город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2013 г. |
дело N А53-11614/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Устиновой Я.И. (доверенность от 19.11.12 N 61АА1773068, сроком до 31.12.13);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 28.08.13 N 51680);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказской железной дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2013
по делу N А53-11614/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказской железной дороги"
к заинтересованному лицу Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспортаУправлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 170/07-12/13 от 14.05.13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Дело рассматривалось судом в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 05.08.13 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав вменённого ему в вину административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что вина общества во вменяемом административном правонарушении отсутствует. Общество приняло все необходимые и возможные меры для соблюдения требований законодательства и проявило объективную степень заботливости и осмотрительности.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощённого производства.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя управления.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.03.13 на основании распоряжения N 113 от 19.03.13 проведена плановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Анапа - Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала общества осуществляющего свою деятельность по адресу: ул. Привокзальная, д.1, г. Анапа, Краснодарский край на предмет соблюдения обязательных требований установленных нормативными правовыми актами по обеспечению транспортной безопасности.
В ходе проверки уполномоченным органом выявлено, что общество осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства РФ о транспортной безопасности на железнодорожной станции Анапа, а именно:
- не обеспечено проведение оценки уязвимости в нарушение ст. 5 Федерального закона РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п. 5.7 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 г. N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" -
- не проведена проверка ответственного за обеспечение транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу в нарушение п. 5.10 приказа Министерства транспорта,
- не осуществляется специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации в нарушение п. 5.12 приказа Министерства транспорта.
26.03.13 результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 114/07. Обществу выдано предписание об устранении нарушений от 26.03.13.
18.04.13 уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 400740 по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
14.05.2013 начальником отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления вынес постановление N 170/07-12/13, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным ввиду следующего.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 названного закона объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Таким образом, общество является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Персиановка.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
П. 5.7 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Железнодорожная станция Анапа внесена в Реестр категорированных объектов с присвоением 2 категории (реестровый N ЖСП 403250 от 20.04.2011). О присвоении реестрового номера и категории ОАО "РЖД" уведомлено 13.05.2011.
Согласно п. 5.10 приказа Министерства транспорта от 08.02.11 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В соответствии с п.5.4 и ст.10 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или группы ОТИ второй категории.
Пунктом 5.6.9 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 определено, что силы обеспечения транспортной безопасности - это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделения транспортной безопасности.
Приказом начальника Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций от 10.01.13 N 23/ДЦС-2 ответственным за обеспечение транспортной безопасности назначен начальник железнодорожной станции Анапа Смирнов Н.В.
В соответствии с п. 5.12 Приказа субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Документов подтверждающих обеспечение оценки уязвимости и утверждение ее результатов в установленные сроки, осуществление специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, а также проверки ответственного за обеспечение транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу, в период проведения проверки обществом не представлено.
Факт совершения нарушения, выразившегося в отсутствии утвержденной Федеральным агентством железнодорожного транспорта оценки уязвимости ОТИ железнодорожной станции Анапа, был выявлен 26.03.13 (дата проведения плановой выездной проверки).
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, само нарушение совершено 14.08.11, поскольку к указанному сроку общество не выполнило возложенную на общество обязанность, субъект транспортной инфраструктуры мог быть привлечен к административной ответственности не позднее 14.10.11. Таким образом, общество в настоящее время не может быть привлечено к административной ответственности за данное нарушение.
Представителем общества на рассмотрении дела об административном правонарушении представлены документы подтверждающие проведение проверки ответственного за обеспечение транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обществом не представлено доказательств осуществления специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки ответственного за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Общество связывает п. 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 с п. 5.6.4, т.е. с номенклатурой (перечнем) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, которая в свою очередь является приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, который по вине субъекта на настоящий момент не разработан.
Однако в соответствии с п.5.4 и ст.10 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или группы ОТИ первой категории.
Отсутствие номенклатуры и плана обеспечения транспортной безопасности в данном случае не могут являться препятствием для проведения обучения, назначенного ответственного за обеспечение транспортной безопасности.
На момент проведения проверки ответственный за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ железнодорожной станции Анапа не прошел специальную профессиональную подготовку в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
На рассмотрении дела об административном правонарушении документов подтверждающих прохождение или намерений прохождения обучения ответственного за обеспечение транспортной безопасности представлено не было.
Допуск ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности не прошедшего специальную профессиональную подготовку к вышеперечисленным мероприятиям, отрицательно влияет на качественное состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению, а также создает предпосылки для совершения нарушений законодательства РФ в области транспортной безопасности.
Также общество приводит выдержки из Методических рекомендаций по проведению оценки уязвимости ОТИ и ТС, которые в свою очередь несут рекомендательный характер.
Приложение N 3 к Методическим рекомендациям по проведению оценки уязвимости ОТИ и ТС не определяет временную последовательность, а также не устанавливает причинно-следственную связь между перечисленными в нем мероприятиями.
Учебные программы разрабатываются в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" (Приложение N13).
На основании разработанных программ учебное учреждение должно получить лицензию в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности.
Довод общества, о том, что заключить договор на обучение работников общества по программе "Транспортная безопасность" не представлялось возможным, суд первой инстанции правильно признал необоснованными, поскольку общество имело возможность обучить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Анапа в любом образовательном учреждении имеющим лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе "Транспортная безопасность".
Из письма, от 27.09.12 N АЦ-25/11124 на которое ссылается в жалобе общество Министерство транспорта также четко указывает, что для прохождения обучения, необходимо обращаться в специализированные учебные учреждения, которые полномочны, разрабатывать, утверждать и реализовывать дополнительные образовательные программы.
Неисполнение названных требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11614/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Северо-Кавказская делезная дорога"
Ответчик: УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу