г. Вологда |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А13-2238/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Северсталь" Трифановой А.А. по доверенности от 29.11.2012, от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области Логвиненко М.М. по доверенности от 07.02.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Северсталь" и государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2013 года по делу N А13-2238/2013 (судья Ковшикова О.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Северсталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области (далее - учреждение, Управление ПФР) о признании недействительным решения от 07.12.2012 N 035/027/420-2012 в части вывода о занижении страховых взносов на сумму 5 516 063 рубля 79 копеек, а также в части предложения представить уточненные расчеты по форме РВ-3 за все отчетные периоды 2010 года с учетом начисления дополнительных страховых взносов в той же сумме (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2013 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Учреждение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что обществом за 2010 год уплачены страховые взносы с выплат, превышающих 415 000 рублей, до вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 13-П (далее - постановление N 13-П), которым установлено, что в таком случае спорные суммы возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат. С учетом данного обстоятельства полагает, что суд неправомерно признал недействительным решение учреждения в части предложения представить уточненные расчеты по форме РВ-3 за все отчетные периоды 2010 года с учетом начисления дополнительных страховых взносов. Также не согласно с решением суда о признании недействительным решения учреждения в части вывода о занижении страховых взносов на сумму 5 516 063 рубля 79 копеек, поскольку в этом случае общество будет претендовать на возврат указанной суммы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу учреждения и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, просят в удовлетворении апелляционной жалобы учреждению отказать.
Общество с судебным решением не согласилось в части и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции изменить мотивировочную часть решения, исключив вывод суда об отсутствии, с учетом установленного Конституционным Судом Российской Федерации порядка исполнения постановления N 13-П, основания для обязания учреждения устранить допущенные нарушения прав общества. Просит дополнить резолютивную часть решения суда указанием обязать учреждение устранить допущенные нарушения прав общества. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что спорная сумма уплаченных страховых взносов является переплатой и имеет статус излишне уплаченной, однако согласно положениям постановления N 13-П данное обстоятельство не является основанием для взыскания, которое, по мнению общества, может быть произведено путем зачета имеющейся у общества переплаты.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу общества и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда в оспариваемой обществом части считают законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей общества и учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Управлением ПФР проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, о чем составлен акт от 02.11.2012 N 035/027/420-2012 (листы дела 51 - 56).
На основании акта проверки и по результатам рассмотрения возражений общества (листы дела 57 - 59) Управлением ПФР принято решение от 07.12.2012 N 035/027/420-2012 (листы дела 30 - 38) о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 2286 рублей 80 копеек. В названном решении обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам и пени.
Кроме того, в данном решении Управлением ПФР сделан вывод о занижении обществом страховых взносов на доплату к пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год на сумму 5 516 063 рубля 79 копеек, обществу предложено представить уточненные расчеты по форме РВ-3 в том числе за все отчетные периоды 2010 года с учетом начисления дополнительных страховых взносов.
Не согласившись с указанным решением в части, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Из материалов дела следует, что заявитель является организацией, использующей труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и уплачивает взносы на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ).
В соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Федеральный закон от 23.12.2010 N 360-ФЗ), объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ в соответствующей редакции база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу части 4 той же статьи Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Таким образом, в соответствии с редакцией части второй статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ, база для начисления страховых взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации ограничивалась предельной величиной выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица в размере 415 000 рублей.
Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ часть вторая статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Данная редакция части второй статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ не предполагает ограничение облагаемой базы в виде выплат и вознаграждений, начисленных в пользу работников, суммой в 415 000 рублей в год.
При этом частью 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ установлено, что действие положений части второй статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Таким образом, Федеральный закон от 23.12.2010 N 360-ФЗ, распространив новое правовое регулирование в части, изменяющей порядок определения базы для начисления страховых взносов, на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, придал ему обратную силу.
Сославшись на приведенные положения Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ, Управление ПФР в оспариваемом решении установило занижение обществом базы для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в связи с неисчислением взносов на выплаты, превышающие 415 000 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода Управления ПФР о занижении обществом страховых взносов за 2010 год на сумму 5 516 063 рубля 79 копеек.
Иные основания вывода о занижении заявителем страховых взносов за 2010 год на сумму 5 516 063 рубля 79 копеек в решении Управления ПФР отсутствуют.
Вместе с тем, постановлением N 13-П часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления этих взносов.
Согласно данному постановлению Конституционного Суда Российской Федерации часть вторая статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ с момента провозглашения и, соответственно, вступления в силу постановления N 13-П не подлежит применению при определении базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, часть вторая статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ не может рассматриваться в качестве основания определения базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества правовых оснований для начисления в 2010 году страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества, признав недействительным оспариваемое решение Управления ПФР в части вывода о занижении обществом страховых взносов на сумму 5 516 063 рубля 79 копеек, а также в части предложения представить уточненные расчеты по форме РВ-3 за все отчетные периоды 2010 года с учетом начисления дополнительных страховых взносов в той же сумме является неправомерным.
Апелляционной инстанцией не принимаются доводы учреждения о незаконности решения суда в связи с уплатой обществом за 2010 год страховых взносов с выплат, превышающих 415 000 руб., до вступления в силу постановление N 13-П, которым установлено, что в таком случае спорные суммы возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат, как и доводы о незаконности вывода суда о неправомерности заключения учреждения о занижении страховых взносов на сумму 5 516 063 рубля 79 копеек.
Как следует из материалов дела, в первоначальных расчетах по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемых при осуществлении контроля за уплатой взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, за отчетные периоды 2010 года (листы дела 76 - 78, 82 - 84, 88 - 90, 94 - 96) страховые взносы с сумм выплат свыше 415 000 рублей были обществом исчислены и уплачены в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В дальнейшем обществом в Управление ПФР представлены уточненные расчеты за все отчетные периоды 2010 года (листы дела 79 - 81, 85 - 87, 91 - 93, 97 - 99), в которых страховые взносы исчислены обществом с учетом ограничения базы для начисления взносов величиной выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица в размере 415 000 рублей, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Решения по результатам камеральных проверок на основе уточненных расчетов общества Управлением ПФР не принимались, поскольку началось проведение выездной проверки.
В ходе выездной проверки Управлением ПФР на основании уточненных расчетов общества по форме РВ-3 сделан оспариваемый вывод о занижении страховых взносов.
При этом доначисление спорной суммы страховых взносов ответчиком не произведено, поскольку соответствующие суммы исчислены самим обществом по первоначальным расчетам по форме РВ-3, уменьшение сумм исчисленных взносов на основании уточненных расчетов Управлением ПФР не производилось.
Фактически вывод о занижении страховых взносов повлек для общества последствия в виде непринятия Управлением ПФР сведений о начисленных страховых взносах, отраженных в уточненных расчетах по форме РВ-3.
С учетом того, что вывод учреждения о занижении страховых взносов является неправомерным Управление ПФР в ходе проверки должно было установить отсутствие оснований для начисления страховых взносов на выплаты в размере, превышающем 415 000 рублей. Соответственно основания для представления уточненных расчетов по форме РВ-3 за все отчетные периоды 2010 года с учетом начисления дополнительных страховых взносов отсутствуют.
В постановлении N 13-П Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что денежные средства, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные, в том числе на основании судебных решений, за 2010 год организациями, использующими труд названной категории работников, до вступления указанного постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат.
Однако указанные положения постановления N 13-П не свидетельствуют о правомерности вывода инспекции о занижении обществом страховых взносов за спорный период.
Вышеприведенный порядок исполнения постановления N 13-П свидетельствует о том, что при установлении судом неправомерности вывода учреждения ПФР о занижении страховых взносов и вместе с тем внесении плательщиком страховых взносов денежных средств до вступления указанного постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей указанные денежные средства не подлежат.
Соответственно, вышеприведенные доводы учреждения являются ошибочными и основаны на неверном толковании постановления N 13-П.
С учетом изложенного также не принимаются доводы общества, которое ссылаясь на положения постановления N 13-П, указывает о неправомерности вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания Управления ПФР устранить допущенные нарушения прав общества.
По мнению общества, необходимо руководствоваться положениями постановления N 13-П согласно которым не выплаченные до вступления настоящего постановления в силу суммы, исчисленные с базы для начисления взносов за 2010 год, превышающей 415 000 рублей, не могут быть взысканы, а решения о взыскании соответствующих сумм, вынесенные, но не исполненные до вступления настоящего постановления в силу, исполнению не подлежат.
Общество полагает, что спорная сумма уплаченных страховых взносов является переплатой и имеет статус излишне уплаченной, что в соответствии с вышеприведенными положениями постановления N 13-П свидетельствует об отсутствии оснований для ее взыскания, которое, по мнению общества, может быть произведено путем зачета имеющейся у общества переплаты.
Однако в данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, применению подлежат положения постановления N 13-П в соответствии с которыми, денежные средства, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные, в том числе на основании судебных решений, за 2010 год организациями, использующими труд названной категории работников, до вступления указанного постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат.
Как было указано выше в первоначальных расчетах по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемых при осуществлении контроля за уплатой взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, за отчетные периоды 2010 года (листы дела 76 - 78, 82 - 84, 88 - 90, 94 - 96) страховые взносы с сумм выплат свыше 415 000 рублей были обществом исчислены и уплачены в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, до вступления постановления N 13-П обществом страховые взносы были уплачены, следовательно, учитывая установленный Конституционным Судом Российской Федерации порядок исполнения постановления N 13-П, основания для обязания Управления ПФР устранить допущенные нарушения прав общества отсутствуют.
Доказательств того, что Управление ПФР принимало какие-либо действия по взысканию оспариваемой суммы страховых взносов с общества в материалы дела не представлено. При этом из фактических обстоятельств дела следует, что основания для такого взыскания в любом случае отсутствовали в связи с уплатой обществом спорных сумм и отказом Управления ПФР в их возврате (листы дела 112 - 114).
Также с учетом положений статьей 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются доводы учреждения об избрании обществом ненадлежащего способа защиты.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб заявителя и учреждения не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2013 года по делу N А13-2238/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Северсталь" и государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2238/2013
Истец: ООО "Авиапредприятие "Северсталь"
Ответчик: Госучреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе