка-сироты на отказ от предложенной Обществом квартиры. Кроме того, в рассматриваемом случае приобретение органом местного самоуправления жилого помещения, от которого ребенок-сирота отказался в установленном законом порядке, будет свидетельствовать о нецелевом использовании администрацией выделенных в качестве субвенции из областного бюджета денежных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования общества не отвечают принципу исполнимости судебных актов, а избранный способ защиты нарушенного права превышает пределы такой защиты.
Довод общества о том, что суд первой инстанции неправомерно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ребенка-сироту, для которого приобреталось жилое помещение, подлежит отклонению, поскольку арбитражный суд не разрешал вопрос о правах и обязанностях данного лица.
Предметом настоящего спора является правомерность отказа администрации от заключения с обществом муниципального контракта.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что расторжение договора купли-продажи квартиры, заключенного между лицом, занявшим по результатам аукциона второе место, и администрацией, нарушает права и законные интересы ребенка-сироты, отклоняется судебной коллегией, поскольку в случае такого нарушения лицо, для которого приобреталось жилое помещение, вправе защитить свои права в установленном законом порядке.
Последующий отзыв ребенка-сироты своего отказа от предложенного заявителем жилого помещения и согласие на его приобретение не имеют значения для настоящего спора, поскольку составлены после оформления протокола отказа от заключения контракта с заявителем на приобретение квартиры от 28.02.2013 и подписания такого контракта с лицом, занявшим второе место по результатам аукциона.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.06.2013 по делу N А62-1142/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1142/2013
Истец: ООО "Складской комплекс "Миловидово"
Ответчик: Администрация Васьковского сельского поселения Починковского района Смоленской области
Третье лицо: Пестряков Дмитрий Станиславович