г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А56-26372/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Черноморец Е.И. по дов.от 02.10.2013 N 86, Будановой Е.И. по дов.от 09.01.2013 N 02/2013
от заинтересованного лица: Акбашева Д.И. по дов.от 17.07.2013, Трифоновой А.В. по дов.от 14.11.2012 N 96
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17452/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2013 по делу N А56-26372/2013 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ОАО "Объединенная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отменен постановления
установил:
открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания": 197022, Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д.12, ОГРН 1027804911441 (далее - общество, ОАО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3 (далее - управление, административный орган) от 24.04.2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 97-05-Ш/13.
Решением от 23.07.2013 заявление общества удовлетворено, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24.04.2013 признано незаконным и отменено.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области заявило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2013 по делу N А56-26372/2013 и отказать обществу в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы управление заявило о своем несогласии с выводом суда о нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку общество было надлежащим образом уведомлено о вынесении постановления по делу об административном правонарушении и при вынесении постановления присутствовал представитель общества по доверенности.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества просил оставить решение суда без изменения и подтвердил, что при составлении оспариваемого постановления присутствовал представитель общества.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу управления не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
10.10.2012 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии Управлением был произведен осмотр сайта ОАО "ОЭК" по адресу: http://www.oek.spb.ru/.
В ходе осмотра Интернет-сайта 10.10.2012 выявлены и отражены в акте N 4 следующие нарушения:
- отсутствует информация, предусмотренная пунктом 3 раздела 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), а именно: о размещении на официальных сайтах или ином официальном сайте в сети Интернет, или в официальном печатном издании информации;
- отсутствует информация, предусмотренная пунктом 4 раздела 1 Стандартов, а именно, о фактической информации, раскрываемой по окончании отчетного периода, о прогнозной информации, раскрываемой до начала отчетного периода, отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии со Стандартами, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 9 раздела 1 Стандартов, а именно: о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2006, 2011 годы (годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность за 2007, 2008, 2010 годы в виде документа не поддается открытию, либо страница не найдена), а также аудиторское заключение за 2006, 2008, 2010, 2011 годы (аудиторское заключение за 2007 год в виде документа не поддается открытию, либо страница не найдена; аудиторское заключение за 2009 год хранится в документе "Годовая бухгалтерская отчетность за 2009 год");
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 9 раздела 1 Стандартов, а именно: о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "в" пункта 9 раздела 1 Стандартов, а именно: о подконтрольных (операционных) и неподконтрольных расходах, включаемых в необходимую валовую выручку, норме доходности инвестированного капитала, установленной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактического уровня доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснования причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий; об отчете о движении активов, включающем балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; об отчете о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "г" пункта 9 раздела 1 Стандартов, а именно: предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию: о балансе электрической энергии и мощности, в том числе: об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации; об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования; о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; о затратах на оплату потерь, в том числе: о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования; о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении за электрическую энергию по уровням напряжения; о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании; о техническом состоянии сетей, в том числе: о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению; об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии; о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, а с 1 июля 2012 г. - также по центрам питания ниже 35 кВ; о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "в" пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "в"(1) пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в разбивке по уровням напряжения;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "г" пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "д" пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "е" пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "ж" пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая: отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год.);
- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "з" пункта 11 раздела 2 Стандартов, а именно: о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию: о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов); о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемах закупок.
В связи с выявленными нарушениями 05.04.2013 управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 97-05-Ш/13 и проведении административного расследования.
12.04.2013 управлением в отношении общества составлен протокол по делу N 97-05-Ш/13 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 97-05-Ш/13 от 24.04.2013 ОАО "ОЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив в действиях общества состав вменяемого ему правонарушения, пришел к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Управления антимонопольной службы по Ленинградской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" является сетевой организацией и в силу статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) является субъектом розничного рынка электрической энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по утверждению стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов, настоящий документ устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Таким образом, ОАО "ОЭК", являясь субъектом розничного рынка электрической энергии, на основании пункта 2 Стандартов обязано раскрывать соответствующую информацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Пунктом 3(1) Стандартов установлено, что субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.
Пунктом 4 Стандартов установлено, что фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода.
Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода.
Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
Согласно пункту 8 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из объяснений общества, компанией был закуплен новый домен ОЭК.РФ, на котором располагается официальный сайт общества и размещена вся информация, предусмотренная Стандартами раскрытия информации субъектами розничных рынков электрической энергии.
Из акта от 10.10.2012 следует, что в помещении управления осуществлен осмотр Интернет-сайта по адресу: http://www.oek.spb.ru/ без участия представителя общества.
31.10.2012 обществом по запросу управления представлена копия официального Интернет-сайта общества ОЭК.РФ (л.д.129-137), содержащая всю предусмотренную Стандартами информацию за 2006 - 2011 годы.
Довод управления о том, что представленная электронная версия сайта на диске не содержит сведений о том, что данная версия содержалась по состоянию на дату составления акта N 4 от 10.10.2012, признан судом апелляционной инстанции не обоснованным, поскольку административным органом не исследовался официальный сайт общества ОЭК.РФ и все выводы об отсутствии предусмотренной Стандартами информации на данном Интернет-сайте основаны на предположениях.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В материалы дела не представлены бесспорные доказательства не размещения обществом на Интернет-сайте ОЭК.РФ какой-либо информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела, в том числе, актом осмотра, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении, подтверждается факт нарушения обществом требований Стандартов раскрытия информации, признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, представитель общества присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и давал объяснения в отношении вменяемого обществу правонарушения, что отражено в протоколе.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении присутствовал представитель общества Моисеенко.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившейся в ненадлежащем уведомлении общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении постановления в отсутствие представителя общества, не основан на фактических обстоятельствах дела.
Вместе с тем, несмотря на ошибочные выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает возможным оставить решение суда без изменения, поскольку управлением не представлены бесспорные доказательства наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2013 по делу N А56-26372/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26372/2013
Истец: ОАО "Объединенная энегетрическая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10652/13
07.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17452/13
23.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-26372/13